Энциклопедия решений. Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства

Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения деятельности заказчиков на территории иностранного государства

Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, установлены ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ.


Исходя из указаний самой ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, для ее применения необходимо одновременное соблюдение двух условий:

- заказчик осуществляет деятельность на территории иностранного государства;

- закупка проводится именно на территории иностранного государства.

Далее такие закупки именуются "иностранными" закупками.


При осуществлении "иностранной" закупки заказчик освобождается от целого ряда обязанностей, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, а именно:

1) заказчик согласно п. 2 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ вправе не размещать в единой информационной системе (далее - ЕИС) информацию, предусмотренную Законом N 44-ФЗ. По нашему мнению, это связано с тем, что в ряде случаев при "иностранной" закупке информация о закупке должна доводиться в первую очередь до сведения участников закупки - резидентов иностранных государств, а размещение информации в ЕИС не будет способствовать достижению этой цели. Подробнее вопрос о размещении информации при проведении "иностранной" закупки рассмотрен в отдельном материале;

2) заказчик согласно п. 1 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ вправе не руководствоваться положениями следующих норм этого Закона:

ст. 23 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей указание заказчиком в документах, относящихся к закупке, идентификационного кода закупки, а также использование заказчиком при наименовании объекта закупки каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

ст.ст. 28, 30 Закона N 44-ФЗ, устанавливающими преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;

ст. 34 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к содержанию контракта;

ст. 35 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к банковскому сопровождению контракта;

ст. 36 Закона N 44-ФЗ, содержащей правила отмены определения контрагента;

ст. 37 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей случаи и порядок применения антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов;

ст. 41 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к экспертам, экспертным организациям;

ст. 44 Закона N 44-ФЗ, содержащей требования к обеспечению заявок на участие в закупке;

ст. 45 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей требования к банковской гарантии, которая может быть предоставлена в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;

ст. 103 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей обязанность заказчика передавать сведения о заключенных контрактах в соответствующий реестр контрактов.

По нашему мнению, большинство указанных исключений связано с тем, что к контракту, исполняемому на территории иностранного государства, могут или даже должны применяться положения законодательства этого государства (см. ст.ст. 1186, 1209 - 1218 ГК РФ), которые могут исключать возможность применение требований Закона N 44-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


На случаи проведения "иностранной" закупки не распространяются установленные в настоящее время ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (п. 4 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, п. 5 постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).


Кроме того, в силу п. 3 ч. 1 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ при проведении "иностранной" закупки заказчик вправе устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ или законодательством иностранного государства, на территории которого осуществляется закупка, либо в определенных законодательством иностранного государства случаях не устанавливать такое требование. При этом заказчик должен обосновать в документально оформленном отчете невозможность установления такого требования.


С применением вышеописанных особенностей "иностранная" закупка может осуществляться, поскольку не предусмотрено иного, любыми предусмотренными Законом N 44-ФЗ способами: путем проведения конкурсов, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент).

Порядок проведения "иностранной" закупки путем запроса котировок дополнительно урегулирован ст. 75 Закона N 44-ФЗ.


Кроме того, при проведении "иностранной" закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует учитывать, что на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с данным пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей 100 тысяч рублей. Причем буквально в указанной норме говорится о заказчиках, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, но не о закупках для осуществления деятельности на территории иностранных государств. Отсюда можно сделать вывод, что указанные заказчики вправе осуществлять на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ любые закупки на сумму свыше 100 тысяч. Хотя, возможно, это ошибка юридической техники.


Для решения возникающих при проведении "иностранной" закупки вопросов, не урегулированных законом напрямую, по нашему мнению, должны применяться нормы о соответствующих способах закупки, с поправками, вытекающими из особенностей "иностранной" закупки, установленных законом. Полагаем также, что в ряде случаев указания Закона N 44-ФЗ относительно запроса котировок для обеспечения деятельности на иностранной территории могут использоваться по аналогии закона для решения вопросов, возникающих при проведении "иностранной" закупки иными способами. Ведь поскольку такой запрос котировок является частным случаем закупки, указания относительно него могут рассматриваться как частные проявления общего подхода законодателя к регулированию "иностранных" закупок.

Например, п. 5 ч. 2 ст. 75 Закона N 44-ФЗ указывает, что все поданные заявки независимо от средств связи и доставки, посредством которых такие заявки поданы, рассматриваются в соответствии с требованиями ст. 78 Закона N 44-ФЗ. При этом заказчик не вправе отклонять такие заявки по причине их несоответствия положениям ч. 2 ст. 77 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей требование подачи заявок в письменной форме в запечатанном конверте. Полагаем, что данный подход может и должен быть распространен и на осуществление "иностранной" закупки иными способами: заявки рассматриваются и оцениваются в соответствии с Законом N 44-ФЗ (что означает, что и требования к их содержанию должны устанавливаться в соответствии с этим Законом), однако несоблюдение требований Закона N 44-ФЗ к их форме не может служить основанием для их отклонения.

Сказанное относится, в частности, к возможности подачи заявки в электронной форме, которая, исходя из ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ, по общему правилу возможна только через ЕИС (см. письма Минэкономразвития России от 27.02.2014 N Д28и-208, от 03.04.2014 N Д28и-607, от 06.05.2014 N 10070-ЕЕ/Д28и, п. 67 письма от 30.09.2014 N Д28И-1889, ответ по вопросу 5 в письме от 09.12.2014 N Д28и-2719; п.п. 47, 52 письма Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).


Как указано в ч. 2 ст. 111.1 Закона N 44-ФЗ, Правительство РФ вправе определить:

1) особенности планирования и осуществления закупок заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;

2) конкретных заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территориях иностранных государств, в отношении которых могут быть установлены отдельные особенности планирования и осуществления закупок.

В настоящее время не определены ни указанные особенности, ни конкретные заказчики.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой