См. План мероприятий по выполнению настоящего постановления, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18 января 1993 г. N 32
Рассмотрев вопрос "О ходе экономической реформы в Российской Федерации", Съезд народных депутатов Российской Федерации подтверждает стратегический курс на переход к рыночной экономике, определенный решениями предыдущих съездов народных депутатов.
В 1992 году расширилась правовая база реформы, началось формирование многоукладной экономики, дан импульс предпринимательской активности, преодолевается тенденция к натурализации хозяйственных связей.
Вместе с тем Съезд народных депутатов Российской Федерации отмечает, что за период, прошедший со времени шестого Съезда, экономическая ситуация в стране ухудшилась. На экономику страны негативно влияет разрыв межгосударственных экономических связей, обусловленный распадом СССР. Действия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, направленные на экономическую интеграцию государств - участников СНГ, недостаточны.
При проведении экономической реформы Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации допущен ряд серьезных просчетов, следствием которых стало углубление кризисных явлений. Банковские структуры замедлили движение платежных средств производителей. Продолжается спад промышленного производства, недопустимо медленно идут процессы структурной перестройки в экономике. В наиболее тяжелом положении оказался агропромышленный комплекс. В результате грубых диспропорций, допущенных в ценообразовании, неисполнения статей бюджета по инвестициям и недостаточной финансовой поддержки производственной и социальной сферы села нарастает распад ряда важнейших отраслей агропромышленного комплекса.
Налоговая и кредитная политика делает невыгодным производство продукции, низкий уровень инвестиционной активности угрожает разрушением накопленного народнохозяйственного потенциала. Нарастает кризисная ситуация в сфере финансов и денежного обращения, инфляционные процессы угрожают перерасти в гиперинфляцию.
Отсутствие механизма сдерживания роста цен породило их скачкообразное повышение, нехватку наличных денежных средств и взаимные неплатежи предприятий. В результате резко снизились реальные доходы населения, что отразилось на его уровне жизни. Экономическая и политическая нестабильность препятствует привлечению средств зарубежных инвесторов.
Чрезмерное снижение бюджетных ассигнований нанесло серьезный ущерб научно-техническому, интеллектуальному потенциалу страны.
Недостаточное внимание уделяется антимонопольной политике.
Региональная политика не в полной мере учитывает самостоятельность субъектов Российской Федерации, их конституционные права, не способствует осуществлению экономической реформы на местах, формированию эффективного механизма экономической интеграции.
Деятельность структур Президента Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не скоординирована.
Несовершенство ряда актов законодательства, принятых Верховным Советом Российской Федерации, непроработанность механизмов их реализации и контроля ослабляют правовую базу проведения экономической реформы, снижают ее эффективность.
Съезд народных депутатов Российской Федерации считает, что сложившаяся в стране ситуация требует безотлагательного принятия и реализации антикризисных мер, внесения серьезных коррективов в программу экономической реформы, тактику ее проведения, придания реформе социальной направленности, усиления роли государства в процессе преобразований.
Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет:
1. Подтвердить решение Верховного Совета Российской Федерации о признании деятельности Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы неудовлетворительной. Признать неудовлетворительной работу Правительства Российской Федерации по выполнению постановления шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации".
Считать, что проводимая Правительством Российской Федерации экономическая реформа, формы и методы ее реализации не соответствуют интересам большинства граждан Российской Федерации и привели к отрицательным социально-экономическим последствиям.
Правительству Российской Федерации в месячный срок представить Верховному Совету Российской Федерации:
доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на седьмом Съезде народных депутатов Российской Федерации, комплекс мер по преодолению кризисной социально-экономической ситуации в стране;
перечень законопроектов, принятие которых необходимо для реализации антикризисных мер.
2. Считать важнейшим условием развития и углубления экономической реформы решение коренных социальных проблем населения России, направленное на поддержание его уровня жизни, государственную поддержку науки, образования, здравоохранения и культуры.
Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации установить критерии минимального уровня жизни населения (занятости, заработной платы, пенсий, бесплатного образования, медицинского, бытового, транспортного, культурного обслуживания) и обеспечивать их реализацию в разрабатываемых законопроектах. Принять меры по предотвращению массовой безработицы и социальной защите высвобождаемых работников. Обеспечить при этом рациональное разграничение функций в социальной сфере между федеральными и местными органами власти и управления и предусмотреть соответствующие изменения в бюджетной системе Российской Федерации.
Президенту Российской Федерации, Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации обеспечить развитие законодательной базы для решения проблем занятости и миграции населения.
Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", разработать программу компенсации населению сберегательных вкладов в 1993-1995 годах. Разработать и утвердить социальную программу выживания и развития малочисленных народов.
3. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
обеспечить выполнение постановления второго (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и решений последующих съездов народных депутатов Российской Федерации по аграрным проблемам;
создать возможности для притока капиталов в агропромышленный комплекс и рыбное хозяйство;
обеспечить паритетные условия ценообразования для аграрного сектора экономики;
восстановить с I квартала 1992 года индексацию цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом индекса цен на продукцию промышленности и услуги, потребляемые селом, с возмещением из бюджета хозяйствам - производителям сельскохозяйственной продукции разницы от ценовых потерь по итогам индексации;
разработать и принять меры по поддержке производителей сельскохозяйственной продукции в условиях опережающего роста цен на промышленную продукцию и услуги, по сокращению импорта зерна и других продовольственных товаров, а также по стимулированию закупок зерна у производителей сельскохозяйственной продукции Российской Федерации.
4. Правительству Российской Федерации:
обеспечить формирование и практическое осуществление государственной промышленной политики, направленной на сохранение и эффективное использование производственного и интеллектуального потенциала страны. Не допускать дальнейшего спада производства в приоритетных отраслях народного хозяйства, используя для этого государственное регулирование инвестиций, ценообразования, совершенствование кредитно-финансовой системы и антимонопольного механизма, создание межрегиональных и межгосударственных структур, нацеленных на интегрирование экономического пространства Российской Федерации с учетом связей с ближним зарубежьем;
создать благоприятные условия для акционирования и приватизации государственных и муниципальных предприятий с учетом обеспечения демонополизации и сохранения единых технологических комплексов, для развития новых структур, включая малое и среднее предпринимательство;
принять меры по стабилизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства, поддержке жилищного строительства путем льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного строительства, развития системы новых внебюджетных и ипотечных форм инвестирования;
стимулировать привлечение иностранных инвестиций и прогрессивных технологий для развития отечественной промышленности.
Учитывая необходимость поддержки экономической реформы большинством населения, поручить Верховному Совету Российской Федерации до 1 февраля 1993 года предусмотреть в соответствующих законодательных актах приоритет трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий, учет интересов всех социальных групп, имея в виду расширение форм и способов разгосударствления и приватизации.
5. Подчинить финансовую и денежно-кредитную политику задачам развития приоритетных отраслей и производств.
Правительству Российской Федерации разработать механизм восстановления оборотных средств государственных предприятий до уровня, обеспечивающего их нормальное функционирование.
Верховному Совету Российской Федерации устранить правовые препятствия, блокирующие инвестиции, используя для этого налоговые льготы и целевое банковское кредитование.
Центральному банку Российской Федерации:
до 1 января 1993 года в целях сокращения времени прохождения платежей решить вопрос об упрощении механизма осуществления расчетов, а также повышении штрафных санкций за задержку платежей учреждениями Центрального банка Российской Федерации, банками и другими кредитными учреждениями до размеров не ниже процентной ставки, устанавливаемой коммерческими банками по краткосрочным кредитам;
продолжить реформирование банковской системы, ускорить внедрение современных технологий в систему банковских расчетов.
Верховному Совету Российской Федерации принять налоговый кодекс Российской Федерации, имея в виду, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно в порядке и на условиях, установленных указанным кодексом.
6. Президенту Российской Федерации, Верховному Совету Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации до 1 марта 1993 года:
разработать программу развития производства конкурентоспособных экспортных товаров, наукоемких технологий и услуг, обеспечивающую защиту интересов России, российских экспортеров на мировых рынках и предусматривающую непосредственное участие регионов страны во внешнеэкономической деятельности;
разработать программу обеспечения критического импорта продовольствия, медикаментов и сырья для пищевой, фармацевтической и легкой промышленности в увязке с национальной программой структурной перестройки экономики, с учетом обеспечения населению гарантированного уровня потребления, имея в виду постепенное снижение импорта по мере развития национальной экономики;
обеспечить регулирование валютного курса рубля, исключающее искусственное обесценивание национального богатства и разорительный для России вывоз природных ресурсов, исторических и культурных ценностей, а также стимулирующее экспорт преимущественно машин, оборудования и наукоемких технологий. Запретить использование иностранной валюты на территории Российской Федерации как денежной единицы, организовать пункты обмена валюты в соответствии с установленным курсом;
разработать механизм, исключающий нарушения юридическими и физическими лицами законодательства о валютном регулировании.
Верховному Совету Российской Федерации установить систему парламентского контроля за предоставлением помощи иностранным государствам, а также за получением Россией кредитов от иностранных государств, их использованием и погашением.
7. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании государственной системы контроля.
В целях выполнения пункта 7 настоящего постановления принято постановление Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров - Правительства РФ от 15 февраля 1993 г. N 4480-I/98
8. Считать нецелесообразным проведение всеобщих выборов глав администраций до назначения выборов народных депутатов Советов нового созыва и поручить Верховному Совету Российской Федерации в декабре 1992 года принять закон о порядке назначения и освобождения глав администраций в Российской Федерации.
9. Президенту Российской Федерации в месячный срок в соответствии с рекомендациями шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации упразднить институт представителей Президента Российской Федерации на местах.
10. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации при разработке и утверждении закона о бюджетной системе на 1993 ход установить соотношение по доходам и расходам в бюджеты территорий, включая внебюджетные фонды, обеспечивающие финансовые потребности территорий для решения задач их социально-экономического развития.
Верховному Совету Российской Федерации:
внести изменения в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предоставив право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные налоги на содержание социальной сферы;
до 1 марта 1993 года рассмотреть вопрос о возможности участия Пенсионного фонда Российской Федерации в формировании фондов социальной поддержки населения субъектов Российской Федерации;
до 1 апреля 1993 года внести изменения и дополнения в налогово-бюджетное законодательство, учитывающие конституционные положения Федеративного договора.
11. Органам государственной власти и управления, соответствующим должностным лицам неукоснительно соблюдать права органов местного самоуправления. Поддержать основные положения Декларации "О принципах местного самоуправления в Российской Федерации", принятой на собрании Союза российских городов 30 ноября 1992 года, учитывающей Европейскую хартию о местном самоуправлении. Верховному Совету Российской Федерации учесть их при разработке соответствующего раздела проекта новой Конституции Российской Федерации и проекта основ законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении.
12. Президенту Российской Федерации, Верховному Совету Российской Федерации, Правительству Российской Федерации принять меры по консолидации конструктивных сил как важнейшего условия стабилизации экономики, осуществления экономической реформы в рамках курса, определенного решениями предыдущих съездов народных депутатов Российской Федерации.
Поддержать предложение об организации "круглого стола" для выработки рекомендаций к программам антикризисных мер и развития реформ.
13. Созвать Съезд народных депутатов Российской Федерации в апреле 1993 года для рассмотрения хода экономической реформы в Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета |
Р.И. Хасбулатов |
Москва, Кремль
5 декабря 1992 г.
N 4047-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Съезда народных депутатов РФ от 5 декабря 1992 г. N 4047-I "О ходе экономической реформы в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 24 декабря 1992 г. N 51 ст. 3005, в газете "Российские вести" от 24 декабря 1992 г. N 118