• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Иностранные организации - налоговые резиденты РФ

Иностранные организации - налоговые резиденты РФ

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

С 1 января 2015 года вступила в силу ст. 246.2 НК РФ, установившая для целей главы 25 НК РФ понятие налоговый резидент РФ. К ним, помимо российских организаций, отнесены:

- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора (пп. 2 п. 1 ст. 246.2 НК РФ);

- иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 246.2 НК РФ).

Кроме того, к налоговым резидентам РФ могут быть отнесены иностранные организации, добровольно признавшие себя налоговыми резидентами РФ, в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 246.2 НК РФ.

Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ, приравниваются в целях главы 25 НК РФ к российским (п. 5 ст. 246 НК РФ). Наличие статуса налогового резидента означает, что:

- налогообложение прибыли от деятельности иностранной организации осуществляется в соответствии с НК РФ;

- иностранная организация (в том числе добровольная признавшая себя налоговым резидентом РФ) при условии соблюдения ею законодательства РФ в отношении налоговых резидентов не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 25.13, пятый абзац п. 8 ст. 246.2 НК РФ).


Место фактического управления иностранной организации определяется с учетом условий:

Условия для признания РФ местом фактического управления иностранной организацией

Пояснение

Основные условия (должно выполняться хотя бы одно)

Исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации (пп. 1 п. 2 ст. 246.2 НК РФ)

Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах) (пп. 1 п. 2 ст. 246.2 НК РФ)

Главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ (пп. 2 п. 2 ст. 246.2 НК РФ)

Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления (пп. 2 п. 2 ст. 246.2 НК РФ)

Дополнительные условия (должно выполняться хотя бы одно)*(1)

Ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ (пп. 1 п. 5 ст. 246.2 НК РФ)

Ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ (пп. 2 п. 5 ст. 246.2 НК РФ)

Оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ (пп. 3 п. 5 ст. 246.2 НК РФ)

______________________________

*(1) Дополнительные условия применяются, если в отношении иностранной организации выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 п. 2 ст. 246.2 НК РФ статьи, и такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств (п. 5 ст. 246.2 НК РФ).


Статьей 246.2 НК РФ предусмотрены случаи деятельности иностранной организации в РФ, которые сами по себе не могут рассматриваться в качестве осуществления фактического управления иностранной организацией в РФ. Это:

- подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации (пп. 1 п. 3 ст. 246.2 НК РФ);

- подготовка к проведению совета директоров иностранной организации (пп. 2 п. 3 ст. 246.2 НК РФ);

- осуществление на территории РФ отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации, к которым, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть (пп. 3 п. 3 ст. 246.2 НК РФ). См. также письмо Минфина России от 02.02.2017 N 03-12-11/5639.

В письме Минфина России от 06.03.2017 N 03-12-11/2/12466 отмечено, что классификация функций, осуществляемых российской организацией в рамках централизованной системы управления, планирования и внутреннего контроля в отношении деятельности иностранных дочерних организаций, может осуществляться в том числе на основании внутренних политик и локальных нормативных актов российской организации, регламентирующих выполнение таких функций. В случаях, когда на территории РФ осуществляются как функции, поименованные в п. 3 ст. 246.2 НК РФ, так и иные функции, по мнению Минфина России, следует руководствоваться принципом соразмерности объема каждого вида деятельности, осуществляемого в РФ, аналогичного принципу, указанному в абзаце втором пп. 1 п. 2 ст. 246.2 НК РФ. Осуществление на территории России отдельных функций, требующих принятия управленческих решений по вопросам текущей деятельности иностранных дочерних организаций, не может рассматриваться в качестве руководящего управления на территории РФ в случае, если такая деятельность осуществляется в объеме, существенно меньшем, чем руководящее управление, осуществляемое в ином государстве (государствах).

Кроме того, иностранная организация рассматривается в качестве организации, фактическое управление которой осуществляется за пределами РФ, в частности, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения (п. 4 ст. 246.2 НК РФ). При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения этих условий.

Не признаются налоговыми резидентами РФ лица, одновременно отвечающие всем условиям, приведенным в п. 7 ст. 246.2 НК РФ.


Добровольное получение статуса налогового резидента РФ


Согласно первому абзацу п. 8 ст. 246.2 НК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения, а также ст. 246.2 НК РФ, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в России через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ.

Внимание

Наличие обособленного подразделения, через которое иностранная организация осуществляет деятельность в РФ, является обязательным требованием для самостоятельного признания такой иностранной организацией налоговым резидентом РФ (см. письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-01-11/18675, от 28.07.2015 N 03-03-06/43507).

Такая организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.

Вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных пунктами 2 - 5 ст. 246.2 НК РФ, эта иностранная организация признается налоговым резидентом РФ исключительно в добровольном порядке, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 6 ст. 246.2 НК РФ):

1) иностранная организация в качестве основного вида деятельности участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами) на условиях риска либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями), являясь стороной таких соглашений (с 1 января 2017 года - при условии соблюдения требования, установленного абзацем четвертым пп. 7 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ);

2) иностранная организация признается в соответствии с частью первой НК РФ активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией;

3) иностранная организация является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;

4) иностранная организация осуществляет деятельность по предоставлению в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и (или) деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при этом доля доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 80% в общей сумме доходов такой иностранной организации.

Для целей исчисления налога на прибыль иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом России, либо с момента представления в налоговый орган по месту учета своего постоянного представительства заявления о таком признании.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента РФ осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом России (об отказе от статуса налогового резидента), предусмотренного п. 8 ст. 246.2 НК РФ (п. 4.5 ст. 83 НК РФ).

Приказом ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/595@ утверждена форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации). В письме от 01.09.2015 N 03-08-05/50318 Минфин России сообщает, что в настоящее время вносятся изменения в Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций..., утвержденные приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, предусматривающие постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ в самостоятельном порядке.

При самостоятельном признании себя такой иностранной организацией налоговым резидентом РФ определение первого налогового периода по налогу на прибыль осуществляется в соответствии с п. 6 ст. 55 НК РФ.


Если иностранная организация ранее самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, она может отказаться от этого статуса на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ.

Положения п. 8 ст. 246.2 НК РФ в части самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом Российской Федерации (самостоятельного отказа от статуса налогового резидентства РФ) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом РФ налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных настоящей статьей.

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.03.2015 N 03-03-10/15463, иностранным организациям, признаваемым налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ, надлежит представлять в налоговые органы РФ налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по той же форме, что и российским организациям.



"Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.