Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В ходе проверок Роспотребнадзор старается выявить те правонарушения, по которым он правомочен составить протокол об административном правонарушении. Перечень таких правонарушений приведен в ст.ст. 23.13, 23.49 и п.п. 63 и 19 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Срок давности привлечения к административной ответственности за большинство этих нарушений, а именно:

- нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,

- нарушение законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

- нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,

- нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей,

- нарушение законодательства РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

- нарушение законодательства РФ об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,

- нарушение законодательства РФ о техническом регулировании

составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся - со дня его обнаружения (ч. 1 и ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Срок давности за невыполнение в установленный срок законного предписания Роспотребнадзора об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности начинается на следующий день после дня совершения (дня обнаружения) административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).

Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Постановление N 2). Суды, как правило, признают день составления акта проверки днем обнаружения правонарушения, поскольку именно в акте фиксируется факт обнаружения нарушений обязательных требований (постановления ФАС Уральского округа от 28.04.2011 N Ф09-1722/11, Пятнадцатого ААС от 27.02.2014 N 15АП-1257/14, Двадцатого ААС от 05.12.2013 N 20АП-4587/13, Первого ААС от 05.08.2013 N 01АП-3649/13).

Пример

По результатам проверки составлен акт проверки от 15.05.2017, в котором зафиксированы выявленные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь 16.05.2017.

Срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение ранее выданных предписаний Роспотребнадзора составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 19.5, ч. 1 и абзацем шестым ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Следует иметь в виду, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления N 2). Следовательно, привлекать по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ можно только в течение трёх месяцев после наступления даты исполнения предписания.

Пример

Ситуация 1. Согласно предписанию Роспотребнадзора необходимо устранить конкретное нарушение к 1 сентября 2017 года. Трехмесячный срок давности в случае неисполнения предписания следует отсчитывать с 1 сентября 2017 года. Административное наказание должно быть назначено не позднее 1 декабря 2017 года.

Ситуация 2. По предписанию Роспотребнадзора необходимо устранить конкретное нарушение, срок исполнения - 1 сентября 2017 года. Трехмесячный срок давности в случае неисполнения предписания следует отсчитывать со 2 сентября 2017 года. Административное наказание должно быть назначено не позднее 2 декабря 2017 года.

Внимание

Допустим, что по результатам проверки Роспотребнадзор привлек лицо к ответственности за длящееся правонарушение. Следующая проверка вновь выявляет такое же правонарушение. Роспотребнадзор вновь привлекает лицо к ответственности за вновь выявленное правонарушение, аналогичное тому, за которое это же лицо уже было наказано после первой проверки. Такое привлечение законно и не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение (постановления Семнадцатого ААС от 24.06.2014 N 17АП-5529/14, Девятнадцатого ААС от 15.08.2012 N 19АП-3561/12).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на август 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.