г. Саратов |
|
07 июня 2019 г. |
Дело N А12-869/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2019 года по делу N А12-869/2019 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройград" (ОГРН 1063444053408, ИНН 3444133262)
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Стройград"- Звизжева О. Ю., доверенность от 24.05.2019;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области - Чертков А. В., доверенность от 09.01.2019.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройград" (далее - ООО "Стройград", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 27.08.2018 N 8062 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2019 года по делу N А12-869/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Стройград" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2017 год, о чем составлен акт налоговой проверки от 07.05.2018 N 54678. В ходе проверки установлена неуплата земельного налога в размере 4 279 419 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки, всех имеющихся материалов проверки Инспекцией принято решение от 27.08.2018 N 8062 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен земельный налог в размере 4 279 419 руб., начислены пени в размере 558 690 руб. 04 коп., Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 427 942 руб.
Не согласившись с выводами налогового органа, налогоплательщиком решение Инспекции обжаловано в УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 08.11.2018 N 1154 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 27.08.2018 N 8062, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим уточненным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности исчисления налоговым органом земельного налога за 2017 год с учетом коэффициента 4, предусмотренного п. 15 ст. 396 НК РФ, по земельному участку, предоставленному на условия осуществления на нем жилищного строительства в течении периода, превышающий трехлетний срок строительства.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В качестве довода апелляционной жалобы Налогоплательщик указывает, что право собственности на земельный участок возникло у заявителя до 01.01.2008 в связи с чем повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ не применяется, так как в данный пункт изменения внесены Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) и их действия распространяются отношения, возникшие после 01.01.2018. При этом, налогоплательщик ссылается на разъяснения Минфина России, изложенные в письме от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850.
Суд апелляционной инстанции находит данный довод подлежащим отклонению в силу следующего.
Пунктом 15 ст. 396 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройград" на праве собственности с 28.05.2007 принадлежит земельный участок с кадастровым N 34:34:050062:35, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Майкопская, 5а с разрешенным видом использования - под производственные здания.
На основании заявления ООО "Стройград" от 03.07.2009, Постановлением Главы Волгограда от 11.06.2010 N 1401 разрешено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 34:34:050062:35 предоставленного в собственность под производственные здания на многоэтажную жилую застройку.
Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым N 34:34:050062:35 с измененным видом разрешенного использования получено налогоплательщиком 16.08.2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, исчисление земельного налога в отношении земельного участка заявителя за 2017 год правомерно произведено с учетом коэффициента 4, предусмотренного положениями пункта 15 статьи 396 НК РФ.
При это, если земельный участок налогоплательщиком не использовался для строительства, необходимо учитывать разъяснения изложенные в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дела, связанных с взиманием земельного налога", в соответствии с которым при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ, однако законом не предусмотрено освобождение налогоплательщика, который строительства фактически не ведет, от исчисления земельного налога с учетом повышающего коэффициента.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка заявителя за 2017 год правомерно произведено с учетом коэффициента 4, предусмотренного положениями пункта 15 статьи 396 НК РФ.
Ссылка заявителя на положения письмо Минфина России от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850 в качестве обоснования для неприменения положений п. 15. Ст. 396 НК РФ также подлежит отклонению.
В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
При этом, письма Минфина РФ, на которые ссылается заявитель, не содержат конкретных разъяснений по данному вопросу, а содержат только цитирование норм налогового законодательства, а именно ст. 269 НК РФ в редакции, относящейся к датам писем.
Таким образом, на основании разъяснений, изложенных в Письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, письменные разъяснения Минфина РФ не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что Письма Минфина РФ не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Несостоятельной также является ссылка заявителя на правовую позицию, закрепленную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П (далее - Постановление N6-П).
Постановление N 6-П принято по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспоренное положение Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании разрешается вопрос о возможности судебной проверки актов Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти, содержащих разъяснения по вопросам, связанным с применением налоговыми органами норм налогового законодательства (производство в части проверки конституционности оспоренной нормы Налогового кодекса Российской Федерации было прекращено).
Оспоренное законоположение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании актов Федеральной налоговой службы, которые хотя и не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков.
Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений рассмотрение дел об оспаривании указанной категории актов Федеральной налоговой службы должно осуществляться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.
Таким образом, в Постановлении N 6-П решен вопрос о возможном обжаловании ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ, но не как не свидетельствует о их нормативном характере, предъявляемым к правовым актам федеральных органов исполнительной власти, тем более вопрос о применении п. 15 ст. 396 НК РФ вышеуказанным постановлением не рассматривалось.
Следовательно, для разрешения данного вопроса необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ) установлено, что действие п. 15 ст. 396 НК РФ распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства после вступления в силу Федерального закона N 141-ФЗ.
Федеральный закон N 141-ФЗ вступил в силу с 01.01.2005.
Учитывая изложенное, повышающие коэффициенты в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства, применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые были приобретены и права собственности на которые зарегистрированы после 1 января 2005 г.
Кроме того, Законом N 216-ФЗ были внесены изменения в п. 15 ст. 396 НК РФ, согласно которым применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, осуществляется начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Данные изменения вступили в силу с 01.01.2008.
Таким образом, необходимо иметь в виду, что положения п. 15 ст. 396 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2008) о применении повышающих коэффициентов с учетом сроков проектирования и строительства применяются при исчислении земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, которые приобретены и права собственности на которые зарегистрированы в 2005 - 2007 г.г.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Стройград" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2019 года по делу N А12-869/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.