Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) не предусматривает обязанности банков производить контроль за соблюдением организациями правил ведения кассовых операций.
Отменена в настоящее время и административная ответственность должностных лиц банков за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций, которая была предусмотрена ст. 15.2 КоАП РФ.
Ни одного нормативного правового акта, уполномочивающего какой-либо государственный орган (в том числе и налоговые органы) осуществлять контроль именно за соблюдением норм Указания N 3210-У, не существует.
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н) принят на основании и во исполнение законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Описанная в Регламенте процедура проверки основывается на проверке применения ККТ и выдачи клиентам бланков строгой отчетности при розничной продаже товаров, работ, услуг.
Отметим однако, что осуществляя такие проверки, представители налоговых органов имеют право исследовать, в частности, следующие документы (п. 29 Регламента):
- приходные и расходные кассовые ордера,
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов,
- авансовые отчеты,
- кассовую книгу,
- распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.
В то же время, согласно ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ дела о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ) рассматриваются налоговыми органами*(1).
Таким образом, осуществлять проверки соблюдения кассовой дисциплины (за исключением случаев, связанных с проверкой применения контрольно-кассовой техники) налоговые органы, по нашему мнению, не вправе; однако в случае обнаружения нарушений установленного порядка ведения кассовых операций они вправе принять решение о привлечении организации, её должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера)*(2) или индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. К таким нарушениям относятся:
- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (100 тысяч рублей по одному договору - п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", далее - Указание N 3073-У),
КоАП РФ не содержит прямого ответа на вопрос о том, какая из сторон (производящая, принимающая платеж или обе) несет ответственность за это нарушение. Судебная практика по данному вопросу противоречива. В некоторых случаях суды исходят из того, что ответственность должно нести лицо, производящее платеж (постановления Седьмого ААС от 27.10.2016 N 07АП-9216/16, ФАС Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4070-06, ФАС Поволжского округа от 30.10.2003 N А55-4572/03-3, Двадцатого ААС от 18.07.2012 N 20АП-3327/12, Восемнадцатого ААС от 19.07.2012 N 18АП-6510/12). Вместе с тем в арбитражной практике встречаются многочисленные решения, подтверждающие наличие состава административного правонарушения также и при получении наличных денег сверх установленного максимума (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 N А28-16681/2009, от 22.09.2008 N А79-1817/2008, Шестого ААС от 17.02.2015 N 06АП-100/15, Второго ААС от 21.02.2014 N 02АП-80/14, Одиннадцатого ААС от 13.08.2013 N 11АП-11902/13);
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств,
К ответственности за данное нарушение организации и индивидуальные предприниматели привлекаются, в частности, в случае расходования наличной выручки на цели, не предусмотренные или прямо запрещенные пунктами 2 и 4 Указания N 3073-У (например, на возврат займа - см. определение ВС РФ от 28.02.2017 N 306-АД16-21335). Отметим, что ранее к ответственности за это нарушение организации привлекались за ненадлежащее оборудование помещения кассы в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций, действовавшего до 1 января 2012 г. (постановления ФАС Поволжского округа от 18.11.2010 по делу N А57-7616/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2010 по делу N А53-23410/2009, разъяснения Арбитражного суда Пензенской области "О применении статьи 15.1 КоАП РФ"). Однако Указание N 3210-У вопросы оборудования кассы не регулирует, оставляя их на усмотрение самой организации (индивидуального предпринимателя), и фактов привлечения к ответственности за подобные нарушения после вступления в силу Указания N 3210-У и в период действия предшествовавшего ему Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" нам не известно.
- в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Что касается ответственности за неверный расчет лимита кассы, то за сам факт некорректного расчета состава административного правонарушения не образует, однако последствия такой ошибки могут привести к сверхлимитному накоплению наличности.
Встречаются и случаи привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушения порядка работы с денежной наличностью, прямо в ней не перечисленные. Так, например, казино может быть привлечено к ответственности за выплату выигрышей из кассы без составления расходных кассовых ордеров (определение Верховного Суда РФ от 13.03.2018 N 308-АД17-20498)*(3).
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
______________________________
*(1) Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают также органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий (ст.ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
*(2) Ранее, до 1 января 2012 г., ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций наряду с руководителями и главными бухгалтерами возлагалась и на кассиров (п. 39 действовавшего в то время Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40). В Указании N 3210-У подобной нормы нет. Не было её и в Положении Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", которое действовало в 2012-2014 г.г.
Что касается определения "должностного лица", содержащегося в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, то, полагаем, кассир под данное определение не подпадает. Должностными лицами для целей КоАП РФ признаются представители власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Кассир же подобными функциями не наделен, он не принимает управленческих решений, а является техническим работником.
Случаев привлечения кассиров к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ после 1 января 2012 г. нам неизвестно.
*(3) Впрочем, по мнению ФНС России, несоблюдение организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах Указания N 3210-У и Указания N 3073-У образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, являющейся специальной нормой, предусматривающей ответственность за нарушение условий лицензии при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (письмо от 22.01.2018 N ЕД-3-2/352@).
Тема
См. также
Последствия неправильного расчета лимита остатка наличности
Лимит расчета наличными денежными средствами
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Кассовые операции, ККТ" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам ведения юридическими лицами и предпринимателями операций с денежной наличностью, соблюдения кассовой дисциплины, применения контрольно-кассовой техники
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Кассовые операции, ККТ
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Кассовые операции, ККТ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Барсегяном, Ю. Волковой, Е. Лазуковой, И. Олейник, Е.Хмельковой
См. информацию об авторах