Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-01/5-409 О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части передачи имущества и обязательств кредитной организации и введения неденежных форм расчетов с кредиторами)"

Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-01/5-409


Ассоциация российских банков выражает благодарность за предоставленную возможность принять участие в обсуждении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части передачи имущества и обязательств кредитной организации и введения неденежных форм расчетов с кредиторами)" (далее - Законопроект).

Законопроект направлен на расширение мер по укреплению стабильности банковской системы, а также на упрощение и ускорение мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Вместе с тем Законопроект содержит ряд недостатков и нуждается в доработке. В этой связи специалистами АРБ подготовлено заключение на Законопроект (прилагается).

Ассоциация российских банков надеется, что мнение банковского сообщества будет учтено при доработке Законопроекта.

Приложение: на 3 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части передачи имущества и обязательств кредитной организации и введения неденежных форм расчетов с кредиторами)"


Специалисты АРБ проанализировали проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части передачи имущества и обязательств кредитной организации и введения неденежных форм расчетов с кредиторами) (далее - Проект), направленный на совершенствование законодательства о банкротстве кредитных организаций, и сообщает, что идея Проекта заслуживает одобрения.

Вместе с тем, полагаем, что некоторые положения Проекта нуждаются в доработке.

1. В основу норм, предлагаемых к внесению изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части передачи имущества и обязательств кредитной организации и введения неденежных форм расчетов с кредиторами)" положены нормы Федерального закона от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (далее Закон - N 175-ФЗ). Авторами Проекта использована мера реализации имущества при банкротстве, предусмотренная нормой ст. 2 Закона N 175-ФЗ, но не использованы достаточно эффективные меры по предупреждению банкротства, в частности, по оказанию финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников). Учитывая, что срок действия Закона N 175-ФЗ ограничен 31 декабря 2011 года, предлагаем предусмотреть в Проекте наиболее эффективные меры по предупреждению банкротства, предусмотренные Законом N 175-ФЗ. Так, полагаем целесообразным дополнить Проект положениями, предусматривающими порядок изменения размера уставного капитала банка, используя нормы статьи 7 Закона N 175-ФЗ.

2. Дополняемый авторами Проекта абзац п. 2 ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ) противоречит последнему предложению п. 2 ст. 19 Закона N 40-ФЗ, которое регламентирует возможность включения в состав временной администрации служащих Агентства, поскольку проектируемый абзац п. 2 ст. 19 Закона N 40-ФЗ регламентирует обязательное включение с состав временной администрации служащих Агентства. В этой связи, предлагаем изменить действующую редакцию последнего предложения п. 2 ст. 19 Закона N 40-ФЗ.

3. На основании п. 2 ст. 1 Проекта Закон N 40-ФЗ дополнен ст. 222, п. 14 которой противоречит нормам ст. 50.36 Закона N 40-ФЗ, которые устанавливают очередность удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства. Так, в п. 14 ст. 222 Закона N 40-ФЗ (в редакции Проекта) установлено, что к Агентству, уплатившему приобретателю приобретательскую премию, переходит право требования к кредитной организации. В результате Агентство становится кредитором. Следовательно, удовлетворение требований Агентства в дальнейшем должно происходить в соответствии с нормами ст. 50.36 Закона N 40-ФЗ. В этой связи предлагаем внести соответствующие изменения в пп. 3 п. 3 ст. 50.36 Закона N 40-ФЗ, регламентирующий очередность удовлетворения требований Агентства в ходе конкурсного производства.

4. Согласно, п. 7 ст. 1 Проекта Закон N 40-ФЗ дополнен ст. 50.321, в которой предусматривается, что распоряжение имуществом должника в стадии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим, в том числе путем передачи имущества и обязательств кредитной организации или их части банкам-приобретателям. Однако в ст. 50.331 Закона N 40-ФЗ (в редакции Проекта) детальная регламентация порядка передачи имущества и обязательств содержится только для случая, когда функции конкурсного управляющего осуществляет Агентство. В то же время конкурсными управляющими при банкротстве кредитных организаций могут быть и арбитражные управляющие, аккредитованные при Банке России. Однако их действия Проектом не регулируются.

В результате проведение процедуры банкротства не ускорится, а затянется из-за возникновения излишних споров, связанных с передачей активов и обязательств организации-банкрота по недостаточно прозрачным процедурам и основаниям, что не соответствует целям Проекта.

5. В соответствии с п. 8 ст. 1 Проекта Закон N 40-ФЗ дополнен ст. 50.331, согласно пункту 13 которой Агентство за счет средств фонда обязательного страхования вкладов уплачивает кредиторам первой очереди, не получившим в ходе конкурсного производства удовлетворения требований в полном объеме, сумму, компенсирующую разницу между полученными ими средствами и средствами, которые они получили бы в случае, если бы имущество и обязательства кредитной организации не были переданы приобретателю. Из указанной нормы не следует, что Банк России, являющийся кредитором первой очереди, также получит от Агентства разницу между полученными им средствами и средствами, которые он получил бы в случае, если бы имущество и обязательства кредитной организации были переданы приобретателю. Полагаем, что рассматриваемая норма должна содержать уточнение в отношении Банка России, являющегося кредитором.

6. Нормой п. 10 ст. 50.40 Закона N 40-ФЗ (в редакции Проекта) закрепляется положение, согласно которому погашенными (удовлетворенными) требованиями кредиторов считаются те требования, в отношении которых достигнуто соглашение об отступном.

Президиум ВАС России в Информационном письме от 21.12.2005 N 102 разъяснил, что обязательство прекращается с момента предоставления отступного взамен исполнения, а не с момента достижения сторонами соглашения об отступном. Соглашение об отступном порождает лишь право должника на замену исполнения и обязанность кредитора принять отступное.

В этой связи полагаем, что прекращение требований кредиторов не могут считаться удовлетворенными только при достижении соглашения об отступном. Требования кредиторов могут считаться удовлетворенными с момента фактического предоставления должником отступного взамен исполнения.

7. Одним из концептуальных положений Проекта является определение порядка отбора приобретателей активов несостоятельных банков. В пояснительной записке к Проекту приведен успешный положительный опыт зарубежных стран. В частности, в пояснительной записке к Проекту указывается, что в США передача банку-приобретателю комплекса из активов и пассивов осуществляется на конкурсной основе, и победителем такого конкурса является та организация, которая предложит условия, наиболее выгодные для кредиторов несостоятельного банка. Однако предлагаемый в Проекте "закрытый отбор" банка-приобретателя со стороны Агентства значительно отличается от порядка, действующего в США.



Письмо Ассоциации российских банков от 7 июня 2010 г. N А-01/5-409


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.