Сроки проведения выездных налоговых проверок
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
При наличии оснований, приведенных в п. 9 ст. 89 НК РФ, проверка может быть приостановлена.
Для отдельных случаев нормами НК РФ установлены специальные сроки проведения выездных проверок.
Установленные максимальные сроки проведения выездных проверок приведены в таблице:
Проверяемое лицо | Срок проверки | Возможность продления проверки | Возможность приостановления проверки |
1. Все налогоплательщики, за исключением перечисленных в п.п. 2-4 таблицы | Не более 2-х месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) | До 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев*(1) (п. 6 ст. 89 НК РФ) | На срок не более 6-ти месяцев. Этот срок может быть увеличен на 3 месяца в случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, но в течение 6-ти месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию (абз. 8 п. 9 ст. 89, п. 6 ст. 89.1 НК РФ). |
2. Филиалы и представительства налогоплательщика (при проведении самостоятельной проверки) | Не более 1-го месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ) | Не предусмотрена*(2) | |
3. Консолидированная группа налогоплательщиков | Не более 2-х месяцев Увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы (помимо ответственного участника), но не более чем до 1 года (п. 18 ст. 89 НК РФ, п. 5 ст. 89.1 НК РФ) | ||
4. Инвестор по соглашению о разделе продукции или оператор соглашения - в связи с деятельностью по соглашению | Не более 6-ти месяцев. При наличии у организации филиалов и представительств срок увеличивается на 1 месяц для проверки каждого филиала и представительства (п. 16 ст. 89 НК РФ, п. 3 ст. 346.42 НК РФ). | ||
*(1) Указанный срок подразумевает продолжительность выездной проверки с учетом продления (письма Минфина России от 11.07.2011 N 03-02-07/1-234, от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328). *(2) Возможность продления выездной проверки предусмотрена только в п. 6 ст. 89 НК РФ, устанавливающем срок ее проведения в общем случае. Нормами НК РФ, устанавливающими специальные сроки проверки в случаях, приведенных в п.п. 2-4 таблицы, такая возможность не предусмотрена. |
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Иными словами, датой начала выездной проверки согласно п. 8 ст. 89 НК РФ является дата вынесения руководителем налоговой инспекции решения о ее проведении. Причем в отличие от ранее действовавшей нормы абз. 2 ст. 89 НК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) момент фактического прихода проверяющих на территорию налогоплательщика для исчисления процессуальных сроков проведения выездной проверки значения не имеет.
Возможность переноса выездной налоговой проверки после вынесения решения о ее проведении не предусмотрена НК РФ и иными нормативными правовыми актами. Данное обстоятельство связано с началом течения с момента вынесения указанного решения процессуальных сроков для определения продолжительности проверки, составления справки о проведенной проверке, акта проверки, рассмотрения возражений налогоплательщика и вынесения решения по ее результатам (письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
В последний день проведения проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной выездной налоговой проверке и вручить этот документ налогоплательщику. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки принято 10 апреля 2015 года. Следовательно, проверяющие должны закончить проверку и составить справку о ее проведении не позднее 10 июня 2015 года (с учетом положений п. 2 ст. 6.1 НК РФ). В этот же день они должны вручить налогоплательщику справку о проведении выездной проверки.
Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ).
C 12 июня 2015 года налоговые органы руководствуются в своей работе обновленными Основаниями и порядком продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее - Основания), утверждеными приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, которые по сути повторяют ранее действовавшие Основания, утвержденные приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки при наличии оснований, приведенных в п. 9 ст. 89 НК РФ. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Периоды, в течение которых проверка приостанавливалась, в срок проведения выездной проверки не включаются (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).
В итоге проведение выездной налоговой проверки (с учетом продления и периодов приостановления) в общем случае может продолжаться до 15 месяцев.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принято 10 апреля 2015 года. Следовательно, срок ее проведения - до 10 июня 2015 года (с учетом положений п. 2 ст. 6.1 НК РФ). В связи с истребованием документов у контрагентов организации (пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ) проверка была приостановлена с 21 мая 2015 года по 20 августа 2015 года. Срок, на который проверка приостанавливалась, в общий срок проведения проверки не включается. Следовательно, проверяющие должны закончить проверку и составить справку о ее проведении не позднее 10 сентября 2015 года. В этот же день они должны вручить налогоплательщику справку о проведенной выездной налоговой проверке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах