• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Инвентаризация для целей бухгалтерского учета

Инвентаризация для целей бухгалтерского учета

Активы и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). Федеральными стандартами также устанавливаются требования к инвентаризации активов и обязательств (ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). На сегодняшний день такие стандарты не утверждены, в связи с этим при проведении инвентаризации экономический субъект вправе руководствоваться следующими нормативными актами (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ):

Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н);

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49);

- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н;

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

- и др.

Так, согласно п. 27 Положения N 34н, п. 1.5 Методических указаний N 49 проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (см. также письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-12/76134);

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок проведения инвентаризации подробно изложен в Методических указаниях N 49, из которых следует, что процесс инвентаризации можно разделить на три этапа:

1) подготовительный (издание приказа о проведении инвентаризации, создание инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения инвентаризации и видов инвентаризируемых активов и обязательств);

2) основной (определение фактического наличия активов и обязательств путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д., фиксация данных в инвентаризационных документах (ярлыках, описях, ведомостях), сопоставление фактических показателей с бухгалтерскими);

3) заключительный (оформление результатов инвентаризации (актов), принятие решений по результатам инвентаризации, их отражение в учете).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни (в том числе проведение инвентаризации и отражение ее результатов) подлежит оформлению первичным учетным документом. С 1 января 2013 года все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм экономические субъекты могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Таким образом, для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов экономический субъект может разработать бланки первичной учетной документации на основе типовых форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Впрочем, бланки могут быть разработаны и на основе форм, прилагаемых к Методическим указаниям N 49. Главное, чтобы они содержали все необходимые реквизиты, установленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой