Письмо Ассоциации российских банков от 25 апреля 2011 г. N А-01/5-296 О применении норм Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативных документов, принятых ФСФР России в его развитие

Письмо Ассоциации российских банков от 25 апреля 2011 г. N А-01/5-296

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ФСФР России от 27 июня 2011 г. N 11-АС-05/16551

Учитывая важность Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) для формирования устойчивого финансового рынка и отсутствие практики его применения, Ассоциация российских банков полагает необходимым объединить усилия государственных органов и саморегулируемых организаций участников финансового рынка в целях выработки согласованной стратегии реализации норм Федерального закона N 224-ФЗ.

С 2004 года в Ассоциации работает Комитет по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в составе которого работают комплаенс-офицеры крупнейших российских кредитных организаций, в том числе с иностранным участием, для которых вопросы противодействия инсайду и манипулированию рынком являются чрезвычайно важными и которые уже обладают определенным опытом организации подобной работы в своих организациях с учетом лучших международных практик.

В 2011 году сфера деятельности Комитета была расширена, и он был преобразован в Комитет по вопросам ПОД/ФТ и комплаенса.

Мы готовы предложить Вам ресурсы нашего Комитета и опыт входящих в него специалистов кредитных организаций для решения вопросов реализации Федерального закона N 224-ФЗ, в том числе в форме подготовки и экспертизы проектов нормативных актов, разрабатываемых во исполнение данного Федерального закона, а также участия в рабочих группах и совещаниях, которые организуются по инициативе или с участием ФСФР России.

К настоящему времени в Ассоциацию российских банков уже поступило от кредитных организаций значительное число запросов, связанных с применением норм Федерального закона N 224-ФЗ и нормативных документов, принятых ФСФР России в его развитие.

В связи с вышеизложенным просим Вас сообщить позицию Федеральной службы по финансовому рынку по следующим вопросам:

1. По Федеральному закону N 224-ФЗ:

1.1. В случае если организация, которая должна составлять списки инсайдеров, одновременно является и эмитентом ценных бумаг, необходимо ли профессиональным участником и кредитной организацией составлять несколько списков (по каждому из видов деятельности) или можно формировать единый список, в который совокупно должны включаться все виды инсайдерской информации?

1.2. Означает ли, что ограничения, установленные пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 224-ФЗ, запрещают лицам, включенным в списки инсайдеров, совершать операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товаром?

1.3. Должны ли включаться в список инсайдеров только лица, которые получили инсайдерскую информацию? Или в список инсайдеров должны включаться также лица, которые могут иметь к ней доступ (например: в силу закона, гражданско-правового или трудового договора доступ к инсайдерской информации для лица предусмотрен, но конкретное лицо не знало точную и конкретную информацию, являющуюся инсайдерской)?

1.4. Вправе ли лицо, которое получило уведомление о его включении в список инсайдеров от организации, оспорить факт включения в список инсайдеров, если считает основания для такого включения недостаточными? Каким образом и в какой срок должно осуществляться такое оспаривание?

1.5. Относятся ли к инсайдерам организации в соответствии с пунктом 13 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ (или иной его нормы) работники организации, заключившие с ней трудовые договоры, содержащие положение о коммерческой тайне? Если да, то как действовать при выполнении обязательства об уведомлении инсайдеров об их включении/исключении из списка инсайдеров (пункты 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 224-ФЗ)? Означает ли это, что нужно будет извещать всех работников организации? Какова процедура извещения в этом случае?

1.6. Относятся ли к инсайдерам организации (на основании пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ или иной нормы) их контрагенты, с которыми заключены договоры, содержащие ту или иную инсайдерскую информацию?

1.7. Обязательства по уведомлению об осуществленных операциях, содержащиеся в статье 10 Федерального закона N 224-ФЗ, необходимо исполнять, начиная с 26.01.2011. При этом, обязательство об уведомлении инсайдеров о включении их в список инсайдеров (статья 9 Федерального закона N 224-ФЗ) вступает в силу с 30.07.2011. То есть, технически отсутствует возможность исполнять статью 10 Федерального закона N 224-ФЗ пока не будет информации о том, инсайдерами каких компаний являются те или иные лица. Каким образом следует действовать до вступления в силу статьи 9 Федерального закона N 224-ФЗ?

1.8. Если предположить, что к инсайдерам организации относятся члены совета директоров и иных органов управления организации, то должны ли они уведомлять банк в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 224-ФЗ об осуществленных ими операциях, если они проводятся через сам банк (например: если банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг)?

1.9. При получении организацией от ее инсайдеров информации об осуществленных операциях (статья 10 Федерального закона N 224-ФЗ), каким образом следует "обрабатывать" полученную информацию? Необходимо ли будет предоставлять в последующем какие-либо отчеты по полученной информации в ФСФР России?

1.10. Какие действия при приеме на работу сотрудника необходимо предпринять в случае, если сотрудник кредитной организации автоматически рассматривается, как инсайдер?

1.11. Какие последствия в контексте Федерального закона N 224-ФЗ возникают, если гражданско-правовой договор между организацией и её "внешним" инсайдером по тем или иным причинам (например, решение суда) признан незаключенным?

1.12. Несет ли ФСФР России ответственность за неправомерное распространение полученной от третьих лиц (в том числе кредитных организаций) инсайдерской информации?


2. По Приказу ФСФР России от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н "Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях":

2.1. Какие из способов направления уведомлений будут считаться ФСФР России достаточными при проверке исполнения функций по уведомлению инсайдеров о факте включения исключения в список инсайдеров:

- письмо с уведомлением о вручении, направленное по почте по адресу регистрации или почтовому адресу;

- письмо с уведомлением, направленное на абонентский ящик клиента, с отметкой почты о принятии;

- подпись инсайдера на копии уведомления, при доставке уведомления курьером;

- копия электронного сообщения, направленного по электронной почте с ЭЦП (простой);

- копия электронного сообщения, направленного по электронной почте с ЭЦП (усиленной квалифицированной);

- копия электронного сообщения, направленного по электронной почте без ЭЦП?

2.2. Как должен фиксироваться факт, что уведомление направленное инсайдеру организации, не получено им по обстоятельствам, не зависящим от организации?

2.3. Какие обстоятельства, не зависящие от организации, будут считаться ФСФР России достаточными, для того, чтобы информировать ФСФР России о неполучении уведомления инсайдером организации?

2.4. Если инсайдер не получил уведомление о включении (исключении) в (из) список инсайдеров по обстоятельствам зависящим от организации, что должна предпринять организация и будет ли данное обстоятельство считаться нарушением Федерального закона N 224-ФЗ (например, отсутствие какого-либо подтверждения о факте получения/не получения уведомления)?

2.5. Каким образом должна храниться информация о направленных уведомлениях? Возможно ли хранение такой информации только в электронном виде?

2.6. Необходима ли детализация финансовых инструментов или товара при передаче списка инсайдеров организатору торговли:

- указание только вида (например: акции или облигации)?

- указание вида и типа (например: привилегированные акции)?

- указание вида и свойств (например: голосующие акции или не голосующие акции)?

- указание конкретного тикета бумаги на организованных торгах?

2.7. Каким образом должна поступить организация в случае, если физическое лицо, которое она включила в список своих инсайдеров, не дало ей согласие на обработку его персональных данных, учитывая, что организатор торгов на этом основании должен отказать в приеме списка инсайдеров:

- включить лицо в список инсайдеров и сообщить организатору торговли реквизиты физического лица;

- включить лицо в список инсайдеров и сообщить организатору торгов только ФИО физического лица с указанием на факт отсутствия согласия на обработку персональных данных;

- не включать физическое лицо в список инсайдеров организации?

2.8. Каким образом должен передаваться список инсайдеров организатору торговли: каждый раз весь список целиком или только внесенные в него изменения? Каким образом следует поступать, если изменения в список не вносились?

2.9. Каким образом письменное согласие физического лица должно передаваться организатору:

- сканированная копия;

- оригинал на бумаге;

- только сведения о наличии согласия?

2.10. В пункте 3 "Положения о передаче списков инсайдеров..." предусмотрена необходимость передачи списка инсайдеров ВСЕМ организаторам торговли, через которые совершаются операции. Вместе с тем в пункте 5.2. этого Положения при оформлении согласия физического лица на обработку персональных данных необходимо указывать наименование и адрес организатора торговли, получившего согласие физического лица, включенного в список инсайдеров. В связи с данным обстоятельством и заложенным в нем противоречием:

2.10.1. Должны ли физические лица при составлении согласия указывать названия и адреса всех организаторов торговли, которым организация будет направлять списки инсайдеров? Каким образом физическое лицо узнает о том, кому организация планирует рассылать списки инсайдеров?

2.10.2. Каким образом следует поступать, если физическое лицо указало неполный список организаторов торговли или не указало их адреса?


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 25 апреля 2011 г. N А-01/5-296


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение