Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок

Налоговые проверки (камеральные и выездные) являются одной из форм проведения налогового контроля. Целью и камеральной, и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ).

Несмотря на единую цель, форма и порядок проведения налоговых проверок различны. Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О, камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная же налоговая проверка согласно ст. 89 НК РФ ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

Внимание

С 1 января 2015 года налоговым органам предоставлено право проводить осмотр территорий и помещений проверяемого налогоплательщика также и при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по НДС в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

Различаются камеральные и выездные налоговые проверки также по месту их проведения, срокам, продолжительности. Основные их отличительные характеристики приведем в таблице.


Характеристики

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Форма проверки

Текущий документальный контроль на основе анализа налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Углубленная форма налогового контроля на основе углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий налогового контроля (например, осмотра, выемки документов и предметов) (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Цель проверки

Своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Выявление нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки.

Выявление нарушений, обусловленных злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)

Основание проведения

Представление налоговой декларации (расчета).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа не требуется (п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ)

Вынесение решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки (п.п. 1, 2 ст. 89 НК РФ)

Место проведения

По месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ)

На территории (в помещении) налогоплательщика, а при отсутствии такой возможности - по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ)

Предмет проверки

Правильность исчисления и своевременность уплаты только одного налога (сбора), по которому представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ (п.п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

Проверяемый период

Период, за который представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Период, не превышающий трех (а в отдельных случаях - пяти) календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Периодичность проверок

По каждой представленной налоговой декларации (расчету), в том числе, по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Не более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением определенных случаев (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Проведение повторных проверок

Проведение повторных проверок по одной и той же декларации (расчету) НК РФ не предусмотрено.

Проверка уточненной декларации рассматривается как самостоятельная камеральная налоговая проверка. В случае представления уточненной налоговой декларации во время проведения камеральной проверки, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ)

Может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения

В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Приостановление проверки или продление срока ее проведения НК РФ не предусмотрено

Не более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Возможно приостановление проверки на общий срок, не превышающий шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Возможность исправления ошибок

Налоговый орган сообщает о выявленных в отчетности ошибках, несоответствии (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик имеет возможность до окончания камеральной проверки исправить ошибки и внести исправления в отчетность, подав уточненную налоговую декларацию (расчет)

НК РФ не вменяет в обязанность налоговым органам сообщать налогоплательщику до окончания проверки о выявленных ошибках. Поэтому возможность их исправить отсутствует


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.