Энциклопедия решений. Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием

Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием

Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, при закупках руководствуются Законом N 223-ФЗ (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Они применяют положения Закона N 44-ФЗ только в случае неразмещения утвержденного положения о закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) (ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ) либо нарушения обязанностей, связанных с закупками у субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) или в случае передачи им государственным или муниципальным заказчиком своих полномочий (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).


Все остальные государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия) по общему правилу обязаны осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.


Исключение же из общего для большинства унитарных предприятий правила установлено ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при наличии правового акта (положения о закупке), принятого предприятием в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в ЕИС, данное предприятие вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и названного правового акта закупки за счет средств, поименованных в данной части.

В свою очередь ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает, что этот Закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что сферы действия Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ не пересекаются. Соответственно, закупки за счет средств из указанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ источников при принятии предприятием положения о закупке выводятся из сферы действия Закона N 44-ФЗ и переводятся в непересекающуюся с ней сферу действия Закона N 223-ФЗ.

Следовательно, в случае утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке предприятие начинает осуществлять параллельно два разных вида закупок по двум разным законам. Следовательно, ему необходимо утверждать:

- план-график и план закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 16, ст.ст. 17, 21, Закона N 44-ФЗ), не включающие закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и

- план закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), не включающий закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ.


Закупки за счет смешанного финансирования

В силу ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ предприятие вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и утвержденным на основании его норм положением о закупке исключительно за счет источников, указанных в этой норме. Иными словами, устанавливается принцип, что само по себе использование средств из других источников финансирования делает необходимым применение положений Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, по нашему мнению, использование предприятием для оплаты по договору не указанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ средств, даже и частично, исключает возможность осуществления такой закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.10.2014 N Д28и-2261, касающееся бюджетных учреждений, правовое регулирование закупок которых аналогично).

Кроме того, в Законе N 44-ФЗ отсутствуют нормы, регулирующие порядок формирования предмета контракта в зависимости от источников финансирования и запрещающие предприятию, утвердившему и разместившему в ЕИС положение о закупке, осуществлять закупки, финансирование которых производится частично из средств, указанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, частично из не указанных в этой норме средств. Отсюда следует, что заказчик вправе самостоятельно определять целесообразность таких закупок. Соответственно, заказчик вправе осуществить закупку, источниками финансирования которой являются одновременно и указанные и не указанные в ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ средства, просто в этом случае закупка должна осуществляться именно в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ как не подпадающая под исключения (см. также письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 N Д28и-545, разъяснения по вопросам 2 - 4 письма Минэкономразвития России от 06.06.2016 N Д28и-1484, касающиеся бюджетных учреждений, правовое регулирование закупок которых аналогично).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой