Применение законов о закупках при смене типа учреждения
Государственные и муниципальные казенные учреждения являются государственными и муниципальными заказчиками соответственно, и во всех случаях применяют при закупках Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Автономные учреждения применяют по общему правилу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и лишь в специально установленных случаях - Закон N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч.ч. 4, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Бюджетные учреждения могут применять оба закона для закупок за счет бюджетных и внебюджетных средств соответственно (п. 7 ст. 3, ч.ч. 1-3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В то же время бюджетное учреждение может стать казенным или автономным и наоборот. Возникает вопрос о применении при этом законов о закупках.
В этой связи следует учитывать, что "автономное учреждение", "бюджетное учреждение" и "казенное учреждение" являются типами государственного или муниципального учреждения, а не организационно-правовыми формами юридических лиц (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о НКО)). Соответственно, изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 1 ст. 17.1 Закона о НКО, ч. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об АУ)).
Таким образом, поскольку при изменении типа учреждения нового юридического лица не образуется, учреждение после смены типа остается тем же самым юридическим лицом, оно обязано исполнять принятые им на себя обязательства в соответствии с их условиями (ст. 309 ГК РФ). Иными словами, учреждение обязано исполнять все договоры, заключенные им до изменения типа, вне зависимости от того, в каком порядке они заключались.
Заметим, что ч. 10 ст. 5 Закона об АУ устанавливает, что имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у учреждения до изменения его типа. В то же время необходимо учитывать, что поскольку автономные учреждения при приобретении товаров, работ, услуг по общему правилу руководствуются не Законом N 44-ФЗ, а Законом N 223-ФЗ, с момента изменения типа учреждения, то есть с момента государственной регистрации изменений в его устав, к исполнению его договоров (которые не подпадают под вышеуказанные случаи регулирования Законом N 44-ФЗ) нормы Закона N 44-ФЗ более не применяются. Это касается, в первую очередь, требований, ограничивающих возможность изменения договора в процессе его исполнения и его расторжения. Хотя, безусловно, если какие-то положения Закона N 44-ФЗ были внесены в контракт, они сохраняют силу - именно как условия договора.
В случае же смены типа учреждением с автономного на бюджетное, возникает определенная юридическая коллизия, поскольку в таком случае на исполнение, изменение и расторжение договора, в принципе, должны распространяться нормы Закона N 44-ФЗ, хотя он заключался в соответствии с Законом N 223-ФЗ, причем лицом, не относившимся к заказчикам, руководствующимся Законом N 44-ФЗ. Разрешить эту коллизию может только судебная практика, которая, к сожалению, на настоящий момент отсутствует.
При смене учреждением типа с казенного на бюджетное договоры в соответствии с Законом N 223-ФЗ могут быть заключены только после утверждения положения о закупках, а ранее заключенные контракты, безусловно, должны исполняться в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку бюджетное учреждение также руководствуется по общему правилу этим Законом. Сложнее всего обстоит ситуация с исполнением договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ бюджетным учреждением, при смене им типа на казенное учреждение. В данном случае возникает та же юридическая коллизия, что и при смене автономным учреждением типа на бюджетное, за исключением того, что казенное учреждение ни в каких случаях не может осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Полагаем, что вышеописанная коллизия может быть разрешена путем применения по аналогии норм о соответствии договора закону при изменении закона. В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Поскольку Законом N 44-ФЗ вопрос с распространением его действия на отношения, возникшие из договоров, заключенных заказчиком, который ранее не подпадал под действие этого Закона, не урегулирован, по аналогии можно сказать, что такие договоры должны исполняться в соответствии с законами, применявшимися при их заключении.
Вместе с тем, вышеуказанная аналогия небесспорна, поскольку ситуация все же иная: речь идет о применении двух законов, действовавших одновременно. Если не принимать этой аналогии, то следует исходить из того, что к договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ, должны применяться требования, установленные Законом N 44-ФЗ. В таком случае учреждение должно будет вносить изменения в договоры, заключенные в соответствии с Законом N 223-ФЗ, приводя их в соответствие с Законом N 44-ФЗ, либо расторгать такие договоры, в том числе, возможно, через суд.
Тема
Разграничение сфер действия законов о закупках
См. также
Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе
Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ
Разграничение сфер действия законов о закупках бюджетным учреждением
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах