Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф09-6635/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А50-4143/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Дружининой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
при участии:
от Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Соболева Е.А., удостоверение, доверенность от 12.10.2016;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 мая 2017 года по делу N А50-4143/2017,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки" (ОГРН 1055901708312, ИНН 5904129110)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения от 06.02.2017 N 140555/34л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.05.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает на том, что более 70% его доходов в спорном периоде получено от розничной торговли лекарственными средствами, соответственно, общество имеет право на применение пониженного тарифа по страховым взносам. Изготовление лекарственных средств аптечными организациями по требованиям медицинских организаций является, по мнению общества, особой частью розничной торговли лекарственными средствами; для отпуска изготовленных в аптечной организации лекарственных средств действующим законодательством предусмотрены особенности, в том числе отнесение отпуска таких лекарственных средств по требованиям медицинских организаций к розничной торговле лекарственными средствами. Действующее законодательство допускает заключение договора купли-продажи с условием о доставке товара покупателю, а также возможность заключения договора купли-продажи между юридическими лицами. По мнению общества, заявитель не имеет возможности повлиять на условия заключаемых с медицинскими организациями контрактов, так как контрагенты обязаны соблюдать положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
Представитель фонда в заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка представленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2016 года, по результатам которой составлен акт проверки от 26.12.2016 N 140555/34л и принято решение от 06.02.2017 N 140555/34л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В ходе проверки фонда пришел к выводу о неправомерном применении обществом пониженного тарифа 0%, в связи с чем доначислил ему страховые взносы за 3 квартал 2016 г. в сумме 138 220,16 руб. В связи с наличием задолженности фонда перед заявителем указанные взносы к уплате не предъявлены, начислены только пени в сумме 7217,04 руб.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доля доходов общества от розничной продажи фармацевтических товаров составила менее 70%, в связи с чем оно не может применять пониженных тариф.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 8 Закона база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным законом.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 212-ФЗ тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Исходя из статьи 12 Закона N 212-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено применение пониженных тарифов для определенных категорий плательщиков.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого закона.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности которых (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), является в том числе деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (подпункт "я.8").
Для указанных плательщиков в течение 2012-2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212- ФЗ).
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение УСН; осуществление вида деятельности, указанного в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от этого вида деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Сторонами не оспаривается, что в спорном периоде общество применяло упрощенную систему налогообложения.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности заявителя является деятельность по розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код ОКВЭД 47.73). Заявителем получены лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения от 08.05.2013 N ЛО-59-02-000971.
За 9 месяцев 2016 года заявителем получены доходы в общей сумме 47 865 046 руб., из них доходы от реализации лекарственных средств составили 47 818 464 руб. (свыше 99 %).
Однако, в ходе камеральной проверки установлено и обществом не оспаривается, что 25 631 152,29 руб. из этих доходов получено им от реализации экстемпоральных лекарственных средств на договорной основе медицинским организациям. Соответственно, доля выручки от розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами составила лишь 46 % от общей суммы доходов за 9 месяцев 2016 года.
Как установлено судами, заявителем на основании заключенных с медицинскими организациями (преимущественно государственные бюджетные учреждения Пермского края) договоров поставки лекарственных препаратов, экстемпоральных лекарственных средств, в адрес медицинских организаций реализовывались указанные препараты и лекарственные средства (в упаковках, флаконах, банках).
В соответствии с пунктом 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 492 ГК). Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей. При этом договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения.
В свою очередь, договор поставки как вид договора купли-продажи является консенсуальным, возмездным, двусторонним договором.
Определяющим признаком договора розничной купли-продажи является то, для каких целей продавец реализует товары организациям и физическим лицам. Основным критерием, отличающим оптовую торговлю от розничной, является использование юридическими лицами приобретенных товаров с целью их переработки и дальнейшей реализации в профессиональной (предпринимательской) деятельности для извлечения дохода.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
Согласно пункту 1, абзацу 1 пункта 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Условиями договоров поставки предусмотрено обеспечение обязательств, в частности, предоставление заявителем (поставщиком) банковских гарантий, внесение денежных средств на определенный банковский счет. Поставка товаров медицинским организациям осуществляется в том числе в аптеки.
Проанализировав условия, содержание договоров, субъективный состав участников договоров, статус субъектов договорных отношений, объем и содержание оформляемых документов, объем (количество) реализуемых медицинских препаратов и лекарственных средств, периодичность их реализации в рамках действия договоров поставки, способы обеспечения обязательств, ответственность сторон, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при взаимоотношениях с медицинским организациями заявителем исполнялись обязательства по договору поставки, а не розничной купли-продажи.
Арбитражный суд первой инстанции применительно к обстоятельствам спора, нормативному регулированию и правовой позиции, отраженной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", верно отметил, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя.
Таким образом, особый статус покупателей по договорам поставки-бюджетных учреждений, которые являются некоммерческими организациями, созданными согласно статье 123.21 ГК РФ, статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для определенной цели некоммерческого характера, не свидетельствует об осуществлении розничной торговли, так как в данном случае товары приобретались медицинским учреждениями (как и иными организациями) для обеспечения их уставной деятельности, что исключает признак договора розничной купли-продажи - использование товара для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В свою очередь, правовой статус покупателей товаров - государственных учреждений - и соблюдение соответствующей процедуры (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), как и источник финансирования (средства обязательного медицинского страхования, бюджетные средства, доходы учреждений от оказания платных услуг - источник оплаты в договорах поставки дифференцируется), не изменяют содержание обязательств сторон и квалификацию деятельности заявителя как поставщика товаров, а не реализацию им товаров при розничной торговле.
Исходя из содержащихся в статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 31-ФЗ) понятий, следует:
- производство лекарственных средств - это деятельность по производству лекарственных средств организациями-производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств;
- фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и(или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов;
- организация оптовой торговли лекарственными средствами - это организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 45 Закона N 61-ФЗ производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств.
В силу части 8 статьи 45 Закона N 61-ФЗ производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
1) другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств;
2) организациям оптовой торговли лекарственными средствами;
3) аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;
4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;
5) медицинским организациям и ветеринарным организациям;
6) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (часть 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии со ст.55 Закона N 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
На основании изложенного поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, поставка лекарственных препаратов аптечной организацией данным Федеральным законом не предусмотрена.
Положения Закона N 61-ФЗ определяют розничную торговлю как обеспечение препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляемое медицинскими организациями, аптечными организациями не для целей, установленных статьей 53 названного закона (оптовая торговля), в том числе не для целей обеспечения деятельности медицинских организаций.
Таким образом, обеспечение деятельности медицинских организаций препаратами в контексте норм Закона N 61-ФЗ не является розничной торговлей.
Следовательно, доводы фонда о том, что осуществляемая заявителем деятельность, от которой получен основной доход, не является розничной реализацией медицинских товаров, являются правомерными.
Поскольку доля доходов общества от розничной торговли фармацевтическими товарами составила менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов, выводы фонда о занижении обществом подлежащих уплате в бюджет страховых взносов в результате неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов являются правильными.
При этом, исходя из корреспондирующих правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 19.01.2005 N 41-О, от 23.10.2014 N 2335-О, положения законодательства в сфере уплаты публичных обязательных платежей, предусматривающие льготы, расширительному толкованию не подлежат.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2017 года по делу N А50-4143/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4143/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф09-6635/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МЕЖБОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ"
Ответчик: ГУ - ПРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6635/17
27.11.2017 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9952/17
17.08.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9952/17
25.05.2017 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-4143/17