Контроль за обработкой персональных данных
В прошлом номере мы разобрали нормы Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) и выяснили, как обращаться с персональными данными человека, чтобы не нарушить его права. Но груз обязанностей организации (оператора в сфере обработки персональных данных) настолько велик, что порой не всегда и не всем удается неукоснительно следовать букве закона, и так или иначе происходят различные нарушения требований этого закона. В статье мы рассмотрим ответственность оператора и процедуру проведения проверок соблюдения законодательства в сфере обработки персональных данных уполномоченным органом исполнительной власти.
Груз ответственности за нарушения правил обработки персональных данных
Персональные данные - это, по сути, личная информация о человеке. И естественно, никому из нас не хотелось бы, чтобы эта информация "ушла" в чужие руки. Для того чтобы этого не случилось и дабы привить людям уважение к частной жизни, законодатель и ввел различные меры ответственности за соответствующие нарушения. Причем привлечению к ответственности в случае совершения противоправных действий подлежат все виновные лица, отвечающие за обработку персональных данных, - как должностные лица, так и сама организация (юридическое лицо).
Ответственность за нарушение обработки персональных данных классифицируется по критерию тяжести совершенного деяния. Соответственно, ее можно разделить (от более мягкого наказания к более строгому) на (ст. 90 ТК РФ):
- дисциплинарную;
- материальную;
- гражданско-правовую;
- административную;
- уголовную.
Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Понятно, что наиболее тяжким по последствиям является последний вид взыскания. В силу пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 и ст. 192 ТК РФ разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника, может служить основанием для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения работника по инициативе работодателя, если виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Обратите внимание! Тот факт, что работник был привлечен к дисциплинарной ответственности, еще не означает, что он не может быть привлечен к остальным видам ответственности.
Статьей 90 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность за виновное нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работников. В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб. При этом под прямым действительным ущербом также понимается необходимость возмещения ущерба и третьим лицам (работнику и др.). Следовательно, если вред работнику организации был допущен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь это лицо к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Примечание. За одно и то же деяние лицо не может быть привлечено одновременно и к административной, и к уголовной ответственности.
Кроме того, в случае нарушения требований обработки персональных данных работнику и работодателю может быть нанесен не только материальный вред, но и моральный. Последний может возникнуть в случае совершения действий, нарушающих личные неимущественные права гражданина либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законом. Проще говоря, в нашем случае моральный вред - это физические и нравственные страдания, возникшие в результате нарушения правил обработки персональных данных. В этой ситуации возникает гражданско-правовая ответственность, и в соответствии со ст. 151, 152 и 1099 ГК РФ суд по заявлению пострадавшего может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Отметим, что такой вред нужно в суде подтвердить, например, с помощью справки от невропатолога о том, что после данного случая у вас были проблемы с нервами, либо от психотерапевта о том, что переживания по данному поводу вызвали массу страданий (возможен и любой другой способ). Кроме того, в описанных случаях можно взыскать деньги за лечение (например, за лечебное восстановление в санатории).
Следующим видом ответственности является административная. Сразу отметим, что данный вид ответственности может возникнуть одновременно со всеми вышеперечисленными (дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой), кстати, это же касается и уголовной ответственности. Но при этом за одно и то же деяние лицо не может быть привлечено одновременно и к административной, и к уголовной ответственности.
Административная ответственность наступает в силу ст. 13.11 либо (и) 13.14 КоАП РФ. Первая из них предусматривает, что гражданин может быть наказан за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (то есть за нарушение правил обработки персональных данных). Санкцией по данной статье является административный штраф, составляющий:
- для граждан - от 300 до 500 руб.;
- для должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
- для юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.
Если по предыдущей статье ответственность наступала за нарушение правил обработки персональных данных, то в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ ответственность возникает в случае разглашения информации, которая относится к охраняемой федеральным законом (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность). Другими словами, лицо, получившее доступ к персональным данным в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей и разгласившее их, должно будет уплатить административный штраф, налагаемый:
- на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
- на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.
Самым строгим видом ответственности на сегодняшний день является уголовная. Она может наступить за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ст. 137 УК РФ). В этом случае лицу грозит штраф в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если вышеперечисленные нарушения человек совершил с использованием своего служебного положения, то ему грозит штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Другими словами, если работник, ответственный за обработку персональных данных других работников в смысле, указанном в п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, то он может быть привлечен к уголовной ответственности. При этом действовать работник должен умышленно. Если распространение наступило случайно, то уголовной ответственности не будет.
Проверка соблюдения законодательства о персональных данных
Надзор и контроль за деятельностью операторов персональных данных в соответствии со ст. 23 Закона N 152-ФЗ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, официальный сайт www.rsoc.ru, далее - Служба), с филиалами в субъектах в виде управлений. Соответственно, ее специалисты и проводят проверки организаций.
Процедура проведения проверок закреплена в Регламенте *(1). И для того чтобы визит роскомнадзоровцев не стал неожиданностью, ознакомимся с этим документом. Итак, проверки проводятся должностными лицами Службы и (или) ее территориального органа исключительно на основании приказов. Решение о проведении проверки принимает руководитель Службы или руководитель ее территориального органа. Проверка деятельности оператора персональных данных (далее - оператор) проводится на предмет соблюдения им законодательства РФ о персональных данных.
Службой и ее территориальными органами могут проводиться как плановые, так и внеплановые проверки. Причем Регламентом предусмотрено всего две формы проведения проверок: документарная и выездная. В состав участников проверки должно входить не менее двух должностных лиц, в том числе лицо, отвечающее за вопросы правового обеспечения (п. 17 Регламента).
К сведению. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В случае возникновения необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодно утверждаемого плана. С его окончательным вариантом можно ознакомиться на официальном сайте Службы (см. выше). Кроме того, информацию о предстоящих проверках можно узнать и при личном обращении в Службу (путем подачи заявления). Ответ на заявление Служба должна дать не позднее 60 дней после регистрации заявления.
Основанием для включения плановой проверки в план является начало осуществления оператором деятельности по обработке персональных данных, а также истечение трех лет со дня (п. 21, 22 Регламента):
- государственной регистрации оператора в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки оператора.
О проведении проверки Служба должна уведомить оператора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя, заместителя руководителя Службы или ее территориального органа почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Примечание. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Службу (анонимные), не являются основанием для проведения внеплановой проверки (п. 28 Регламента).
Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
- истечение срока исполнения оператором ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований законодательства РФ в области персональных данных;
- поступление в Службу обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан;
- нарушение прав и законных интересов граждан действиями (бездействием) операторов при обработке их персональных данных;
- нарушение операторами требований законодательства РФ в области персональных данных, а также о несоответствии сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, фактической деятельности.
О проведении внеплановой выездной проверки Служба или ее территориальный орган должны уведомить оператора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Но при этом, если в результате деятельности оператора причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, Служба может и не уведомлять оператора о начале проведения внеплановой выездной проверки.
Далее разберем проверки по формам их проведения.
Документарная проверка
Такая проверка проводится по месту нахождения Службы (ее территориального органа). Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах оператора, устанавливающие его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности по обработке персональных данных и связанные с исполнением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области персональных данных, исполнением предписаний Службы.
Примечание. Уведомление о проведении документарной проверки направляется в адрес оператора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы оператора, имеющиеся в распоряжении Службы, в том числе уведомление об обработке персональных данных, акты предыдущих проверок в области персональных данных, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах проведенных в отношении оператора проверок за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Службы, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение оператором требований, установленных нормативными правовыми актами, в адрес организации направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа руководителя, заместителя руководителя Службы (ее территориального органа) о проведении документарной проверки. Представить документы, указанные в запросе, оператор обязан в течение десяти рабочих дней после его получения. Указанные документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя или иного уполномоченного представителя оператора.
Обратите внимание! Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Службу, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных предприятием документах либо несоответствие сведений в этих документах сведениям, содержащимся в имеющихся у Службы документах и (или) полученным в ходе проведения государственного контроля (надзора), информация об этом направляется оператору с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме. При этом оператор вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностные лица, проводящие документарную проверку, обязаны рассмотреть представленные руководителем или иным уполномоченным представителем организации пояснения и документы. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Служба установит признаки нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области персональных данных, должностные лица Службы вправе провести выездную проверку.
Выездная проверка
Решение о проведении выездной проверки также может быть принято в случаях, если оператор не представил запрашиваемые документы в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
К сведению. Служба не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку при отсутствии в ходе ее проведения руководителя или иного уполномоченного представителя оператора, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. 27.2.2 Регламента, - причинение вреда жизни, здоровью граждан (п. 61 Регламента).
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения оператора и (или) по месту фактического осуществления его деятельности. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах оператора сведения и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области персональных данных.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, и иных имеющихся в распоряжении Службы документов оператора;
- оценить соответствие деятельности оператора требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области персональных данных, без проведения соответствующей проверки.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Службы, обязательного ознакомления руководителя или иного уполномоченного представителя оператора с приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями должностных лиц Службы, проводящих проверку, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и условиями ее проведения.
Копия приказа о проведении проверки, заверенная гербовой печатью Службы, предъявляется должностным лицом, проводящим проверку, руководителю или иному уполномоченному представителю оператора одновременно со служебным удостоверением.
На втором экземпляре копии приказа о проведении проверки, остающемся у должностного лица Службы, руководитель или иной уполномоченный представитель организации проставляет отметку о получении копии приказа о проведении проверки с указанием должности, фамилии, имени и отчества, а также даты и времени его получения.
Отметим, что проверка проводится лишь теми должностными лицами Службы, которые указаны в приказе о ее проведении. И если данные о должностных лицах, фактически проводящих проверку, и данные о лицах, указанных в приказе, разнятся, то проверка является незаконной.
Руководитель (иной уполномоченный представитель) предприятия обязан предоставить должностным лицам Службы возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Службы на территорию, в используемые оператором при осуществлении обработки персональных данных здания, строения, сооружения, помещения, к используемому оператором оборудованию.
При проведении проверки должностные лица Службы не вправе (п. 71 Регламента):
- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами в области персональных данных, если такие требования не относятся к полномочиям Службы;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного уполномоченного представителя оператора, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. 27.2.2 Регламента (см. выше);
- требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу операторам предписаний или предложений о проведении за их счет проверок.
По результатам проверки (непосредственно после ее завершения) должностные лица Службы составляют акт проверки. Этот документ должен содержать одно из следующих заключений:
- об отсутствии в деятельности организации нарушений требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
- о выявленных в деятельности оператора нарушениях с указанием конкретных статей и (или) пунктов нормативных правовых актов.
Акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю (иному уполномоченному представителю) оператора под расписку об ознакомлении (либо об отказе в ознакомлении) с актом проверки или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле ответственного территориального органа Службы.
Примечание. При выявлении нарушения законодательства организации вместе с актом проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В случае отсутствия руководителя или иного уполномоченного представителя оператора, а также в случае отказа оператора дать расписку об ознакомлении либо от отказе в ознакомлении с актом проверки в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая подписями должностных лиц Службы, проводивших проверку. Данный акт с копиями приложений направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле Службы.
При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает должностное лицо Службы, исполняющее функции руководителя проверки. Должностные лица Службы или ее территориального органа, проводящие проверку, а также представители оператора, не согласные с принятым решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.
Акт подписывают все должностные лица Службы, проводившие проверку, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения. К акту прилагаются протоколы, справки, объяснительные работников организации, на которых возложены обязанности по обработке персональных данных, и другие документы, подтверждающие выявление (устранение) нарушения.
В тех случаях, когда по результатам проверки выявлены случаи нарушения законодательства, оператору вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Если же в результате проверки выявлено административное правонарушение, то Служба вправе самостоятельно привлечь оператора к административной ответственности. Но если выявлены признаки уголовного преступления, то должностные лица Службы обязаны направить материалы проверки в прокуратуру либо другие правоохранительные органы.
По окончании проверки должностное лицо Службы в журнале предприятия по учету проверок производит запись о проведенной проверке.
К сведению. Форма журнала учета проверок установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Этот журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Таким образом, проверка может завершиться следующим образом:
- составлением и вручением предприятию акта проверки;
- выдачей предприятию предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства в области персональных данных;
- составлением протоколов об административных правонарушениях в отношении оператора;
- подготовкой и направлением материалов проверки в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью.
В тех случаях, когда оператор не согласен с исходом проверки, он может обжаловать соответствующее решение непосредственно в Службу (ее территориальное управление) путем личного устного либо письменного обращения. Данные обращения рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (разд. IV Регламента).
Блок-схема административной процедуры проведения проверок
/------------------\
| Утверждение |
| приказа о |
/-------------------| проведении |--------------\
| | проверки | |
| \------------------/ |
| Документарная Выездная |
/-----------------------------\ /--------------------------\
| Изучение документов | | Выезд по местонахождению |
| организации, имеющихся в | | организации |
| распоряжении Службы | | |
\-----------------------------/ \--------------------------/
/-----------------------------\ /--------------------------\
| Оформление и направление | | Предъявление служебного |
| мотивированного запроса в | | удостоверения, |
| адрес организации с | | ознакомление |
| приложением перечня | |представителей организации|
| запрашиваемых документов | | с приказом о проведении |
| | | проверки, целями, |
| | | задачами, основаниями |
| | |проверки, видами и объемом|
| | | контрольных мероприятий, |
| | |со сроками и условиями ее |
| | | проведения |
\-----------------------------/ \--------------------------/
/-----------------------------\ /------------------\ /--------------------------\
| Изучение полученных | |Принятие решения о| |Проведение мероприятий по|
| документов организации |--|выездной проверке | | контролю |
\-----------------------------/ \------------------/ \--------------------------/
/-----------------------------\ /--------------------------\
| Завершение проверки | | Завершение проверки |
\-----------------------------/ \--------------------------/
Блок-схема административной процедуры оформления результатов и принятия мер по итогам проверок
/------------------\
| Составление |
/-----------------| должностными |---------------\
| |лицами Службы акта| |
| | проверки | |
| \------------------/ |
| Нарушения Нарушения |
| не выявлены выявлены |
/----------------------\ /---------------------\
| Ознакомление | | Ознакомление |
| представителя | | представителя |
| организации с | | организации с |
| содержанием акта | | содержанием акта |
| проверки | | проверки |
\----------------------/ \---------------------/
/----------------------\ /------------------\ /---------------------|
| Подписание акта | | Должностные лица | | Подписание акта |
| должностными лицами | | Службы, а также | | должностными лицами |
| Службы | | представитель | | Службы |
| | | организации в | | |
| | |случае несогласия | | |
| |---| с принятыми |---| |
| | |решениями излагают| | |
| | |в письменной форме| | |
| | | свое особое | | |
| | | мнение, которое | | |
| | |прилагается к акту| | |
| | | проверки | | |
\----------------------/ \------------------/ \---------------------/
/----------------------\ /---------------------\
| Вручение экземпляра | | Вручение экземпляра |
| акта проверки с | | акта проверки с |
| копиями приложений | | копиями приложений |
| представителю | | представителю |
| организации или | /--------------| организации или |
| направление заказным | | |направление заказным |
|почтовым отправлением | | |почтовым отправлением|
| с уведомлением о | | | с уведомлением о |
| вручении | | | вручении |
\----------------------/ | \---------------------/
/------------------\ /---------------------\
В рамках компетенции | Выявление в ходе | |Выдача предписания об|
Службы |или по результатам| | устранении |
| проверки | |выявленного нарушения|
/---------------|административного | | и контроль за его |
| |правонарушения или| | исполнением |
| | уголовно | | |
| |наказуемого деяния| | |
| \------------------/ \---------------------/
| \--------\
| Вне компетенции |
Службы
/----------------------\ /---------------------------------------------\
|Направление протокола | | Материалы проверки направляются в органы |
| об административном | |прокуратуры, другие правоохранительные органы|
| правонарушении с | | для решения вопроса о возбуждении дела об |
| материалами проверки | | административном правонарушении, а также о |
|на рассмотрение в суд | | возбуждении уголовного дела (при наличии |
| | | оснований) |
\----------------------/ \---------------------------------------------/
С.С. Кислов,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утв. Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 N 630.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)