25 марта 2016 г. |
Дело N А83-3561/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.03.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя Администрации города Ялты Республики Крым - Яковлева Александра Алексеевича, доверенность от 19.08.2015 N 02.1-46/6790; представителя Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" - Земляной Татьяны Борисовны, доверенность от 03.08.2015 N 4; представителя Ялтинского городского совета - Белова Сергея Владимировича, доверенность от 15.01.2016 N 01.01-21/3; Литвинской Татьяны Константиновны; представителя Литвинской Татьяны Константиновны - Ставного Владимира Григорьевича, доверенность от 01.02.2016 N б/н; представителя Литвинской Татьяны Константиновны - Белоуса Василия Ивановича, доверенность от 01.02.2016 N б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 по делу N А83-3561/2015 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" (проезд Парковый, д. 11, г. Ялта, Республика Крым, 298635) к Ялтинскому городскому совету (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Литвинской Татьяне Константиновне (ул. Егерская, д. 11, пгт. Кореиз, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Администрация города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Муниципальное казенное предприятие "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пер. Дарсановский, 5, г. Ялта, Республика Крым, 298612) об оспаривании бездействия уполномоченного органа,
установил:
Ялтинская общественная организация "Спортивный клуб "Спартак" (проезд Парковый, д. 11, г. Ялта, Республика Крым, 298635) (далее - Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Ялтинскому городскому совету (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) (далее - Ялтинский горсовет) об оспаривании бездействия уполномоченного органа.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.09.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация города Ялты Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 требования Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" были удовлетворены, признано незаконным бездействие Ялтинского городского совета, выраженное в непринятии решения об отчуждении ему арендуемого имущества - кафе "Спорт" расположенного по адресу: ул. Ленина, 14,лит. Р, для реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества согласно закону и договору аренды недвижимого имущества от 17.02.2006 и договору об изменении договора аренды недвижимого имущества от 28.09.2010 с учетом стоимости неотделимых улучшении арендуемого имущества. Суд также обязал Ялтинский городской совет принять решение о включении объекта - кафе "Спорт", расположенного по адресу: ул. Ленина, 14, лит. Р, в перечень объектов, подлежащих приватизации.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Ялты Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" отказать. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В частности, считает, что суд первой инстанции применил нормы материального права, не подлежащие применению, и не применил нормы, которые регулировали спорные правоотношения в момент их осуществления, в связи с чем, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 по иску Ялтинской общественной организации Спортивный клуб "Спартак" к Ялтинскому городскому совету о признании незаконным бездействия Ялтинского городского совета, выраженного в непринятии решения об отчуждении заявителю арендуемого имущества - кафе "Спорт" расположенного адресу: ул. Ленина, 14, лит.Р, для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества согласно закону и договору аренды недвижимого имущества от 17.02.2006 и договору об изменении договора аренды недвижимого имущества от 28.09.2010 с учетом стоимости неотделимых улучшений арендуемого имущества, принять новое решение по делу, которым в исковом заявлении Ялтинской общественной организации Спортивный клуб "Спартак" к Ялтинскому городскому Совету, отказать в полном объеме.
Представитель Администрации города Ялты Республики Крым поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" отказать.
Представитель Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы обосновывая свои возражения тем, что оспариваемое решение суда, по его мнению, является законным и обоснованным. Кроме того, считает, что судом в полном объеме были исследованы фактические обстоятельства дела, на основе которых сделаны правильные выводы. При этом, считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, безосновательными по мотивам, изложенным в отзыве, представленном в дело, в связи с чем, настаивает, что оснований для отмены или изменений решения суда первой инстанции не имеется.
Представитель Ялтинского городского совета также как и заявитель по делу считает, что именно он, а не Администрация города Ялты является собственником спорного имущества, и, соответственно, имеет право им распоряжаться. При этом, вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы Горсовет оставляет на усмотрение суда.
Индивидуальный предприниматель Литвинская Т.К. (субарендатор спорного имущества) и ее представители просили суд апелляционной инстанции отказать Администрации Ялты в удовлетворении её требования, касающегося отмены решения суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - МУП "Комбинат благоустройства", заменённый в порядке статьи 48 АПК РФ (в суде первой инстанции) на его правопреемника - муниципальное казённое предприятие "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым просит рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с действующим законодательством РФ, на основании имеющихся в деле материалов.
Апелляционный суд, принимая во внимание заявление муниципального казённого предприятия "Комбинат благоустройства" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 25 ноября 2015 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 08.09.1995 Исполкомом Ялтинского городского совета было принято решение N 513 (3) "О дислокации торговых павильонов СК "Спартак": "Утвердить, не включая в аукцион дислокацию торгового павильона ОО СК "Спартак" на пляже "Приморский".
02.01.2002 между ОО СК "Спартак" в лице Президента клуба Литвинского А.И. и Государственным предприятием "Крымское противооползневое управление" в лице начальника Дмитрука В.В., был заключен Договор N 19/2 пользования берегоукрепительными, противооползневыми и пляжными сооружениями пляжа "Приморский" сроком на 20 лет, для создания городской женской команды по пляжному волейболу.
22.07.2003 между Исполкомом Ялтинского городского совета, в лице Городского Головы Брайко С.Б. и ОО СК "Спартак", в лице Президента клуба Литвинского А.И. был заключен Договор, согласно п. 2.2, 2.3 которого, Исполком с целью компенсации экономических потерь Клуба дает разрешение на реконструкцию кафе "Спорт", расположенного на "Приморском" пляже; ходатайствует перед Ялтинским городским советом (далее - Горсовет) об отводе земельного участка Клубу в аренду под кафе "Спорт".
11.09.2003 Исполком Ялтинского городского совета своим Решением N° 385 (3) разрешает ОО СК "Спартак" производство проектно - изыскательских работ по реконструкции Кафе "Спорт".
12.09.2003 ОО СК "Спартак" в лице Президента Клуба Литвинского А.И. обратился к Городскому Голове г. Ялта с просьбой разрешить произвести отвод земельного участка под Кафе "Спорт" площадью 0,05 га.
29.01.2004 данное Заявление было рассмотрено Депутатской Комиссией по землепользованию и экологии (протокол N 35 от 29.01.2004) и принято решение о выделении земли под новое строительство и реконструкцию кафе "Спорт".
15.03.2004 было принято решение 19-й сессии 4-го созыва Горсовета о дислокации кафе "Спорт" площадью 0,025 га до 31.12.2014.
30.07.2004 ОО СК "Спартак" получило Заключение Рескомитета по охране культурного наследия (N 729-з) о возможности отвода земельного участка, в котором он не возражает против отвода на стадии проектирования земельного участка под обслуживание кафе "Спорт".
15.12.2004 Исполкомом Ялтинского городского совета принято решение N 1832 "Об оформлении права собственности на нежилые здания пляжа "Приморский", согласно которого за Ялтинским городским советом оформлено право собственности на летнее Кафе, Лит. "Р" общей площадью 18,6 кв.м. (по документам БТИ -11,1 кв.м) в г. Ялта, пляж "Приморский".
В 2005 году на данное помещение был оформлен технический паспорт. На схеме указаны два помещения: кухня площадью 11,1 кв.м (было до реконструкции) и зал площадью 91,2 кв.м, (достроен Заявителем по разрешению ЯГС).
28.12.2004 Ялтинское городское Управление земельных ресурсов по просьбе Президента ОО СК "Спартак" Литвинского А.И. выдает справку о том, что правоустанавливающие документы на земельный участок, площадью 0,05 га для обслуживания кафе "Спорт" находятся в стадии оформления.
11.03.2005 Исполкомом Ялтинского городского совета принято решение N 312, согласно которого решено КП "Ялтажилэксплуатация" произвести оценку и поставить на баланс предприятие на праве полного хозяйственного ведения нежилое здание кафе "Спорт", Лит. "Р" площадью 102,3 кв.м, расположенное на городском пляже "Приморский", г. Ялта.
15.12.2005 между Фондом коммунального имущества города Ялты, Общественным объединением "Спартак" и ООО "Экспертнотехнический центр" подписан договор о проведении независимой оценки по определению рыночной стоимости здания кафе "Спорт", лит. "Р", общей площадью 102,3 кв.м, по адресу, г. Ялта, городской пляж "Приморский". Данная работа оплачена ОО СК "Спартак", о чем был составлен Акт приема передачи выполненных работ от 20 декабря 2005 года Стоимость объекта на основании Отчета об оценке имущества составила 242 600 (двести сорок две тысячи шестьсот) грн.
Решением Хозяйственного Суда АРК от 08.08.2005 по делу N 2-20/11324-2005 решено понудить КП "Ялтажилэксплуатация" заключить с ОО СК "Спартак" договор аренды относительно кафе "Спорт", по адресу: г. Ялта, пляж "Приморский" площадью 102,3 кв.м, сроком на 5 лет. Во исполнение данного решения 19.08.2005 Хозяйственным судом АРК выдан соответствующий приказ.
15.09.2005 БТИ г. Ялты выносит заключение о внесении изменений в пп. 6 п.1 Решения Исполкома ЯГС от 15.12.2004 N 1832 (Об оформлении Права собственности за ЯГС на "Кафе", Лит. "Р", площадью 18,6 кв.м., г. (по документам БТИ - 11,1 кв.м) Ялта, пляж "Приморский"), согласно которого данное решение излагается следующей редакцией: "Оформить право собственности на нежилое здание Кафе "Спорт", Лит. "Р", обшей площадью 102,3 кв.м, расположенное на городском пляже "Приморский" за ЯГС и выдать свидетельство о праве собственности, что также подтверждается письмом на имя начальника коммунального предприятия "Ялтажилэксплуатация" N 02.9-2/1171.
17.02.2006 между КП "Ялтажилэксплуатация" и ОО СК "Спартак" был заключен Договор аренды недвижимого имущества реестр (N 109) на нежилое здание Кафе "Спорт", по адресу: г. Ялта, парк "Приморский", строение б/н, сроком на 5 лет.
Решением Хозяйственного суда АРК (Дело N 5002-22/1189-2011) данный договор был продлен до 17.02.2016.
14.06.2007 Исполкомом ЯГС принято Решение N 1029 о передаче Коммунального имущества ЯГС с баланса КП "Ялтажилэксплуатация" на баланс КП "Комбинат благоустройства" (по акту приема-передачи основных фондов от КП "Ялтажилэксплуатация" КП Комбинат благоустройства" за номером 198 кафе "Спорт", г. Ялта, пляж "Приморский", площадь 102,3 кв.м).
В 2008 году по заказу ОО СК "Спартак" (02-2008) ООО Творческая архитектурная мастерская "ВИЮВ" (лицензия АА N 766271) выполняет рабочий проект благоустройства прилегающей территории, капитальный ремонт и реконструкцию Кафе "Спорт".
В процессе ремонта (2008-2009) ОО СК "Спартак" построены помещения и сооружения, необходимые для ведения хозяйственной деятельности: уборная (Лит. "С", пл. 3,9 кв.м.); сарай (Лит. "Р-4", пл. 4,1 кв.м.); навес (Лит. "Р-1", пл. 9,8 кв.м.); навес (Лит. "Р-2", пл. 6,5 кв.м.); навес (Лит. "Р-3", пл. 13,0 кв.м.), а также две бетонные площадки: N XIX - пл. 53,0 кв.м., N XX - пл. 33,0 кв.м.
03.09.2010 (вх. N 021-13/4898 от 07.09.2010) ОО СК "Спартак" подает заявление на приватизацию объекта аренды Кафе "Спорт", Лит. "Р", по адресу: г. Ялта, парк "Приморский", строение б/н, путем прямого выкупа.
14 сентября 2010 года Фонд коммунального имущества г.Ялты регистрирует заявление о включении объекта (кафе "Спорт") в перечень объектов, подлежащих приватизации, регистрационный номер 001088/43.
10.09.2010 состоялось заседание Комиссии (протокол N 157/10) по рассмотрению условий аренды коммунальной собственности ЯГС, на котором рекомендовано "Дополнить Договор аренды с ОО СК "Спартак" нежилого помещения Кафе "Спорт" от 17.02.2006 пунктом "О праве арендатора на приватизацию путем выкупа", о чем сообщено в письме на имя Начальника КП ЯГС "Комбинат благоустройства" Комарова О.В. N02-111/980 от 24.09.2010.
28.09.2010 между КП "Комбинат благоустройства" и ОО СК "Спартак" заключается Договор об изменении Договора аренды недвижимого имущества (Реестр N 1760), согласно которого пункт 3, раздела 3 (Права и обязанности сторон) дополнено подпунктом "3.3.4. на приватизацию объекта аренды способом выкупа".
11.03.2011 Исполкомом ЯГС принято решение N 265 об оформлении на себя права собственности, присвоении почтового адреса: г. Ялта, наб. им. Ленина, 14., нежилым зданиям и сооружениям пляжа "Приморский", расположенным в "Приморском" парке N б/н в г. Ялта, выдаче свидетельства о праве собственности за ЯГС на нежилые строения и сооружения, в том числе: задания Кафе "Спорт", Лит. "Р" (102,3 кв.м.), Уборная (Лит. "С", пл. 3,9 кв.м.), Сарай (Лит. "Р-4", пл. 4,1 кв.м.), Навес (Лит. "Р-1", пл. 9,8 кв.м.), Навес (Лит. "Р-2", пл. 6,5 кв.м.), Навес (Лит. "Р-3", пл. 13,0 кв.м.), бетонная площадка N XIX - пл. 53,0 кв.м., бетонная площадка N XX - пл. 33,0 кв.м.) по наб. им. Ленина 14, г. Ялта.
17.03.2011 было выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество за ЯГС на нежилые строения и сооружения в том числе: здание Кафе "Спорт", Лит. "Р" (площадью 102,3 кв.м.), Уборная (Лит. "С", пл. 3,9 кв.м.), Сарай (Лит. "Р-4", пл. 4,1 кв.м.), Навес (Лит. "Р-1", пл. 9,8 кв.м.), Навес (Лит. "Р-2", пл. 6,5 кв.м.), Навес (Лит. "Р-3", пл. 13,0 кв.м.), сарай (лит.Р4, пл. 4,1 кв.м.), бетонная площадка N Х1Х пл.53,0 кв.м, и бетонная площадка N 20 пл.33,0 кв.м, по адресу г. Ялта ул. Ленина 14.
20 мая 2015 года от ЯОО "СК "Спартак" адрес Председателя Ялтинского городского совета поступило заявление о заключении с ней договора купли - продажи арендуемого ею нежилого помещения (здания кафе "Спорт" лит. Р, расположенного по адресу : г. Ялта Набережная им. Ленина, 14). Письмо на имя Председателя Ялтинского городского Совета, вх. N 1410 от 20.05.2015 приобщено в дело.
В срок, не превышающий один месяц со дня поступления этого заявления, в адрес ЯОО "СК "Спартак", за подписью первого заместителя главы города Ялты, был направлен ответ это заявление N 02.1-41/2744 от 17.06.2015 года, из содержания которого следует, что после завершения работ, проводимых по постановке муниципального имущества на кадастровый учет, перерегистрации права собственности муниципального образования городской округ Ялта на данное имущество, формированию казны муниципального образования и закрепления имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, а также после определения правового статуса арендуемого ранее и испрашиваемого сейчас Организацией, недвижимого имущества, и приведения договора аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации, Администрацией города Ялты (а не Горсоветом города Ялты, в адрес которого направлялось заявление), будет рассмотрен вопрос о возможности их приватизации (отчуждения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Не согласившись с вышеуказанным ответом Администрации Ялты, оформленным письмом N 02.1-41/2744 от 17.06.2015, и расценив его как безосновательный отказ в удовлетворении его требования о продаже недвижимого имущества, заявитель (ЯОО "СК "Спартак"), обратился в суд, обжалуя при этом, не незаконность действий Администрации города Ялты, выразившихся в отказе продать ему арендуемую недвижимость, а бездействие Ялтинского горсовета, выраженного в непринятии им решения об отчуждении Заявителю арендованного им имущества и его понуждении на принятие решения о включении объекта кафе "Спорт" в перечень объектов, подлежащих приватизации.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак", отклонению по следующим основаниям.
Во - первых, суд первой инстанции, удовлетворив требование Заявителя, безосновательно установил незаконность бездействие Ялтинского городского совета, выраженное в частности, в непринятии решения об отчуждении Заявителю арендуемого им имущества - кафе "Спорт", в целях реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества согласно закону и договору аренды недвижимого имущества от 17.02.2006 и договору об изменении договора аренды недвижимого имущества от 28.09.2010 с учетом стоимости неотделимых улучшений арендуемого имущества.
Вывод суда апелляционной инстанции основывается на следующем.
Факт обращения субъекта малого или среднего предпринимательства с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого муниципального имущества, действительно влечет обязанность уполномоченного органа местного самоуправления совершить определённые, предусмотренные законом действия.
Судом установлен факт того, что вопрос о приватизации Заявителем указанного объекта ранее планировалось рассмотреть на сессии Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым, однако он несколько раз переносился, и в конечном итоге, так и не был рассмотрен по существу полномочным на тот момент времени, органом, каковым являлся Ялтинский горсовет АРК.
После вхождения Крыма и Севастополя по результатам референдума 2014 года в состав России, соответственно претерпело изменение и законодательство, применяемое в рамках российского правового поля.
В этой связи, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции оспариваемое решение по делу, выносилось без учёта этих особенностей российского законодательства, касающихся основополагающего принципа разделения власти на законодательную (представительную в муниципалитетах) и исполнительную, и, соответственно, наделения этих органов власти специфичными, соответствующими их статусу полномочиями, определёнными действующим законодательством Российской Федерации, Уставами, Положениями.
Так, в частности, статьёй 59 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым определено, что Администрация муниципального образования городской округ Ялта, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. Она управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта в порядке, установленном Ялтинским городским советом. При этом, Ялтинский городской совет лишь устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (п.3 ст.71 Устава муниципального образования городской округ Ялта).
В свою очередь, судом апелляционной инстанции установлено, что на основании п. 1.2. ст13 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом на основании решения Ялтинского городского совета Республики Крым передает имущество во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим и физическим лицам на основании заключаемых с ними договоров аренды, безвозмездного пользования и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации; производит отчуждение имущества в собственность юридических и физических лиц, в том числе и в порядке приватизации".
При этом, в соответствии со ст.2 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом, является Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
Между тем, суд первой инстанции не привлек к участию в деле Департамент, чем нарушил права указанного органа по управлению муниципальным имуществом, учитывая, что Департамент является обособленным подразделением Администрации МО и зарегистрирован как отдельное юридическое лицо.
Учитывая вышеизложенное, подтверждающее безосновательность определения судом первой инстанции Ялтинского городского совета как уполномоченного в спорных правоотношениях органа по приватизации муниципального имущества, основываясь на том, что подобная свободная трактовка полномочий этого органа местного самоуправления противоречит статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункту 2.1.2 решения Ялтинского городского совета от 16.03.2015 N 18 "Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", не наделяющих Ялтинский городской совет правами на произвольное принятие не согласованных со структурами исполнительной ветви власти и Администрацией муниципального образования, решений о приватизации объектов муниципальной собственности, следует признать незаконным и необоснованным вывод суда первой инстанции, касающийся установления факта незаконного бездействия в отношении Ялтинского горсовета, так как бездействие может быть только незаконным, а законный способ удовлетворения требования Заявителя о принятии решения об отчуждению ему имущества, на момент рассмотрения его заявления, у Ялтинского горсовета отсутствовал.
Во - вторых, суд апелляционной инстанции считает, что Заявитель, длительное время арендующий недвижимое имущество у собственника на основании гражданско - правовых договоров, и изъявивший желание выкупить это имущество у арендодателя с учётом произведённых им улучшений этого имущества, избрал неверный способ защиты своих прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Данный вывод суда основывается на следующем.
В статье 20 Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", в частности говорится, что возмездная передача муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в собственность юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о приватизации Российской Федерации.
Решение об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым принимается в соответствии с порядком принятия решения об условиях приватизаций муниципального имущества. Порядок принятия решения об условиях приватизации устанавливается Решением Ялтинского городского совета Республики Крым.
Судом установлено, что в настоящее время принято Положение о приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (принято Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 16 марта 2015 года N 18 (4 сессия 1 созыва).
При этом, в соответствии с п. 9.1. Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", принятого Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 16 марта 2015 г. N 18, приватизация муниципального имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При этом необходимо, по мнению суда апелляционной инстанции, учитывать факт того, что арендованное Заявителем имущество находится у арендатора с 2006 года. Также, необходимо учитывать, что согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в/государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества лишь в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.
Учитывая отсутствие в деле документов, подтверждающих факт получения заявителем от арендодателя согласия на проведение улучшений арендуемого имущества, гражданско - правовой спор (а не административно-правовой), рассматриваемый в порядке искового производства, неизбежен, в том числе, учитывая следующее обстоятельство.
Из заявления Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" (страницы 12-15 заявления), с чем согласился Арбитражный суд Республики Крым (страницы 12-13 решения), следует, что Заявитель относит себя к субъектам малого предпринимательства, настаивает на праве приобрести в собственность без торгов и по рыночной цене арендуемые им по договору аренды от 17.02.2006 помещения кафе "Спорт" по ул. Ленина, 14, лит-Р в г. Ялте на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - 159-ФЗ).
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.10,2012 N 1864-0, целью 159-ФЗ является оказание адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции в связи с их участием в приватизации.
Между тем, из имеющихся в материалах дела документов, а именно, Устава Заявителя (в редакции от 10.12.2014), свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 30.01.2015 выданного Федеральной налоговой службой Российской Федерации и свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации от 03.02.2015, выданного Министерством юстиции Российской Федерации, следует, что Заявитель не является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, а преследует некоммерческие цели, в частности, популяризацию и пропаганду физической культуры и спорта среди населения, вовлечение различных возрастных групп населения в активные занятия физкультурой и спортом и т. п. (подпункт 2.2. Устава).
В этой связи, суд апелляционной инстанции считает необходимым учесть факт того, что Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18 июня 2015 года по делу N А61-3482/2014 разъяснил подателю кассационной жалобы - Общественной организации "Всероссийскому обществу автомобилистов", что "суды трех инстанций, проанализировав нормы Законов N 159-ФЗ и 209-ФЗ, статьи 1 и 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 2, 7 и 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" пришли к следующим выводам: положения Закона N 159-ФЗ не распространяются на некоммерческие организации, за исключением потребительных кооперативов; поскольку заявитель в соответствии с его уставом является некоммерческой общественной организацией, следовательно, он не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и не может воспользоваться мерами государственной поддержки, реализуемыми в рамках Закона N 159-ФЗ. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы арбитражных судов".
Учитывая данное обстоятельство, следует признать что, ни Ялтинский городской совет, ни Администрация города Ялты, права и интересы Заявителя нарушить не могли, поскольку Заявитель не обладает правом на подачу заявления о приватизации имущества в порядке 159-ФЗ в уполномоченный орган. Соответственно, безосновательным следует признать и его обращение в суд с заявлением, и незаконность решения суда первой инстанции, удовлетворившее это заявление.
Суд апелляционной установил, что ЯОО "Спортивный клуб "Спартак" не привёл каких-либо иных доводов, кроме тех, которые отсылают к нормам Закона N 159-ФЗ.
При этом, суд апелляционной инстанции также считает необходимым учесть, что возникшее ранее между заявителем и Администрацией города Ялты правоотношение находится вне рамок Закона N 159-ФЗ и при этом, действующее законодательство не предусматривают возможности понуждения в судебном порядке собственника имущества к незапланированной им в порядке и по основаниям, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизации муниципального имущества, учитывая, что иное означало бы неоправданное вмешательство суда в экономическую и финансовую деятельность органа местного самоуправления, ответственного перед жителями муниципального образования за формирование доходной части местного бюджета и финансирование программ местного значения за счет приватизации муниципального имущества, а также учитывая факт того, что в деле отсутствуют доказательства того, что арендуемый Заявителем объект недвижимости запланирован к приватизации. Продажа муниципалитетом недвижимого имущества является его правом,, а не обязанностью.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что решение вынесено Арбитражным судом Республики Крым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела в связи с чем подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 ноября 2015 года по делу N А83-3561/2015 отменить.
В удовлетворении требований Ялтинской общественной организации "Спортивный клуб "Спартак" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3561/2015
Истец: Ялтинская общественная организация "Спортивный клуб "Спартак"
Ответчик: ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация города Ялты Республики Крым, Литвинская Татьяна Константиновна, МУП "КОМБИНАТ БЛАГОУСТРОЙСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ