• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на рекламу

Бухгалтерский учет расходов на рекламу

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В бухгалтерском учете расходы на рекламу признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности (коммерческие расходы) (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99).

Расходы организации на рекламу учитываются в том отчетном периоде, в котором фактически были осуществлены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 16, п. 18 ПБУ 10/99).

Коммерческие расходы, включая затраты на рекламу продукции, согласно Плану счетов учитываются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".


1. Реклама в СМИ (объявления в печати, передачи по радио и телевидению)

Для учета имеет значение, в течение какого периода времени проводятся рекламные мероприятия через средства массовой информации. Если этот срок не превышает отчетного периода, расходы отражаются проводкой:


Дебет

Кредит

44

60


Если же условиями договора со СМИ предусмотрена единовременная оплата, а срок, в течение которого осуществляются рекламные мероприятия, превышает отчетный период, корректнее будет списание расходов через счет 97 "Расходы будущих периодов":


Дебет

Кредит

Описание

97

60

учтены расходы будущих периодов

44

97

списана сумма рекламных расходов в части, приходящейся на соответствующий отчетный период


2. Создание рекламных видеороликов (аудиозаписей)

Если договор на создание ролика предусматривает, что исключительное право на использование передается заказчику (ст.ст. 1270, 1285 ГК РФ), и организация планирует использовать рекламный ролик более 12 месяцев, то в учете формируется нематериальный актив (ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"). А в состав расходов на рекламу в данном случае включаются ежемесячные суммы амортизации.


3. Интернет-сайт

Если интернет-сайт по своим признакам относится к НМА согласно ПБУ 14/2007, то он учитывается в порядке, аналогичном учету других нематериальных активов.

Если же сайт нельзя отнести к нематериальным активам (например, организации не принадлежат исключительные права на сайт) и на нем размещается лишь рекламная информация о ее деятельности в течение срока, превышающего отчетный период, то расходы на такую рекламу следует учитывать по счету 97 и равномерно списывать в течение этого срока на себестоимость продукции:


Дебет

Кредит

Описание

97

60

затраты по созданию сайта отнесены на расходы будущих периодов

19

60

учтен "входной" НДС

68

19

НДС принят к вычету


Ежемесячно:


Дебет

Кредит

Описание

44

97

списана часть расходов по созданию сайта


4. Наружная реклама

Распространять наружную рекламу организация может самостоятельно либо приобретая услуги третьих лиц (например, рекламных агентств).

Если услуги по размещению наружной рекламы оказывают рекламные компании за определенную плату, то в бухгалтерском учете производятся записи:


Дебет

Кредит

Описание

44

60 (76)

отражена стоимость рекламных услуг

19

60 (76)

учтен "входной" НДС

68

19

НДС принят к вычету


Ежемесячно:


Дебет

Кредит

Описание

90, субсчет "Себестоимость продаж"

44

списаны расходы на рекламу


Аналогичные проводки делаются и в том случае, если для размещения наружной рекламы организации используют рекламные конструкции, полученные в аренду.

Стоимость, приобретенной или изготовленной собственными силами рекламной конструкции, учитывается либо в составе МПЗ, либо как основное средство. Порядок учета рекламной конструкции зависит от учетной политики организации и стоимости объекта. 


5. Участие в выставках, ярмарках, экспозициях, расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов

Учет товаров и готовой продукции, переданных в качестве образцов, ведется на отдельных субсчетах к счетам 41 "Товары" и 43 "Готовая продукция".


6. Разработка, издание и распространение рекламных изданий (иллюстрированные прейскуранты, каталоги, брошюры, альбомы, проспекты, плакаты, афиши, рекламные письма, открытки и т.п.)

В бухгалтерском учете такие расходы отражаются проводками:


Дебет

Кредит

Описание

10

60 (10, 02, 70, 69...)

оприходованы рекламные издания в качестве материальных запасов

44

10

списана стоимость розданных буклетов и т.п. на рекламные расходы

90, субсчет "Себестоимость продаж"

44

списаны расходы на рекламу


Списание затрат на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации производится по одной из приведенных схем в зависимости от экономического содержания производимых расходов.

Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учет отражаются расходы на рекламу, являются:

- договор на оказание рекламных услуг;

- акт сдачи-приемки оказанных услуг;

- документы, подтверждающие оплату услуг (платежные поручения, расходные кассовые ордера);

- и другие документы в зависимости от вида рекламных расходов.

Пример

Организация выпускает газету, содержащую только рекламу собственных услуг. Газета зарегистрирована как СМИ и распространяется среди неопределенного круга лиц. Тираж газеты печатается специализированной организацией. Газета распространяется бесплатно.

Стоимость услуг на издание тиража газеты составила 23 600 руб. (в том числе НДС 3600 руб.). При этом расходы на издание одного экземпляра газеты не превышают 100 руб.

В бухгалтерском учете расходы на издание рекламной газеты отражаются следующим образом:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

10

60

20 000
(23 600 - 3600)

принят на учет тираж газеты

19

60

3600

отражен входной НДС

10

19

3600

предъявленный НДС включен в стоимость тиража газеты

44

10

23600

по мере распространения газет их стоимость включается в состав рекламных расходов


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой