• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Получение данных налогового учета контрагента

Получение данных налогового учета контрагента

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. К таким сведениям относятся и данные налогового учета. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов. Статья 313 НК РФ прямо указывает, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Налоговая тайна, включая информацию, содержащуюся в данных налогового учета, не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102, ст. 313 НК РФ). Таким исключением является, например, право взыскателя, которому выдан исполнительный лист, запросить в налоговом органе сведения о банковских счетах должника. Для этого он должен представить соответствующее заявление, приложив к нему подлинник или заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. С таким заявлением взыскатель вправе обратиться в любой территориальный налоговый орган. В течение семи дней со дня получения запроса налоговый орган предоставляет взыскателю информацию о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов (ч.ч. 8 - 10 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", письма ФНС России от 24.07.2017 N СА-4-9/14444@ и от 29.04.2016 N ГД-4-14/7818, от 11.06.2009 N МН-22-6/469).

Не признаются налоговой тайной сведения, перечисленные в пп. 1 - 13 п. 1 ст. 102 НК РФ. К ним отнесены, например, сведения:

- являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов);

- об ИНН;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

- о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

- о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России;

- о суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору в отдельности), уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России (без учета сумм налогов и сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом), о суммах страховых взносов;

- о суммах доходов и расходов организации по данным ее бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России.

С 01.06.2016 закон предусматривает размещение ряда сведений об организации, не признаваемых налоговой тайной, в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru, если эти сведения не относятся к государственной тайне (п. 1.1 ст. 102 НК РФ, см. также приказ ФНС России от 24.12.2013 N ММВ-7-6/635@). Как указано в п. 1.1 ст. 102 НК РФ, такие сведения по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях размещения на сайте ФНС России соответствующие сведения формируются в наборы открытых данных по каждой организации и периодически обновляются. Первое размещение наборов открытых данных осуществлено 1 августа 2018 года, второе - 01.10.2018, третье - 01.12.2018*(1). В дальнейшем соответствующие сведения будут размещаться ежегодно. В 2018 году наборы открытых данных размещаются в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за отдельными исключениями), размещение же таких данных в отношении организаций иных правовых форм, а также отдельных категорий организаций (крупнейших налогоплательщиков, предприятий оборонно-промышленного комплекса и ряда иных) произойдет только в 2020 году.

Таким образом, в настоящее время некоторые сведения об организации, относящиеся к исполнению ею обязанностей налогоплательщика (плательщика страховых взносов), являются общедоступными; для их получения заинтересованному лицу обращаться в налоговые органы не требуется. Отметим, что и до 01.06.2016 специалисты ФНС России высказывали мнение об отсутствии у налоговых органов обязанности предоставлять по запросу налогоплательщиков информацию о том, выполняют ли их потенциальные контрагенты свои налоговые обязательства (см. письмо от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@).

Любое заинтересованное лицо вправе получить сведения о юридическом или о физическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН). Такие сведения предоставляются в виде выписки из ЕГРН. Объем предоставляемых сведений напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя. Если заявитель запрашивает информацию о третьем лице, из перечня сведений ЕГРН ему предоставляется информация только об ИНН и КПП юридического лица и об ИНН физического лица (п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н).

Эти же данные (сведения об ИНН юридического лица или ИП, а также о КПП юридического лица) можно беспрепятственно получить, обратившись к размещенному на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (https://www.nalog.ru) электронному сервису "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента". С помощью данного сервиса можно получить и ряд других сведений.

Положениями Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов ограничивается возможность распространения соответствующих сведений контролирующими органами. Сама же организация вправе самостоятельно определять, предоставлять ли (и в каком объеме) сведения о себе как о налогоплательщике другим лицам. Кроме того, организация может определить, что данные налогового учета являются ее коммерческой тайной (ст. 3, ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении любой экономической информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Для этого необходимо включить соответствующую информацию в перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определить порядок обращения с этой информацией, установить контроль за таким обращением и определить круг лиц, которые могут иметь доступ к информации (получать ее), нанести на документы гриф "Коммерческая тайна" и урегулировать отношения по использованию коммерческой тайны с работниками и контрагентами.

__________________________________

 

*(1) 01.08.2018 размещены сведения о среднесписочной численности работников юрлиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31.12.2017; 01.10.2018 - сведения, предусмотренные пп.пп. 10 и 11 п. 1 ст. 102 НК РФ, а 01.12.2018 - сведения, предусмотренные пп. 3 того же пункта (п. 10 приложения к приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@).

 


Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.