Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2016 г. N 12АП-3790/16

 

г. Саратов

 

10 мая 2016 г.

Дело N А06-12080/2015

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года по делу N А06-12080/2015 (судья Плеханова Г.А.)

по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" (416314, Астраханский район, Камызякский район, село Грушево, ул. Степная, д. 12, ИНН 3005002705, ОГРН 1023000838321)

к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 46, ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058)

о признании решения от 13.10.2015 N 425 недействительным в части,

без участия в судебном заседании представителей: Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" (почтовые уведомления N 79356, N 79355 приобщены к материалам дела),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Грушевская основная общеобразовательная школа" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 13.10.2015 N 425 недействительным в части.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года решение N 425 от 13.10.2015 в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 1450 рублей, соответствующих сумм штрафа и пени признано недействительным.

С Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3017022199, ОГРН 1023000849486) в пользу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" взысканы расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Грушевская основная общеобразовательная школа" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа", Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, учреждением на основании решения заместителя управляющего Государственным учреждением - Астраханским региональным отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Пахомовым В.П. от 14.08.2015 N 05/2-780 в период с 14.08.2015 по 17.09.2015 проведена выездная проверка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 30.06.2015.

По результатам проведения проверки Фондом 13.10.2015 вынесено решение N 425 о привлечении МБОУ "Грушевская ООШ" к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее-Федеральный закон N 212-ФЗ) и в том числе, по неполной уплате, в виде штрафа в размере 297,17 рублей, Заявителю предложено уплатить дополнительные страховые взносы в сумме 1475,9 рублей и пени в размере 406,92 рублей.

Учреждение считает, что спорные выплаты произведены Школой в рамках трудовых отношений, поэтому являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.

Не согласившись с вынесенным решением, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Грушевская основная общеобразовательная школа" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Школы и не включены в систему оплаты труда.

Изучив материалы дела, оценив установленные судом первой инстанции обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.

При исследовании обстоятельств дела судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для доначисления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" страховых взносов за июнь 2012 года и июль 2012 года в общей сумме 1475,90 руб. согласно оспариваемому решению пенсионного фонда послужил вывод пенсионного фонда о необходимости включения в базу для начисления страховых взносов сумм единовременного пособия молодому специалисту, выплаченного работнику Школы Сухамбеталиевой Г.М. на основании Постановления Правительства Астраханской области от 14.11.2011 N 459-П, распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 24.11.2011 N 138 "О социальной поддержке молодых специалистов системы образования Астраханской области", распоряжения администрации муниципального образования "Камызякский район" от 09.06.2012 N 212-р.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Государственное пособие-безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.

С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам.

Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.

Таким образом, объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.

Судом установлено и не оспаривалось представителем Фонда, что выплата единовременного пособия молодому специалисту Школы - Мухамбеталиевой Г.М. в размере 50 000 рублей, произведена на основании Постановления Правительства Астраханской области от 14.11.2011 N 459-П, распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 24.11.2011 N 138 "О социальной поддержке молодых специалистов системы образования Астраханской области", распоряжения администрации муниципального образования "Камызякский район" от 09.06.2012 N 212-р.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, единовременная выплата молодым специалистам также носит социальный характер и не может являться объектом обложения страховыми взносами, в связи с чем, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Грушевская основная общеобразовательная школа" не является плательщиком единовременной выплаты молодым специалистам.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выплаченное единовременное пособие молодому специалисту не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантировано трудовым либо коллективными договорами.

С учетом установленных обстоятельств, суд верно заключил, что, поскольку суммы выплаченных государственных пособий не подлежат обложению страховыми взносами, правовые основания для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ также отсутствуют.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Астраханской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не подлежит удовлетворению.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 марта 2016 года по делу N А06-12080/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

 

Председательствующий

М.Г. Цуцкова

 

Судьи

Ю.А. Комнатная
С.А. Кузьмичев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А06-12080/2015


Истец: МБОУ "Грушевская основная общеобразовательная школа"

Ответчик: ГУ Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ-АРО ФСС РФ