Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (Л. Ларцева, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2009 г.)

Установка информационных надписей и обозначений
на объекты культурного наследия


В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ*(1) порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 5.1.9 Положения N 407*(2) полномочия по принятию нормативных правовых актов в области охраны культурного наследия, в частности порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, осуществляет Росохранкультура.

В связи с этим, а также в целях реализации абз. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ Росохранкультура Приказом от 07.08.2009 N 142 утвердила Инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения (далее - Инструкция N 142).

Отметим, что данный документ является новым. До сих пор законодательство прописывало лишь обязанность установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, включенные в Государственный реестр (абз. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 73-ФЗ). При этом не было определено, в каком порядке такую установку производить.

Инструкция N 142 как раз подробно описывает порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, разъясняя при этом следующие моменты:

- на кого возлагается обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия;

- порядок согласования такой установки;

- требования к информационным надписям и обозначениям;

- в каких случаях такие надписи и обозначения устанавливаются временно;

- кто обеспечивает контроль за их установкой.

Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия является важнейшим элементом их государственной охраны. Информационные надписи и обозначения содержат сведения о виде, категории, наименовании, времени возникновения, дате создания объекта и пр.

Положения комментируемой Инструкции N 142 вступают в силу с 01.01.2010.


Общие положения


В соответствии с п. 2 Инструкции N 142 обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников указанных объектов, которыми могут выступать:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- лицо, за которым объект культурного наследия закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- лицо, которому данный объект предоставлен в безвозмездное пользование;

- орган или лицо, за которым закреплена наибольшая часть объекта культурного наследия, если иное не предусмотрено соглашением между пользователями, в случае когда данный объект находится в государственной или муниципальной собственности и закреплен в установленном порядке за несколькими органами и (или) лицами.

Собственник объекта культурного наследия организует изготовление и установку информационных надписей и обозначений в соответствии с утвержденным Росохранкультурой или региональными органами охраны проектом (п. 35 Инструкции N 142).

Если у объекта культурного наследия собственника нет, он неизвестен либо отказался от права собственности, то установка информационных надписей на такие объекты производится (п. 5 Инструкции N 142):

- в отношении отдельных объектов, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (п. 1 ст. 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ), - Росохранкультурой;

- в отношении иных объектов - региональными органами охраны объектов культурного наследия.

Информационные надписи и обозначения должны быть установлены на объекте постоянно. Однако в некоторых случаях разрешается размещение временных надписей и обозначений. Например, при угрозе повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия, на котором они установлены. При этом решение об установке временных информационных надписей и обозначений может быть принято без подготовки, рассмотрения и утверждения их проекта при одновременном утверждении задания, в котором указываются конкретные требования к количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки временных информационных надписей и обозначений, в том числе способу их крепления (нанесения) (п. 36, 37 Инструкции N 142).


Требования к информационным надписям и обозначениям


Согласно гл. III Инструкции N 142 информационные надписи и обозначения должны соответствовать следующим требованиям:

- иметь вид прямоугольной пластины, надежно прикрепляемой к объекту культурного наследия и исключающей его уничтожение с учетом возможных динамических нагрузок, либо отдельно стоящей конструкции;

- метод нанесения надписей и обозначений должен обеспечивать хорошую различимость, читаемость, длительную сохранность, а также устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе совершению хулиганских действий и актов вандализма, расклейке объявлений, нанесению несанкционированных надписей и изображений;

- выполнятся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Если на территории субъекта РФ установлен свой государственный язык, информационные надписи наряду с государственным языком РФ выполняются на государственном языке субъекта РФ. При этом надписи на разных языках наносятся на пластину шрифтом равного размера;

- обозначения могут выполняться в виде эмблемы всемирного наследия, геральдического знака или герба;

- размер обозначений должен быть одинаков. Обозначения должны содержать единый одноцветный или многоцветный вариант воспроизведения и помещаться слева направо, если стоять к ним лицом, в порядке их перечисления в п. 31 Инструкции N 142.

Кроме того, информационные надписи должны содержать (п. 30 Инструкции N 142):

- сведения о виде объекта культурного наследия;

- информацию о его категории историко-культурного значения;

- полное наименование объекта культурного наследия;

- время его возникновения, дату создания (дату связанного с ним исторического события);

- сведения о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей и достопримечательных мест);

- слова "Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность".

Согласно п. 33 Инструкции N 142 проектом информационных надписей и обозначений может предусматриваться установка на объект культурного наследия дополнительных информационных надписей и обозначений, наносимых на пластину ниже указанных выше информационных надписей и обозначений либо изготавливаемых в виде отдельной пластины (пластин). Дополнительные информационные надписи и обозначения могут, в частности, содержать информацию:

- о дате и обстоятельствах включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия;

- об акте органа государственной власти об отнесении объекта культурного наследия к особо ценным объектам;

- об акте Правительства РФ, устанавливающем порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границу и режим его содержания;

- о регистрационном номере, присвоенном объекту культурного наследия в Едином государственном реестре;

- об акте органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в Единый государственный реестр;

- об особенностях объекта культурного наследия, послуживших основаниями для включения его в Единый государственный реестр;

- об установленных Правительством РФ ограничениях при использовании объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия;

- об особенностях владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, а также земельным участком или водным объектом, в пределах которого располагается объект археологического наследия;

- об ограничениях (обременениях) права собственности на объект культурного наследия;

- о требованиях к содержанию и использованию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению;

- о границах территории объекта культурного наследия;

- об акте органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия;

- о правовом режиме использования территории объекта культурного наследия и обязанности его соблюдения физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на данной территории;

- о запрете на территории памятника или ансамбля проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения;

- о порядке проектирования и проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- о характере и ограничениях использования территории достопримечательного места и требованиях к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на данной территории;

- о мерах по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- об установленном ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в его зонах охраны;

- об особенностях регулирования и осуществления градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении;

- об акте органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;

- о зонах охраны объекта культурного наследия, в том числе их границах, режимах использования земель, градостроительных регламентах, ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах данных зон.


Порядок согласования установки информационных надписей и обозначений


Полномочия по согласованию установки информационных надписей и обозначений осуществляют Росохранкультура либо региональные органы охраны объектов культурного наследия (далее - органы охраны) (п. 7 Инструкции N 142).

При этом порядок их установки осуществляется в пять этапов.

I этап. Органы охраны направляют (вручают) собственнику объекта уведомление о необходимости установки на него информационных надписей и обозначений. Вместе с таким уведомлением также направляется (вручается) письменное задание на установку, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения). При этом собственник объекта культурного наследия вправе самостоятельно обратиться в соответствующий орган охраны для получения такого письменного задания.

II этап. Собственник объекта в течение трех месяцев с даты получения уведомления (задания) организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационных надписей и обозначений и с сопроводительным письмом представляет его в трех экземплярах на утверждение в орган охраны, обязательно указав в письме свой почтовый адрес, контактный телефон, фамилию, имя и (если имеется) отчество.

Представляемый проект должен содержать полную информацию о составе, форме, размере, содержании, месте и способе установки информационных надписей и обозначений, в том числе способе их крепления (нанесения), и соответствовать общим требованиям, указанным в гл. III Инструкции N 142. Кроме того, проект должен предусматривать сохранение ранее установленных (нанесенных) на объект культурного наследия мемориальных и памятных досок или знаков, а также специальных знаков, уничтожение, повреждение или снос которых запрещен законодательством РФ (п. 13 Инструкции N 142).

III этап. Органы охраны в течение 30 дней рассматривают представленный проект, проверяют его соответствие данным Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и утверждают проект либо отказывают в его утверждении.

Отказ в утверждении представленного проекта информационных надписей и обозначений оформляется письменно с указанием мотивированных причин отказа и срока устранения причин, повлекших за собой такой отказ.

В случае принятия положительного решения, а также в случае устранения собственником причин, повлекших за собой отказ, органы охраны составляют распоряжение об утверждении представленного проекта, подписываемое руководителем (уполномоченным заместителем) указанных органов.

IV этап. Органы охраны в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения об утверждении представленного проекта направляют (вручают) собственнику объекта культурного наследия первый экземпляр проекта с проставленными на нем отметками (штампами). Второй экземпляр остается в органах охраны для хранения вместе с экземпляром распоряжения, а также для дальнейшего контроля за установкой указанных информационных надписей и обозначений.

Обратите внимание. Региональные органы охраны объектов культурного наследия осуществляют установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия по согласованию с Росохранкультурой (п. 20 Инструкции N 142).

V этап. Согласно п. 27 Инструкции N 142 собственник объекта культурного наследия в течение шести месяцев с даты получения утвержденного проекта информационных надписей и обозначений организует в соответствии с ним их изготовление и установку на объект культурного наследия.


Контроль за установкой информационных надписей и обозначений


Согласно п. 43 Инструкции N 142 контроль за установкой информационных надписей и обозначений осуществляют органы охраны. В их полномочия также входит принятие решений о:

- демонтаже (устранении) информационных надписей и обозначений в случае их несоответствия утвержденному проекту или заданию, ремонта таких надписей и обозначений, проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- необходимости установки новых информационных надписей и обозначений в случае изменения сведений об объекте культурного наследия, указанных в п. 30, 31 Инструкции N 142.

Собственник объекта культурного наследия обязан обеспечить сохранность установленных информационных надписей и обозначений, а в случае их утраты или повреждения незамедлительно проинформировать об этом соответствующий орган охраны с указанием даты обнаружения и обстоятельств утраты (повреждения) (п. 45 Инструкции N 142).

Кроме того, в случае повреждения информационных надписей и обозначений собственник объекта культурного наследия в течение шести месяцев осуществляет их ремонт либо замену путем изготовления и установки заново.

В случае исключения объекта культурного наследия из Единого государственного реестра установленные на нем информационные надписи и обозначения подлежат демонтажу (устранению) по решению соответствующего органа охраны (п. 49 Инструкции N 142).

Согласно п. 50 Инструкции N 142 работы по демонтажу (устранению) информационных надписей и обозначений организует собственник объекта культурного наследия.


Л. Ларцева,

редактор журнала "Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"


"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2009 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

*(2) Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), утв. Постановлением Правительства от 29.05.2008 N 407.


Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Адрес в Интернете: www.audar-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.