• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет заработной платы (для госсектора)

Учет заработной платы (для госсектора)

Как отражается в учете организации госсектора выплата работнику заработной платы, удержание НДФЛ, а также начисление страховых взносов?

Юридические аспекты


В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Внимание

К заработной плате не относятся выплаты социального характера, материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха. Не являются заработной платой компенсации, выплачиваемые в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей (ст. 164 ТК РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются (ст. 144 ТК РФ):

- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее - Положение N 583) утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.

Примечание

Положение N 583 не распространяется на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, Главного управления специальных программ Президента РФ, на работников других федеральных государственных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства РФ определен иной порядок установления систем оплаты труда.

Согласно п. 1 Положения N 583 системы оплаты труда работников федеральных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с п. 3 Положения N 583 размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения с учетом:

- требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации работника;

- сложности и объема выполняемой работы.

Размер компенсационных выплат устанавливается в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах (п. 4 Положения N 583). Размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений (п. 5 Положения N 583).

В Положении N 583 урегулирован порядок определения размера заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах иных сумм, начисленных работнику, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в кредитной организации на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (часть третья ст. 136 ТК РФ).

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (часть шестая ст. 136 ТК РФ). Конкретные сроки ее выплаты устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (часть восьмая ст. 136 ТК РФ).


Бухгалтерский учет и отчетность


Расходы государственных (муниципальных) учреждений на выплату заработной платы осуществляются с применением кода вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" (п. 5.1.2 раздела III Указаний N 65) и относятся на подстатью КОСГУ 211 "Заработная плата" (п. 3 раздела V Указаний N 65н).

Расходы на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды РФ осуществляются с применением кода вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" (п. 5.1.2 раздела III Указаний N 65) и относятся на подстатью КОСГУ 213 " Начисления на выплаты по оплате труда" (п. 3 раздела V Указаний N 65н).

Учет принятых (денежных) обязательств на счете 0 502 00 000 "Обязательства" осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н).

Бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются учреждением в сумме доведенных прав на принятие обязательств (пп. "б" п. 1, п. 3 письма Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155):

- казенным учреждением - в сумме доведенных лимитов бюджетных обязательств;

- бюджетным (автономным) учреждением - в сумме утвержденных плановых назначений.

Бюджетные обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды принимаются в сумме начисленных обязательств (пп. "е" п. 1, п. 3 письма Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155).

Принятие казенным учреждением бюджетных обязательств по оплате труда и уплате страховых взносов осуществляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 "Принятые обязательства" (абз. 2 п. 134, абз. 3 п. 140 Инструкции N 162н).

Принятие бюджетным (автономным) учреждением обязательств осуществляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (абз. 2 п. 167, абз. 4 п. 174 Инструкции N 174н; абз. 2 п. 193, абз. 4 п. 200 Инструкции N 183н).

Сумма денежных обязательств отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" (абз. 7 п. 141, абз. 2 п. 141 Инструкции N 162н, абз. 4 п. 167 Инструкции N 174н, абз. 4 п. 193 Инструкции N 183н).

По общему правилу суммы начисленной заработной платы отражаются по кредиту счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" в корреспонденции с дебетом счета 0 401 20 211 "Расходы по заработной плате" (абз. 2 п. 102 Инструкции N 162н, абз. 2 п. 128 Инструкции N 174н, абз. 7 п. 131 Инструкции N 183н). При этом кредиторской задолженностью является только сумма доначислений обязательств перед работниками, подлежащих выплате, в том числе доначислений, отраженных по результатам устранения счетной ошибки (см. письмо Минфина России от 25.07.2016 N 02-07-10/43385).

Начисление расходов на заработную плату, учитываемых при формировании себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в составе прямых, накладных или общехозяйственных расходов, отражается бухгалтерской записью по дебету счета 0 109 00 211 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и кредиту счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" (абз. 2 п. 102 Инструкции N 162н, абз. 2 п. 128 Инструкции N 174н, абз. 7 п. 131 Инструкции N 183н).

Начисление расходов на заработную плату работников, непосредственно участвующих в создании (изготовлении) объектов нефинансовых активов, учитываемых в составе вложений в нефинансовые активы при формировании первоначальной стоимости создаваемого (изготавливаемого) объекта, отражается по дебету счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" в корреспонденции с кредитом счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" (п.п. 32, 33 Инструкции N 162н, Инструкциями NN 174н и N 183н указанная корреспонденция не предусмотрена, соответственно, её применение должно быть согласовано с учредителем бюджетного (автономного) учреждения (п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н)).


Операция по удержанию из заработной платы сумм НДФЛ отражается по дебету счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" в корреспонденции с кредитом счета 0 303 01 000 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" (абз. 13 п. 102 Инструкции N 162н, абз. 2 п. 129 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 157 Инструкции N 183н).

Иные суммы, удержанные из заработной платы (взносы по договорам добровольного страхования; взносы на добровольное пенсионное страхование; сумм членских профсоюзных взносов; по исполнительным листам и другим документам), отражаются по дебету счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" в корреспонденции с кредитом счета 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" (абз. 3 п. 108, Инструкции N 162н, п. 139 Инструкции N 174н, п. 167 Инструкции N 183н).

Для учета расчетов по суммам начисленных страховых взносов используются в соответствии с п. 263 Инструкции N 157н применяются соответствующие счета:

0 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

0 303 06 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

0 303 07 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС";

0 303 10 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии";

Начисление страховых взносов отражается по дебету соответствующих аналитических счетов учета счета, применяемого для начисления расходов по заработной плате (0 109 00 213, 0 106 00 000, 0 401 20 213), в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов расчетов по страховым взносам.


Типовые корреспонденции счетов


N п/п

Казенное учреждение

Бюджетное (автономное) учреждение*(1)

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1





Приняты обязательства (бюджетные обязательства)

1.1

1 501 Х3 000 *(2)

1 502 Х1 211

0 506 Х0 000


0 502 Х1 211

- по оплате труда

1.2

1 501 Х3 000

1 502 Х1 213

0 506 Х0 000

0 502 Х1 213

- по уплате страховых взносов

2





Начислена заработная плата

2.1

1 401 20 211

1 302 11 730

0 401 20 211

0 302 11 730

(0 302 11 000)

- с отнесением расходов на финансовый результат деятельности

2.2

1 109 Х0 211 *(2)

1 302 11 730

0 109 Х0 211

0 302 11 730

(0 302 11 000)

- с отнесением расходов на себестоимостьи готовой продукции

2.3

1 106 ХХ 000

1 302 11 730

0 106 ХХ 000

0 302 11 730

(0 302 11 000)

- с учетом расходов в составе вложений в нефинансовые активы *(3)

3





Начислены страховые взносы

3.1

1 401 20 213

1 303 02 730,

1 303 06 730,

1 303 07 730,

1 303 10 730

0 401 20 213

0 303 02 730

(0 303 02 000),

0 303 06 730

(0 303 06 000),

0 303 07 730

(0 303 07 000),

0 303 10 730

(0 303 10 000)

- с отнесением расходов на финансовый результат деятельности

3.2

1 109 Х0 213

1 303 02 730,

1 303 06 730,

1 303 07 730,

1 303 10 730

0 109 Х0 213

0 303 02 730

(0 303 02 000),

0 303 06 730

(0 303 06 000),

0 303 07 730

(0 303 07 000),

0 303 10 730

(0 303 10 000)

- с отнесением расходов на себестоимостьи готовой продукции

3.3

1 106 ХХ 000

1 303 02 730,

1 303 06 730,

1 303 07 730,

1 303 10 730,

1 303 11 730

0 106 ХХ 000

0 303 02 730

(0 303 02 000),

0 303 06 730

(0 303 06 000),

0 303 07 730

(0 303 07 000),

0 303 10 730

(0 303 10 000)

0 303 11 730

(0 303 11 000)

- с учетом расходов в составе вложений в нефинансовые активы

4

1 302 11 830

1 303 01 730

0 302 11 830

(0 302 11 000)

0 303 01 730

(0 303 01 000)

Из заработной платы удержан НДФЛ

5

1 302 11 830

1 304 03 730

0 302 11 830

(0 302 11 000)


0 304 03 730

(0 304 03 000)

Удержаны из заработной платы взносы по договорам добровольного страхования; взносы на добровольное пенсионное страхование; суммы членских профсоюзных взносов; суммы по исполнительным листам

6





Принятие денежных обязательств

6.1

1 502 Х1 211

1 502 Х2 211

0 502 Х1 211

0 502 Х2 211

- по выплате заработной платы

6.2

1 502 Х1 213


1 502 Х2 213


0 502 Х1 213

0 502 Х2 213

- по уплате страховых взносов

7





Выплата заработной платы

7.1

1 302 11 830

1 201 34 610 *(4)

0 302 11 830

(0 302 11 000)


0 201 34 610

(0 201 34 000)

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

- наличными денежными средствами из кассы учреждения

7.2

1 302 11 830

1 304 05 211

1 201 21 610 *(5)

0 302 11 830

(0 302 11 000)

0 201 11 610

(0 201 11 000,

0 201 21 000)

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

- в безналичной форме

8

1 303 01 830

1 304 05 211

1 201 21 610

0 303 01 830

(0 303 01 000)

0 201 11 610,

(0 201 11 000

0 201 21 000)

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

Перечисление НДФЛ

9

1 304 03 830

1 304 05 211

1 201 21 610


0 304 03 830

(0 304 03 000)

0 201 11 610,

(0 201 11 000

0 201 21 000)

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

Исполнение обязательств по суммам, удержанным из заработной платы

10





Перечисление сумм начисленных страховых взносов:

10.1

1 303 06 830

1 304 05 213

1 201 21 610

0 303 06 830

(0 303 06 000)

0 201 11 610,

(0 201 11 000

0 201 21 000)

Увеличение

18

(119 КВР,

213 КОСГУ)

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

10.2

1 303 02 830

1 304 05 213

1 201 21 610

0 303 02 830

(0 303 02 000)


0 201 11 610,

(0 201 11 000

0 201 21 000)

Увеличение

18

(119 КВР,

213 КОСГУ)

- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

10.3

1 303 07 830

1 304 05 213

1 201 21 610

0 303 07 830

(0 303 07 000)

0 201 11 610,

(0 201 11 000

0 201 21 000)

Увеличение

18

(119 КВР,

213 КОСГУ)

- на обязательное медицинское страхование

10.4

1 303 10 830

1 304 05 213

1 201 21 610

0 303 10 830

(0 303 10 000)


0 201 11 610,

(0 201 11 000

0 201 21 000)

Увеличение

18

(119 КВР,

213 КОСГУ)

- на обязательное пенсионное страхование


______________________________

*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.

*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

*(3) Указанная корреспонденция положениями Инструкций NN 174н и 183н прямо не предусмотрена. В то же время п. 131 Инструкции N 174н и п. 159 Инструкции N 183н прямо предусмотрены корреспонденции для отнесения сумм начисленных на заработную плату сумм страховых взносов на соответствующие аналитические счета учета счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".

*(4) В казенных учреждениях и органах власти отражение на забалансовых счетах 17 и 18 осуществляется в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).

*(5) Указанная корреспонденция положениями Инструкции N 162н не предусмотрена, поэтому при необходимости ее следует закрепить в учетной политике, с соблюдением требований абзаца 20 п. 2 Инструкции N 162н.


Документооборот


Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации госсектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время госучреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы:

- требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н;

- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.


Основанием для начисления заработной платы служат:

- приказ (распоряжение) руководителя учреждения о приеме на работу, увольнении и перемещении сотрудников;

- Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421);

- Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425);

- другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Для отражения начислений заработной платы работникам учреждения, а также отражения налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний применяются:

- Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401);

- Расчетная ведомость (ф. 0504402).


Пример заполнения Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421)

Пример заполнения Записки-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425)

Пример заполнения Расчетной ведомости (ф. 0504402)


Налогообложение


НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Заработная плата и другие выплаты в пользу работников, являются их доходом, подлежащим обложению НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Организация, выплачивающая физическому лицу доход, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Налоговая ставка в отношении доходов в виде оплаты труда резидентов РФ установлена в размере 13%, нерезидентов - 30% (ст. 224 НК РФ). При этом налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

На основании п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода

В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ:

- не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода;

- не позднее последнего числа месяца, в котором производились выплаты доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков.

Налоговые агенты по НДФЛ представляют в налоговый орган по месту своего учета за год сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица" (утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@).

С 1 января 2016 года налоговые агенты по НДФЛ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета новую форму отчетности: расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год по форме 6-НДФЛ "Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом", утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@. Сдавать расчет необходимо не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (третий абзац п. 2 ст. 230 НК РФ).


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые начисления в денежной или натуральной форме в пользу работников, если такие начисления предусмотрены:

- законодательством Российской Федерации;

- трудовыми договорами (контрактами);

- коллективным договором.

Расходы на оплату труда при методе начисления признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ). Одновременно с этим действует общее правило определения даты осуществления расходов, сформулированное в п. 1 ст. 272 НК РФ, по которому расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Страховые взносы, начисленные на суммы причитающихся работнику выплат и вознаграждений, признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, в период начисления этих взносов (п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).


Пример

Казенное учреждение


Лимиты бюджетных обязательств на выплату заработной платы в сумме 15 000 000,00 рублей и начислений на заработную плату в сумме 453 000,00 рублей доведены казенному учреждению до начала текущего финансового года. Принятие бюджетных обязательств по заработной плате отражено в бухгалтерском учете первым рабочим днем текущего финансового года.

15 января работникам на зарплатные карты перечислена заработная плата за первую половину января в сумме 350 000,00 рублей.

30 января работникам казенного учреждения начислена заработная плата в сумме 1 000 000,00 руб.

Суммы страховых взносов, начисленных на заработную плату в январе, составили:

- в ФСС РФ (2,9%) - 29 000,00 руб.;

- в ПФР (22%) - 220 000,00 руб.;

- в ФФОМС (5,1%) - 51 000,00 руб.;

- в ФСС РФ (0,2%) - 2 000,00 руб.

Сумма удержанного НДФЛ за январь составила 125 000,00 рублей.

Из заработной платы за январь произведены удержания по исполнительным документам в сумме 15 000,00 рублей.

31 января на зарплатные карты сотрудников с лицевого счета получателя бюджетных средств перечислена заработная плата за январь в сумме 510 000,00 рублей, а также перечислен НДФЛ, страховые взносы, а также суммы, удержанные из заработной платы по исполнительным документам.

В бюджетном учете сделаны следующие записи по начислению и выплате заработной платы из кассы учреждения:


Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

первый рабочий день текущего финансового года

1 501 23 000

1 501 13 000

15 000 000,00

Отражен перенос показателей по счетам санкционирования на текущий финансовый год в сумме ЛБО, доведенных на выплату заработной платы

1 501 23 000

1 501 13 000

453 000,00

Отражен перенос показателей по счетам санкционирования на текущий финансовый год в сумме ЛБО по начислениям на заработную плату

1 501 13 000

1 501 11 000

15 000 000,00

Приняты бюджетные обязательства по выплате заработной плате на текущий финансовый год

15 января

1 302 11 730

1 304 05 211

350 000,00

Перечислена заработная плата за первую половину января

1 502 11 211

1 502 12 211

350 000,00

Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы за первую половину января

30 января

1 401 20 211

1 302 11 730

1 000 000,00

Начислена заработная плата за январь

1 502 11 211

1 502 12 211

650 00,00

(1 000 000 - 350 000)

Приняты денежные обязательства

1 302 11 830

1 303 01 730

125 000,00

Удержан НДФЛ

1 302 11 830

1 304 03 730

15 000,00

Удержана задолженность работника на основании исполнительного документа

1 401 20 213

1 303 02 730

29 000,00

Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1 502 13 213

1 502 11 213

29 000,00

Принято бюджетное обязательство

1 502 11 213

1 502 12 213

29 000,00

Принято денежное обязательство

1 401 20 213

1 303 06 730

2 000,00

Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 502 13 213

1 502 11 213

2 000,00

Принято бюджетное обязательство

1 502 11 213

1 502 12 213

2 000,00

Принято денежное обязательство

1 401 20 213

1 303 10 730

220 000,00

Начислены страховые взносы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

1 502 13 213

1 502 11 213

220 000,00

Принято бюджетное обязательство

1 502 11 213

1 502 12 213

220 000,00

Принято денежное обязательство

1 401 20 213

1 303 07 730

51 000,00

Начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование

1 502 13 213

1 502 11 213

51 000,00

Принято бюджетное обязательство

1 502 11 213

1 502 12 213

51 000,00

Принято денежное обязательство

31 января

1 302 11 830

1 304 05 211

510 000,00

Перечислена заработная плата за январь

1 303 01 830

1 304 05 211

125 000,00

Перечислен НДФЛ

1 303 04 830

1 304 05 211

15 000,00

Перечислена удержанная с работника задолженность по исполнительному документу

1 303 02 830

1 304 05 213

29 000,00

Перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1 303 06 830

1 304 05 213

2 000,00

Перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1 303 07 830

1 304 05 213

51 000,00

Перечислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование

1 303 10 830

1 304 05 213

220 000,00

Перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование


Бюджетное (автономное) учреждение


План ФХД на текущий финансовый год утвержден бюджетному (автономному) учреждению до начала текущего финансового года. Плановые назначения по оплате труда в рамках выполнения госзадания составляют 15 000 000,00 рублей, в рамках приносящей доход деятельности - 10 000 000,00. Плановые назначения по начислениям на оплату труда в рамках выполнения госзадания составляют 4 530 000,00 рублей, в рамках приносящей доход деятельности - 3 020 000,00. Принятие обязательств по заработной плате отражено в бухгалтерском учете первым рабочим днем текущего финансового года.

15 января работникам на зарплатные карты перечислена заработная плата за первую половину января в сумме 350 000,00 руб. в том числе за 150 000,00 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности и 200 000,00 руб. за счет средств субсидии на госзадание.

31 января начислена заработная плата, учитываемая в себестоимости госуслуг и платных услуг в составе прямых затрат в общей сумме 1000 000,00, в том числе:

- в сумме 700 000,00 руб. в рамках приносящей доход деятельности;

- в сумме 300 000,00 руб. в рамках выполнения госзадания;

Суммы страховых взносов, начисленных на заработную плату в январе, составили:

- в ФСС РФ (2,9%) - 20 300,00 руб. в рамках выполнения госзадания и 8 700,00 руб. в рамках приносящей доход деятельности;

- в ПФР (22%) - 154 000,00 руб. в рамках выполнения госзадания и 66 000,00 в рамках приносящей доход деятельности;

- в ФФОМС (5,1%) - 35 700,00 руб. в рамках выполнения госзадания и 15 300,00 в рамках приносящей доход деятельности;

- в ФСС РФ (0,2%) - 1 400,00 руб. в рамках выполнения госзадания и 600,00 в рамках приносящей доход деятельности;

Сумма удержанного НДФЛ за январь составила 130 000,00 руб.

Из заработной платы за январь произведены удержания по исполнительным документам в сумме 15 000,00 рублей.

1 февраля с лицевого счета учреждения на зарплатные карты сотрудников перечислена заработная плата за январь в сумме 520 000,00 рублей, а также перечислен НДФЛ, страховые взносы, а также суммы, удержанные из заработной платы по исполнительным документам.


В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,

руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

первый рабочий день текущего финансового года

2 506 20 000

2 506 10 000

2 506 20 000

2 506 10 000

10 000 000,00

Отражен перенос показателей по счетам санкционирования на текущий финансовый год в сумме плановых назначений на выплату заработной платы

4 506 20 000

4 506 10 000

4 506 20 000

4 506 10 000

15 000 000 ,00

2 506 20 000

2 506 10 000

2 506 20 000

2 506 10 000

3 020 000,00

Отражен перенос показателей по счетам санкционирования на текущий финансовый год в сумме плановых назначений по начислениям на заработную плату

4 506 20 000

4 506 10 000

4 506 20 000

4 506 10 000

4 530 000,00

2 506 10 000

2 502 11 211

2 506 10 000

2 502 11 211

10 000 000,00

Приняты обязательства по выплате заработной платы на текущий финансовый год

4 506 10 000

4 502 11 211

4 506 10 000

4 502 11 211

15 000 000,00

15 января

2 302 11 830

2 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

2 302 11 000

2 201 11 000

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

150 000,00

Перечислена заработная плата за первую половину января

4 302 11 830

4 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

4 302 11 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(111 КВР,

211 КОСГУ)

200 000,00

2 502 11 211

2 502 12 211

2 502 11 211

2 502 12 211

150 000,00

Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы за первую половину января

4 502 11 211

4 502 12 211

4 502 11 211

4 502 12 211

200 000,00

31 января

4 109 60 211

4 302 11 730

4 109 60 211

4 302 11 000

700 000,00

Начислена заработная плата

2 109 60 211

2 302 11 730

2 109 60 211

2 302 11 000

300 000,00

4 502 11 211

4 502 12 211

4 502 11 211

4 502 12 211

500 000,00

(700 000,00 - 200 000,00)

Принято денежное обязательство

2 502 11 211

2 502 12 211

2 502 11 211

2 502 12 211

150 000,00

(300 000,00 - 150 000,00)

4 302 11 830

4 303 01 730

4 302 11 000

4 303 01 000

91 000,00

Удержан НДФЛ

2 302 11 830

2 303 01 730

2 302 11 000

2 303 01 000

39 000,00

4 302 11 830

4 304 03 730

4 302 11 000

4 304 03 000

15 000,00

Удержана задолженность работника на основании исполнительного документа

4 109 60 213

4 303 02 730

4 109 60 213

4 303 02 000

20 300,00

Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

2 109 60 213

2 303 02 730

2 109 60 213

2 303 02 000

8 700,00

4 506 10 000

4 502 11 213

4 506 10 000

4 502 11 213

20 300,00

Принято обязательство

2 506 10 000

2 502 11 213

2 506 10 000

2 502 11 213

8 700,00

4 502 11 213

4 502 12 213

4 502 11 213

4 502 12 213

20 300,00

Принято денежное обязательство

2 502 11 213

2 502 12 213

2 502 11 213

2 502 12 213

8 700,00

4 109 60 213

4 303 06 730

4 109 60 213

4 303 06 000

1 400,00

Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 109 60 213

2 303 06 730

2 109 60 213

2 303 06 000

600,00

4 506 10 000

4 502 11 213

4 506 10 000

4 502 11 213

1 400,00

Принято обязательство

2 506 10 000

2 502 11 213

2 506 10 000

2 502 11 213

600,00

4 502 11 213

4 502 12 213

4 502 11 213

4 502 12 213

1 400,00

Принято денежное обязательство

2 502 11 213

2 502 12 213

2 502 11 213

2 502 12 213

600,00

4 109 60 213

4 303 07 730

4 109 60 213

4 303 07 000

35 700,00

Начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование

2 109 60 213

2 303 07 730

2 109 60 213

2 303 07 000

15 300,00

4 506 10 000

4 502 11 213

4 506 10 000

4 502 11 213

35 700,00

Принято обязательство

2 506 10 000

2 502 11 213

2 506 10 000

2 502 11 213

15 300,00

4 502 11 213

4 502 12 213

4 502 11 213

4 502 12 213

35 000,00

Принято денежное обязательство

2 502 11 213

2 502 12 213

2 502 11 213

2 502 12 213

15 300,00

4 109 60 213

4 303 10 730

4 109 60 213

4 303 10 000

154 000,00

Начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

2 109 60 213

2 303 10 730

2 109 60 213

2 303 10 000

66 000,00

4 506 10 000

4 502 11 213

4 506 10 000

4 502 11 213

154 000,00

Принято обязательство

2 506 10 000

2 502 11 213

2 506 10 000

2 502 11 213

66 000,00

4 502 11 213

4 502 12 213

4 502 11 213

4 502 12 213

154 000,00

Принято денежное обязательство

2 502 11 213

2 502 12 213

2 502 11 213

2 502 12 213

66 000,00

1 февраля

4 302 11 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

4 302 11 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

394 000,00

Перечислена заработная плата за январь, начисленная в рамках выполнения госзадания

2 302 11 730

2 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

2 302 11 000

2 201 11 000

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

111 000,00

Перечислена заработная плата за январь, начисленная в рамках приносящей доход деятельности

4 303 01 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

4 303 01 000

4 302 11 000

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

91 000,00

Перечислен НДФЛ, удержанный из заработной платы в рамках госзадания

2 303 01 730

2 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

2 303 01 000

2 302 11 000

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

39 000,00

Перечислен НДФЛ, удержанный из зарплаты в рамках приносящей доход деятельности

4 303 02 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

4 303 02 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

20 300,00

Перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

2 303 02 730

2 302 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

2 303 02 00

2 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

8 700,00

4 303 06 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

4 303 06 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

1 400,00

Перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 303 06 730

2 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

2 303 06 000

2 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

600,00

4 303 07 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

4 303 07 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

35 700,00

Перечислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование

2 303 07 730

2 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

2 303 07 000

2 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

15 300,00

4 303 10 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

4 303 10 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

154 000,00

Перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

2 303 10 730

2 201 11 610

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

2 303 10 000

2 201 11 000

Увеличение

18

(119 КВР, 213 КОСГУ)

66 000,00

4 304 03 730

4 201 11 610

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

4 304 03 000

4 201 11 000

Увеличение

18

(111 КВР, 211 КОСГУ)

15 000,00

Перечислена удержанная с работника задолженность по исполнительному документу



Возможные риски


Обоснованно ли привлечение учреждений и должностных лиц к административной ответственности за нарушение сроков расчетов при увольнении, установленных ст. 140 ТК РФ, в случае невозможности произвести окончательный расчет в день увольнения?


Положительная практика


Суды, рассматривая дела об административных правонарушения по ст. 5.27 КоАП РФ, принимают во внимание особенности исполнения денежных обязательств, обусловленные статусом организации госсектора:

(+) решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 04.04.2016 по делу N 12-5/2016,

(+) решение Астраханского областного суда от 10.04.2015 по делу N 21-158/2015.

Также производство по подобным делам может быть прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ:

(+) решение Верховного Суда Республики Карелия от 26.04.2017 по делу N 21-160/2017.


Отрицательная практика


Суды указывают на обоснованность привлечения учреждений и должностных лиц к административной ответственности за нарушение сроков расчетов при увольнении, установленных ст. 140 ТК РФ:

(-) решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 17.02.2017 по делу N 12-8/2017 в отношении учреждения,

(-) решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 17.02.2017 по делу N 12-7/2017 в отношении должностного лица,

(-) решение Ивановского областного суда от 08.11.2016 по делу N 21-285/2016,

(-) решение Центрального районного суда г. Челябинска Челябинской области от 03.11.2015 по делу N 12-597/2015,

(-) решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 21.04.2014 по делу N 12-78/2014.


Учет заработной платы (для госсектора)

Как отражается в учете организации госсектора выплата работнику заработной платы, удержание НДФЛ, а также начисление страховых взносов?


Юридические аспекты

Бухучет и отчетность

Проводки

Документооборот

Налогообложение

Пример

Возможные риски


Формы документов

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения