Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания
Права учредителя по уменьшению годового объема субсидии бюджетному (автономному) учреждению на выполнение задания существенно ограничены действующим законодательством - уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Несоблюдение данного правила может стать основанием для привлечения должностных лиц органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к административной ответственности согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ (см., в частности, решение Оренбургского областного суда от 27.06.2014 по делу N 21-278/2014).
Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения госзадания возможно только при соответствующем изменении самого задания.
Инициировать уменьшение субсидии на выполнение задания может как бюджетное (автономное) учреждение, так и орган, осуществляющий в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). Основания уменьшения в течение года объема субсидии могут быть предусмотрены Соглашением о ее предоставлении.
Уменьшение годового объема субсидий на выполнение задания с соответствующим изменением самих заданий, как правило, осуществляется по результатам анализа отчетов об исполнении заданий за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев).
На федеральном уровне предусмотрено перечисление субсидии в соответствии с графиком, с учетом установленных ограничений. При этом перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в IV квартале производится только после предоставления предварительного отчета о выполнении государственного задания в части показателей объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год (п. 46 Положения N 640). Если показатели объема по предварительному отчету меньше показателей, установленных в задании (с учетом допустимых отклонений), то задание подлежит уточнению. Соответственно, уже в конце года после уменьшения задания учреждению может быть уменьшен итоговый объем полагающейся субсидии.
Требования по объему ежеквартального перечисления субсидии и уменьшению субсидии в конце года на основании предварительного отчета не распространяются на учреждения, в случаях (п. 46.1 Положения N 640):
- оказания услуг (выполнения работ) зависящих от сезонных условий (если учредителем не установлено иное);
- если в отношении учреждения проводятся реорганизационные или ликвидационные мероприятия;
- осуществления выплат в рамках Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761 и от 28.12.2012 N 1688.
Действующее законодательство не предусматривает механизмов отзыва (изъятия) у бюджетного (автономного) учреждения средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания даже для тех ситуаций, когда это задание было пересмотрено в сторону уменьшения. Соответствующий порядок может быть предусмотрен Соглашением о предоставлении субсидии. В частности, на основании соглашения остатки субсидии могут быть изъяты у учреждения до окончания текущего года при невыполнении им в полном объеме задания при условии уменьшения объемных показателей задания (письмо Минфина России от 25.02.2015 N 02-01-11/9390, раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
На уровне публично-правовых образований, как правило, предусматривается требование о перечислении субсидии на выполнение задания частями в течение года (например, ежеквартально)*(1). Применение подобного подхода позволяет учредителю:
- при изменении задания в сторону уменьшения не отзывать денежные средства, а просто уменьшать очередной платеж;
- предотвращать образование в учреждениях остатков субсидии в связи с существенным невыполнением или ненадлежащим выполнением задания.
Итак, учредитель не имеет права произвольно уменьшать сумму субсидии на выполнение задания - такое уменьшение обязательно должно быть увязано с изменением показателей самого задания. Что же в данном случае подразумевается под изменением показателей задания?
N | Основание уменьшения годового объема субсидии | Примечание |
1. | Уменьшение в задании показателей объема (содержания) оказываемых услуг (выполняемых работ) | Изменение данных показателей учредителем может быть обусловлено, в частности: - внесением изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано задание; - изменением размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения задания |
2. | Снижение показателей качества (в случае их установления) | |
3. | Уменьшение учредителем в течение года величины нормативных затрат на оказание услуг, на содержание имущества (не приводящее к образованию кредиторской задолженности по принятым учреждениями обязательствам) | Подобное решение возможно только в случаях, если такая возможность предусмотрена соответствующими актами публично-правовых образованиях. Например, для федеральных учреждений нормативные затраты в течение года могут быть изменены в случае внесения изменений в нормативные правовые акты РФ (п. 41 Положения N 640). |
На практике также встречаются случаи, когда учредители осуществляют закупки в пользу бюджетных (автономных) учреждений с передачей им товаров (результатов работ, услуг) с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Специалисты уполномоченных ведомств отмечают, что подобные действия противоречат действующему законодательству. Субсидия на выполнение задания рассчитывается на основании нормативных затрат и должна предоставляться исключительно в денежной форме (письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 04.12.2014 NN 30338-ЕЕ/Д28и, 02-01-09/64023).
Корректировка базовых нормативов затрат по государственным (муниципальным) услугам в течение года не предусмотрена общими требованиями, утвержденными отраслевыми органами в соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ. Они могут быть скорректированы при планировании и составлении проекта бюджета на следующий бюджетный цикл. Специалисты Минфина особо подчеркивают: изменение объема финобеспечения в течение года может привести к невозможности исполнения Плана ФХД и пересмотру уже принятых обязательств (письмо от 12.04.2016 N 02-01-10/20697).
В ряде случаев уменьшение годового объема субсидии на выполнение задания с экономической точки зрения было бы весьма уместно, однако такое уменьшение не может осуществляться в связи с отсутствием в действующем законодательстве соответствующих механизмов. Речь идет, например, о следующих ситуациях:
N | Практическая ситуация | Примечание |
1. | Заключение в течение года договоров, в соответствии с которыми имущество учреждения сдается в аренду*(3) | Подобные обстоятельства сами по себе не являются основанием для пересмотра размера субсидии в меньшую сторону. Соответственно, учреждение может не принимать во внимание наступление соответствующих событий и расходовать средства субсидии в обычном порядке согласно Плану ФХД. В то же время при наступлении этих событий ничто не мешает учредителю пересмотреть в сторону уменьшения показатели задания (объем, качество, нормативные затраты). Кроме того, часть средств субсидии может быть возвращена учреждением добровольно (после консультаций с учредителем) или на основании соответствующих положений Соглашения о предоставлении субсидии |
2. | Заключение в течение года договоров, в соответствии с которыми имущество учреждения передается в безвозмездное пользование | |
3. | Выбытие из учреждения в течение года недвижимого и особо ценного движимого имущества, содержание которого должно осуществляться за счет средств субсидии | |
4. | Уменьшение объема расходов в связи с переходом на УСН | |
5. | В течении года в учреждение появились новые услуги (работы), оказываемые за плату, относящихся как к основным, так и к иным видам деятельности учреждения. |
Пересмотр государственных (муниципальных) заданий, как правило, осуществляется по результатам анализа отчетов об исполнении заданий за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев). В частности, могут быть пересмотрены показатели объема (качества, результатов) по отдельным видам услуг (работ). Изменение (расширение) состава показателей задания должно осуществляться в увязке с показателями государственной (муниципальной) или ведомственной программы, ответственным исполнителем которой является учредитель. При этом в зависимости от характера уточнений, вносимых в задание, объем субсидии на выполнение этого задания может быть изменен или остаться без изменения.
Кроме того, учредитель вправе принять решение об изменении размера субсидии в случае уменьшения ему ранее утвержденных лимитов, изменив при этом показатели, характеризующие объем государственных услуг (работ), установленных в госзадании (п. 4.2.2.1.1 Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2016 N 198н).
Пунктом 5 ст. 78.1 и п. 5 ст. 78.2 БК РФ предусмотрено требование о включении в договоры бюджетных и автономных учреждений, подлежащих оплате за счет средств субсидий, условия о возможности их изменения по соглашению сторон в части размера и (или) срока оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на предоставление субсидии.
______________________________
*(1) См., в частности, п. 45 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
*(2) Согласно действующему на федеральном уровне с 1 января 2016 года Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, нормативные затраты на оказание госуслуг устанавливаются на основании базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к ним. При этом базовые нормативы затрат устанавливаются на постоянной основе и уточняются при необходимости при формировании обоснований бюджетных ассигнований.
*(3) Специалисты финансового ведомства в своих рекомендациях предлагают способ решения данной проблемы (см. Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Тема
Субсидия на выполнение госзадания
См. также
Уменьшение объема субсидии на выполнение задания, исходя из показателей прошлого года
Определение размера субсидии на выполнение госзадания
Увеличение объема субсидии на выполнение госзадания
Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
Содержание имущества бюджетными и автономными учреждениями
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.