Энциклопедия решений. Учет поступления выручки от реализации на лицевой счет казенного учреждения (органа государственной власти, местного самоуправления)

Учет поступления выручки от реализации на лицевой счет казенного учреждения (органа государственной власти, местного самоуправления)

Казенное учреждение получает от контрагента денежные средства на лицевой счет в оплату за оказанные услуги. Как отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете?

Юридические аспекты


Согласно ст. 6 БК РФ казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Казенные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 4 ст. 50, п. 4 ст. 298 ГК РФ, п.п. 3, 11 ст. 161 БК РФ). Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пп. г п. 4 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, для операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы РФ, участнику бюджетного процесса открывается отдельный лицевой счет. Данный лицевой счет (лицевой счет администратора доходов бюджета) в 1 и 2 разрядах содержит код "04".

В отдельных случаях средства, полученные от приносящей доход деятельности, могут поступать на банковские счета казенных учреждений. Действующее законодательство не содержит запрета на открытие получателями бюджетных средств (в т.ч. казенными учреждениями) банковских счетов в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций, в частности для осуществления расчетов с нерезидентами (см., например, письма Минфина России от 20.01.2015 N 02-08-06/1310, от 25.04.2014 N 02-01-08/19570, от 25.06.2013 N 02-04-08/23997, от 24.06.2013 N 02-13-09/23796, от 03.06.2013 N 02-03-08/20261; п. 2.8.2 Порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н). Нормативными правовыми актами может быть предусмотрено требование об открытии получателями бюджетных средств валютных счетов в кредитных учреждениях только на основании разрешения финансового органа (см., например, п. 6.1 постановления Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП).


Бюджетный учет


Для учета расчетов по суммам доходов от оказания платных услуг предназначен счет 205 31 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (п.п. 197, 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н).

При этом операции, связанные с поступлением доходов от оказания платных услуг, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" кода подвида доходов бюджетов и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ (п. 4.1.1 раздела II и раздел V Указаний N 65н).

В то же время при отражении таких операций в бюджетном учете в 18-м разряде номеров счетов указывается код 1 "Бюджетная деятельность".

Конкретный порядок отражения в бюджетном учете казенного учреждения доходов от приносящей доход деятельности зависит от объема полномочий учреждения по администрированию доходов.

В частности, казенное учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может быть наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме либо отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.

Суммы поступлений денежных средств на лицевой счет за оказанные услуги отражаются казенным учреждением, наделенным полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" (абз. 2 п. 91 Инструкции N 162н).

Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 262 Инструкции N 157н).

При передаче администратору кассовых поступлений информации о суммах начисленных доходов от оказания услуг в бюджетном учете отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и кредиту счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (абз. 13 п. 104 Инструкции N 162н).

Администратор кассовых поступлений в свою очередь полученную информацию об ожидаемых к поступлению доходах бюджета отражает бухгалтерской записью по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".

Суммы поступлений денежных средств на лицевой счет за оказанные казенным учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, услуги отражаются администратором кассовых поступлений по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (абз. 12 п. 104 Инструкции N 162н).

При поступлении от администратора кассовых поступлений информации о зачислении соответствующих денежных средств в доход бюджета в бюджетном учете казенного учреждения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 1 205 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" (абз. 11 п. 104 Инструкции N 162н).

Поступление денежных средств от оказания услуг в иностранной валюте на счет казенного учреждения, открытый в кредитной организации, отражается по дебету счета 1 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" (абз. 6 п. 52 Инструкции N 162н).

Согласно п. 365 Инструкции N 157н одновременно с поступлением доходов, отраженных на счете 1 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации", необходимо отражать увеличение счета 17 "Поступления денежных средств".


Бюджетная отчетность


В соответствии с требованиями Инструкции N 191н информация о поступлении средств от приносящей доход деятельности подлежит отражению в соответствующих формах бюджетной отчетности.

В частности, сумма по данным счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" получит свое отражение в строке 040 графы 4 Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (п. 96 Инструкции N 191н). Соответственно доходы, начисленные при оказании платных услуг казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет либо полномочиями администратора доходов в полном объеме, получат свое отражение в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данного учреждения.

В силу положений п. 60 Инструкции N 191н раздел "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)), формируется казенным учреждением при наличии у него полномочий по администрированию доходов. Заполнение показателей раздела производится на основании данных по кассовым поступлениям на лицевой счет.

В разделе "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) отражается информация в разрезе кодов классификации доходов бюджета, в том числе:

- суммы доходов от оказания казенным учреждением платных услуг, поступившие на лицевой счет администратора доходов, - в графе 5 на основании данных по счету 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет";

- суммы доходов от оказания казенным учреждением платных услуг, поступившие в иностранной валюте на счет казенного учреждения, открытый в кредитной организации, - в графе 6 на основании аналитических данных по поступлениям, отраженных на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств", открытого к счету 1 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации".

Если казенное учреждение наделено только полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, то такое учреждение информацию о зачислении средств на лицевой счет администратора доходов в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) не отражает.

Доходы, начисленные при оказании платных услуг казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информация о которых передана администратору кассовых поступлений, на основании данных по счету 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" подлежат отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), формируемой казенным учреждением в составе квартальной (годовой) бюджетной отчетности (п.п. 23, 28 Инструкции N 191н). Аналогичная Справка формируется администратором кассовых поступлений, которому поступили сведения об ожидаемых к поступлению доходах бюджета.

При составлении консолидированной отчетности данные взаимосвязанных показателей - неденежных расчетов, отраженных с применением счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты", исключаются (см., в частности, п.п. 35, 98 Инструкции N 191н).


Типовые корреспонденции счетов


N п/п

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

1

КДБ 1 507 Х0 130

*(1)

КДБ 1 504 Х0 130

Отражение прогнозируемых показателей по доходам

2

КДБ 1 205 31 560

КДБ 1 401 10 130

Начисление казенным учреждением доходов от оказания платных услуг

3

КДБ 1 210 02 130

КДБ 1 205 31 660

Поступление денежных средств от оказания услуг на лицевой счет администратора доходов бюджета

4

КДБ 1 201 27 510

Увеличение

17

(130 КОСГУ)

КДБ 1 205 31 660

Поступление денежных средств от оказания услуг в иностранной валюте на счет учреждения, открытый в кредитной организации

5

КДБ 1 304 04 130

КДБ 1 303 05 730

Передача казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информации о начисленных суммах доходов от оказания услуг администратору кассовых поступлений

6

КДБ 1 303 05 830

КДБ 1 304 04 130

Отражение администратором кассовых поступлений полученной информации об ожидаемых к поступлению доходах бюджета

7

КДБ 1 210 02 130

КДБ 1 303 05 730

Поступление денежных средств от оказания услуг казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, на лицевой счет администратора доходов бюджета

8

КДБ 1 303 05 830

КДБ 1 205 31 660

Отражение казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, поступившей от администратора кассовых поступлений информации о зачислении средств за оказанные платные услуги в доход соответствующего бюджета


______________________________

*(1) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.


Документооборот


Документом, подтверждающим факт оказания услуг (работ) заказчику, как правило, является Акт об оказании услуг (выполнении работ). При этом унифицированная форма Акта оказанных услуг (выполненных работ) в состав утвержденных Приказом N 52н форм документов не входит. Не предусмотрены положениями Приказа N 52н и иные формы документов, подтверждающих факт оказания услуги.

Вместе с тем Законом N 402-ФЗ и Инструкцией N 157н предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов.

Соответственно подобные документы должны быть разработаны учреждением самостоятельно с соблюдением требований, установленных п. 7 Инструкции N 157н.

В случае заключения письменного договора при оказании платных услуг форма акта оказанных услуг, а также периодичность его составления могут быть определены сторонами этого договора.

Отметим, что документом, подтверждающим факт оказания услуг, может являться не только Акт, но и иной документ, обусловленный порядком оказания платной услуги населению и т. п. При этом таким порядком, как правило, определяется и конкретная форма документа.

Так, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, документом - основанием для начисления факта оказанных услуг (выполненных работ) может являться самостоятельно разработанный документ, утвержденный в рамках формирования учетной политики учреждения. При разработке данного документа должно быть соблюдено не только наличие всех обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции N 157н, но и учтены правила оказания конкретной услуги в части формы документа.

Аналитический учет по счету 201 11 и аналитическим счетам счета 201 20 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071). Учет операций по счету 210 02 также ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071).

Поступление доходов от оказания услуг на лицевой (банковский) счет казенного учреждения отражается на основании документов, прилагаемых к выписке:

- из лицевого счета администратора доходов бюджета и прилагаемых к нему документов;

- из банковского счета.

Передача между казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором кассовых поступлений информации об ожидаемых и поступивших в доход соответствующего бюджета доходах от оказания платных услуг осуществляется посредством оформления Извещений (ф. 0504805).


Налогообложение


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль казенные учреждения не учитывают доходы в виде средств, полученных ими от оказания услуг (выполнения работ) (см. также письма Минфина России от 01.06.2016 N 03-07-11/31666, от 07.12.2016 N 03-03-05/72975).


НДС

Оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).


Пример

Пример 1.

Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме.

10 января текущего года казенное учреждение оказало на платной основе услуги физическому лицу на сумму 5 000 рублей. Оплата заказчиком была произведена на следующий день безналичным способом.

12 января денежные средства за оказанные услуги в полном объеме зачислены на лицевой счет администратора доходов.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующими корреспонденциями:


Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

10 января

КДБ 1 205 31 560

КДБ 1 401 10 130

5 000,00

Начислены доходы от оказания платных услуг

12 января

КДБ 1 210 02 130

КДБ 1 205 31 660

5 000,00

Поступили денежные средства на лицевой счет администратора доходов


Пример 2.

Казенное учреждение, наделенное отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, оказывает платные услуги населению по составлению договоров. Размер платы за оказание единицы услуги - 1 000,00 руб.

Физические лица производят оплату услуг безналичным способом путем перечисления денежных средств по предоставляемым реквизитам непосредственно на лицевой счет администратора кассовых поступлений.

5 сентября казенное учреждение оказало платных услуг населению на общую сумму 10 000,00 руб (10 единиц). Информация о начисленных суммах доходов передана администратору кассовых поступлений путем оформления Извещения (ф. 0504805).

6 сентября денежные средства поступили на лицевой счет администратора доходов. Извещение (ф. 0504805) с отметкой о поступлении сумм в доход бюджета в этот же день передано казенному учреждению.


В бюджетном учете казенного учреждения будут отражены следующие бухгалтерские записи:


Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

5 сентября

КДБ 1 205 31 560

КДБ 1 401 10 130

10 000,00

Начислены доходы от оказания платных услуг

КДБ 1 304 04 130

КДБ 1 303 05 730

10 000,00

Передана информация о начисленных суммах доходов от оказания услуг администратору кассовых поступлений

6 сентября

КДБ 1 303 05 830

КДБ 1 205 31 660

10 000,00

На основании Извещения с отметкой администратора кассовых поступлений отражена сумма средств от оказания платных услуг, поступивших в доход бюджета


Пример 3.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет отдельные полномочия по администрированию доходов, начисленных подведомственными казенными учреждениями от оказания платных услуг.

6 июня от подведомственного казенного учреждения поступило Извещение (ф. 0504805) с информацией о начисленных суммах доходов от оказания платных услуг в размере 20 000,00 руб.

7 июня денежные средства в размере 20 000,00 руб. зачислены на лицевой счет администратора доходов. Извещение (ф. 0504805) с отметкой о поступлении сумм в доход бюджета в этот же день передано казенному учреждению.

В бюджетном учете администратора кассовых поступлений будут отражены бухгалтерские записи:


Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

6 июня

КДБ 1 303 05 830

КДБ 1 304 04 130

20 000,00

Отражение администратором кассовых поступлений полученной информации об ожидаемых к поступлению доходах бюджета

7 июня

КДБ 1 210 02 130

КДБ 1 303 05 730

20 000,00

Отражено поступление денежных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета


Учет поступления выручки от реализации на лицевой счет казенного учреждения (органа государственной власти, местного самоуправления)

Казенное учреждение получает от контрагента денежные средства на лицевой счет в оплату за оказанные услуги. Как отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете?


Юридические аспекты

Бюджетный учет

Бюджетная отчетность

Проводки

Документооборот

Налогообложение

Пример


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения