Энциклопедия решений. Документы, проверяемые в ходе выездной налоговой проверки

Документы, проверяемые в ходе выездной налоговой проверки

Налоговые органы на основании пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В свою очередь налогоплательщики в силу пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Необходимые для проверки документы могут быть также истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

При этом НК РФ не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика должностными лицами налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку.

По мнению финансового ведомства, такие документы должны удовлетворять требованиям, указанным в вышеназванных статьях НК РФ, то есть документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/1/39920). Такого же мнения придерживается и ФНС России (письмо от 23.12.2013 N СА-4-7/23196).

Территориальные налоговые органы при проведении выездных налоговых проверок руководствуются, в том числе, Рекомендациями по проведению выездных налоговых проверок (далее - Рекомендации), подготовленными и направленными ФНС России письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ для использования в работе.

Согласно п. 5.1 Рекомендаций в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

- учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);

- имеющиеся в наличии лицензии;

- приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;

- налоговые декларации (расчеты);

- регистры налогового учета;

- счета-фактуры, книги покупок, книги продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС;

- книги учета доходов и расходов, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

- иные документы, относящиеся к налоговому учету;

- бухгалтерская отчетность организации;

- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);

- договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;

- банковские и кассовые документы;

- накладные, акты приема-передачи, акты выполненных работ;

- путевые листы;

- перевозочные документы;

- другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

- иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации, свидетельствующих о деятельности налогоплательщика, проверка документов может быть проведена сплошным или выборочным методом.

В случае применения сплошного метода проверке подвергаются все вышеперечисленные документы и информация. Но, как правило, применение сплошного метода проверки является затруднительным по объективным причинам (в частности, при проверке налогоплательщиков, относящихся к субъектам крупного и среднего бизнеса), поэтому применяется выборочный метод проверки.

В случае применения выборочного метода проверки ФНС России рекомендовала использовать правила (стандарт) N 16 "Аудиторская выборка", утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, в которых, в частности, приведены методы отбора элементов, подлежащих проверке с целью сбора доказательств. Например, отбираются однотипные первичные документы, отдельные записи в выписках из банковского счета, счета-фактуры по продажам, обороты по лицевым счетам дебиторов, крупнейшие суммы обязательств в рамках договоров, крупнейшие суммы обязательств перед контрагентами без деления на виды обязательств; крупные суммы обязательств в опционах + (-) 5%, и др.

Степень охвата проверкой документов и информации самостоятельно определяется должностными лицами, проводящими проверку, исходя из:

- объема данных, подлежащих проверке;

- состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика;

- степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных анализа информации о налогоплательщике, с учетом предпроверочного анализа, а также результатов ранее проведенных мероприятий налогового контроля (п. 5.7 Рекомендаций).

Внимание

Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов, форма которого приведена в приложении N 1 к письму N АС-4-2/13622@. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (в виде копий), путем направления требования о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.