г. Ессентуки |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А25-1784/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.02.2014 по делу N А25-1784/2013 (судья Биджиева Р.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инна" (ОГРН 1020900511884, ИНН 0901019102) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу Подгурской А.В. по доверенности от 09.01.2014 N У8-8/05,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.02.2014 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Инна" (далее - общество, заявитель) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 06.03.2013 N 08-13/86-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде штрафа в 30 000 рублей. Суд пришел к выводу об отсутствие вины общества в совершенном правонарушении, поскольку у заявителя отсутствует обязанность по представлению декларации в отсутствие фактического осуществления деятельности по оптовой торговле пивом.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и оставить без изменения оспариваемое постановление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, управление считает, что поскольку в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о видах экономической деятельности заявителя, в числе которых указана оптовая торговля пивом (код ОКВЭД 51.34.22), до момента исключения из ЕГРЮЛ сведений о данном виде экономической деятельности заявитель обязан представлять соответствующие декларации независимо от фактического осуществления такой деятельности.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие общества, известившего суд о возможности рассмотрения дела в таком порядке.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что управлением по результатам документарной проверки представления организациями деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 квартал 2012 года, проведенной на основании статьи 5 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), составлен акт документарной проверки N у8-а152/08 от 12.02.2013 (л.д.79-80 т.1).
В ходе проведенной проверки установлено, что обществом не представлены в электронном виде либо на бумажном носителе соответствующие декларации в отношении деятельности по оптовой торговле пивом.
В связи с указанным фактом 26.02.2013 в отношении общества составлен протокол N 08-13/86 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Постановлением от 06.03.2013 N 08-13/86-1 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815.
Указанные Правила, в том числе, устанавливают порядок представления деклараций: об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции; об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (пункт 1).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил указанные в пункте 1 декларации представляют организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5.
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 (пункт 8 Правил).
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7 (пункт 9 Правил).
Таким образом, организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков должны представлять декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам приложений N N 5, 6, 7 к Правилам.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок заполнения деклараций) утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231.
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 16 Правил предусмотрено представление деклараций в электронной форме или на бумажных носителях.
Декларации на бумажных носителях по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 10 к Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, указанные в лицензии, в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) по месту нахождения организации. В случае если организация и ее обособленные подразделения расположены в разных федеральных округах, декларации на бумажных носителях представляются в целом по организации в территориальный орган по месту нахождения организации и в территориальные органы по месту нахождения ее обособленных подразделений, указанных в лицензии (пункт 17 Правил).
Согласно пункту 18 декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Из материалов дела усматривается, что декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года по формам приложений N N 5, 6, 7 к Правилам фактически не были представлены заявителем в Управление ни в электронном виде, ни на бумажном носителе, данное обстоятельства сторонами не оспаривается.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
При этом административный орган в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ должен доказать, в том числе, не только нарушение порядка предоставления деклараций, но и факт осуществления обществом деятельности по производству, закупке или поставке такой продукции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при вынесении оспариваемого постановления в распоряжении управления не имелось каких-либо доказательств осуществления заявителем деятельности по оптовой торговле пивом, административный орган исходил лишь из указания кода ОКВЭД 51.34.22 в данных Единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя.
Довод управления о том, что представление соответствующих деклараций является прямой обязанностью заявителя, который является профессиональным участником рынка по обороту алкогольной продукции в связи с указанием оптовой торговли пивом в качестве одного из дополнительных видов деятельности организации по данным ЕГРЮЛ, отклоняется судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2012) производство и оборот пива и пивных напитков отнесены к видам деятельности, не подлежащим лицензированию.
Новая редакция пункта 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ вступила в силу с 01.01.2012. Вместе с тем до этого срока лицензии на указанную деятельность также не выдавались ввиду отсутствия соответствующей юридической и технической возможности. Такое положение было обусловлено тем, что согласно пунктам 1 и 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в заявлении о выдаче лицензии должен указываться каждый поставляемый или поступающий в продажу вид произведенной продукции, приведенный в статье 2 данного Федерального закона. Однако в подпункте 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ (до внесения в него Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ изменений, вступивших в силу 01.07.2012) в числе видов алкогольной продукции не были указаны пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. В этой связи ни до 01.01.2012, ни в период с 01.01.2012 до 01.07.2012, ни после 01.07.2012 производство и оборот пива и пивных напитков лицензированию не подлежали.
Таким образом, деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков не входит в перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В отношении производства и оборота пива и пивных напитков обязанность по представлению организациями деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам приложений N N 5, 6, 7 к Правилам не связана с наличием соответствующей лицензии.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации под правоспособностью юридического лица понимается способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Содержащийся в оспариваемом постановлении, отзывах Управления на заявление и на возражения заявителя довод о том, что возникновение либо прекращение обязанности организации по представлению деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть связано исключительно с присвоением соответствующего кода ОКВЭД либо с указанием такого кода в сведениях о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, является ошибочным и основан на неверной трактовке Управлением норм действующего законодательства.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (принят с 01.01.2003 Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст) ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с: классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне; кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах; обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом лице, включающие, в том числе, коды по ОКВЭД (подпункт "п" пункта 1 статьи 5).
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой IV данного Закона (пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
По смыслу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации общая правоспособность юридического лица применительно к возможности осуществления какого-либо вида деятельности не ограничена фактом присвоения соответствующего этой деятельности кода ОКВЭД и подразумевает возможность заниматься любыми видами деятельности, за исключением тех, которыми можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Как разъяснено пунктом 18 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (статья 49) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
В связи с этим при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Следовательно, сам по себе факт присвоения юридическому лицу кода ОКВЭД при отсутствии фактического осуществления такой экономической деятельности, характеризующегося наличием организации и ведения производственного процесса, несением затрат на производство, выпуском продукции, не является определяющим применительно к обязанности по представлению деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В отличие от производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением пива и пивных напитков), где определяющим для исполнения обязанности по декларированию объема производства и (или) оборота такой продукции является наличие соответствующей лицензии, основанием к представлению декларации об объемах производства, оборота и (или) использования пива и пивных напитков в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правилами служит сам факт производства и оборота такой продукции.
Такое толкование согласуется с буквальным содержание и смыслом положений подпункта "б" пункта 2, пунктов 7, 8, 9 Правил, пунктов 7.1, 8.1, 9.1 Порядка заполнения деклараций, согласно которым обязанность по ведению учета и декларированию объема производства и (или) оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции поставлена в зависимость от фактического осуществления организацией такой деятельности, а не от присвоения кодов ОКВЭД.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель с момента создания занимается деятельностью по розничной торговле в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки и, и табачные изделия, а заявленной при государственной регистрации юридического лица в качестве одного из дополнительных видов деятельности оптовой торговлей пивом (код ОКВЭД 51.34.22) фактически не занимается, деятельность по производству, закупке и поставке пива и пивных продуктов не осуществляет.
Доказательств обратного административным органом в суд в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.
Из материалов производства по делу об административном правонарушении усматривается, что Управление не проверяло и не дало должной оценки доводам заявителя об отсутствии осуществления деятельности по оптовой торговле пивом, обстоятельства осуществления заявителем такой деятельности при составлении протокола, при вынесении оспариваемого постановления не исследовало, посчитав достаточным наличие в ЕГРЮЛ сведений о присвоении заявителю кода ОКВЭД 51.34.22.
Суд правомерно сделал вывод об отсутствии у общества установленной пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ обязанности вести учет объема производства и (или) оборота пива и пивных напитков и предоставлять декларации и, соответственно, об отсутствии в его действиях (бездействии по представлению декларации) объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что управлением не дана надлежащая оценка наличию (отсутствию) у заявителя обязанности по представлению декларации в отсутствие фактического осуществления деятельности по оптовой торговле пивом, т.е. не доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и (или) состава административного правонарушения отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.02.2014 по делу N А25-1784/2013 оставить без изменения апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1784/2013