Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. N 12АП-4106/20 по делу N А06-6513/2019

 

г. Саратов

 

19 июня 2020 г.

Дело N А06-6513/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена "11" июня 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен "19 " июня 2020 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 марта 2020 года по делу N А06-6513/2019 (судья Блажнов Д.Н.)

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" (г. Астрахань, ул. Татищева, 16, ОГРН: ИНН 3016018094, ОГРН 1023000861916)

к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области (г. Астрахань, ул. Латышева, 6г, ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719)

о признании недействительным представления УФК по Астраханской области от 22.05.2019 N 25-20-11/13 в части пункта 1 о возмещении в доход федерального бюджета средств за неполное выполнение государственного задания, выразившееся в недостижении 27 показателей, установленных государственным заданием N 076-00021-18-02 на общую сумму 11 503 937,50 рублей,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области о признании недействительным представления УФК по Астраханской области от 22.05.2019 N 25-20-11/13 в части пункта 1 о возмещении в доход федерального бюджета средств за неполное выполнение государственного задания, выразившееся в недостижении 27 показателей, установленных государственным заданием N 076-00021-18-02 на общую сумму 11 503 937,50 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 марта 2020 года по делу N А06-6513/2019 признано недействительным представление Управления федерального казначейства по Астраханской области от 22.05.2019 N 25-20-11/13, в части пункта 1 о возмещении в доход федерального бюджета средств за неполное выполнение государственного задания, выразившееся в недостижении 27 показателей, установленных государственным заданием N 076-00021-18-02 на общую сумму 11 503 937,50 рублей, взысканы с Управления федерального казначейства по Астраханской области в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.

Управление федерального казначейства по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым пункт 1 предписания от 22.05.2019 г.N 25-20-11/13 оставить без изменения.

От Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 16.01.2019 N 20 Управлением Федерального казначейства по Астраханской области в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" была проведена выездная проверка по использованию субсидий, предоставленных из федерального бюджета за 2017 - 2018 годы и составлен акт проверки от 11.04.2019 (т. 2, л.д. 27 - 28, 30 - 65).

В ходе проведения анализа исполнения показателей, характеризующих содержание государственной услуги, проверяющие пришли к выводу о расхождениях плановых и фактических показателей по ГЗ N 076-00021-18-02, превышающие Учреждением допустимый 10% диапазон в 27 случаях по реализации образовательных программ.

По результатам проведенной проверки органом контроля в адрес заявителя по делу вынесено представление от 22.05.2019 N 25-20-11/13, пунктом 1 которого установлено неполное выполнение Учреждением в 2018 году государственного задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), выразившееся в недостижении значении 27 показателей, установленных государственным заданием N 076-00021-18-02 на общую сумму 11 503 937,50 рублей (т. 1, л.д. 17 - 20).

Кроме того, представлением на Учреждение возложена обязанность возместить в доход федерального бюджета средств за неполное выполнение государственного задания в вышеназванной сумме.

Заявитель, не согласившись с указанной частью представления, обратился с заявлением в Арбитражный суд Астраханской области.

Суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении Учреждением государственного задания на 2018 год, поскольку превышения допустимого (возможного) отклонения показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в целом по государственному заданию за 2018 года не допущено.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Подпунктом 6 пункта 17 Порядка должностные лица контрольного управления, уполномоченные на проведение контрольных мероприятий, также наделены правом выдавать представления, предписания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Контрольное управление, являясь органом внутреннего финансового контроля, наделено полномочия по составлению и выдаче представлений объектам контроля в ходе осуществления контрольных мероприятий.

Проверка в отношении Учреждения проведена в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий.

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу статьи 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (принцип эффективности использования бюджетных средств).

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Таким образом, признаками бюджетного правонарушения являются его противоправность - правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их; виновность; наличие вреда, причиненного данным деянием; наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями; наличие юридической ответственности за его совершение.

Субсидия на выполнение задания учредителя выделяется на основании соглашения, подписываемого учредителем и учреждением. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Данными органами разрабатывается и форма соглашения.

Соглашение содержит условия предоставления субсидии.

Как следует из материалов дела, Федеральное агентство по рыболовству в отношении ФГБОУ ВО "АГТУ" наделено функциями и полномочиями учредителя, главного распорядителя средств федерального бюджета.

22.01.2018 г. между Федеральным агентством по рыболовству и ФГБОУ ВО "АГТУ" заключено соглашение N 076-03-2018-024 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Предметом данного соглашения является предоставление Учреждению из федерального бюджета в 2018-2020 годах субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказания государственных услуг (выполнение работ) от 19.01.2018 N 076-00021-18-01.

Государственным заданием на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО "АГТУ" в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.

Подтверждением выполнения Учреждением целей предоставления субсидии на госзадание является достижение им установленных госзаданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчетностью о выполнении госзадания, предоставляемой учредителю - Федеральному агентством по рыболовству (далее по тексту - ФАР), по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

Отчет о выполнении госзадания N 076-00021-18-01 утвержден Федеральным агентством по рыболовству.

УФК по Астраханской области проведена проверка выполнения государственного задания по следующим направлениям:

- соответствие показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), фактическим данным;

- достоверность сведений, отраженных в Отчете о выполнении государственного задания.

Согласно графе 14 отчёта о выполнении государственного задания N 076-00021-18-02 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов отклонения по показателям объёма государственных услуг, превышающих допустимое (возможное) значение отражены Учреждением в 20 случаях на 117 чел., из них:

- раздел 1 "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена" в 3 случаях на 35 чел.;

- раздел 2 "Реализация образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата" в 8 случаях на 47 чел.;

- раздел 3 "Реализация образовательных программ высшего образования -программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре" в 4 случаях на 4 чел.;

- раздел 5 "Реализация образовательных программ высшего образования -программ магистратуры" в 5 случаях на 31 чел.

УФК по Астраханской области в ходе проверки установлено неполное выполнение Учреждением в 2018 году государственного задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), выразившееся в недостижении значении 27 показателей, установленных государственным заданием N 076-00021-18-02 на общую сумму 11 503 937,50 рублей, по следующим показателям:

1 раздел "Программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена" по специальностям:

- 15.02.01 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 254,8330 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 219,7400 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчета - 25 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 10 чел.;

- 15.02.01 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)" (заочная форма):

утверждено в государственном задании - 34,2420 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 28,3300 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 3 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 3 чел.;

- 19.02.05 "Технология бродильных производств и виноделие" (очная): утверждено в государственном задании - 41,6670 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 31,1700 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 4 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 6 чел.;

- 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" (очная форма): утверждено в государственном задании - 158,0430 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 133,3800 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 16 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 9 чел.;

- 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" (заочная форма): утверждено в государственном задании - 64,4310 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 50,9800 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 6 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 7 чел.;

- 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" (заочная форма):

утверждено в государственном задании - 3,6360 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 3,0000 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

2 раздел "Программ высшего образования - программ бакалавриата" по специальностям:

- 05.03.06 "Экология и природопользование" (заочная форма):

утверждено в государственном задании - 26,8570 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 7,9141 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 3 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 16 чел.;

- 09.03.01 "Информатика и вычислительная техника" (очно-заочная форма): утверждено в государственном задании - 4,6670 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 3,0000 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 2 чел.;

- 11.03.02 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" (очная форма);

утверждено в государственном задании - 82,1250 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 68,1945 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 8 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 6 чел.;

- 15.03.04 "Автоматизация технологических процессов и производств (очная форма)":

утверждено в государственном задании - 47,4490 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 41,3123 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 5 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

- 16.03.03 "Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 58,1820 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 39,6888 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 6 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 12 чел.;

- 19.03.04 "Технология продукции и организация общественного питания" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 81,5200 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 69,7041 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 8 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 4 чел.;

- 23.03.02 "Наземные транспортно-технологические комплексы" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 30,0860 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 16,3151 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 3 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 11 чел.;

- 26.03.01 "Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (заочная форма)":

утверждено в государственном задании - 8,3300 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - отсутствует;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 1 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 7 чел.;

- 38.03.02 "Менеджмент" (заочная форма):

утверждено в государственном задании - 3,500 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 1,4167 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 2 чел.;

3 раздел "Программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре":

- 03.06.01 "Физика и астрономия" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 0,9380 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - отсутствует;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

- 08.06.01 "Техника и технологии строительства" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 4,000 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 2,9973 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

- 13.06.01 "Электро- и теплотехника" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 9,6670 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 6,7507 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 1 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 2 чел.;

- 35.06.04 "Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование d сельском, лесном и рыбном хозяйстве" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 1,0000 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 0,3342 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

- 44.06.01 "Образование и педагогические науки" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 2,000 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 1,3315 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел."

4 раздел "Программ высшего образования - программ магистратуры" по специальностям:

- 15.04.02 "Технологические машины и оборудование" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 41,0670 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 32,6630 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 4 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 4 чел.;

- 15.04.02 "Технологические машины и оборудование" (очно-заочная форы"):

утверждено в государственном задании - 21,6670 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 9,9781 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 2 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 10 чел,;

- 16.04.03 "Холодильная, криогенная техника и система жизнеобеспечения" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 22,000 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 17,4904 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 2 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 3 чел.;

- 18.04.02 "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 12,0000 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 10,2658 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 1 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

- 19.04.04 "Технология продукции и организация общественного питания" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 29,6670 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 21,1562 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 3 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 6 чел.,

- 35.04.08 "Промышленное рыболовство" (очная форма):

утверждено в государственном задании - 10,6250 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - 8,5397 чел.;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - 1 чел.;

отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 1 чел.;

- 38.04.02 "Менеджмент" (очно-заочная форма):

утверждено в государственном задании - 3,3330 чел.;

фактическое исполнение по данным отчёта - отсутствует;

допустимое (возможное) отклонение по данным отчёта - отсутствует; отклонение, превышающее допустимое (возможное) значение - 3 чел.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание является документом, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) соответствующим учреждением.

Требования к содержанию, порядку формирования, финансовому обеспечению государственного задания содержаться в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).

В соответствии с п. 3 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе в рамках государственного задания, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания.

При установлении федеральному государственному учреждению государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

При установлении федеральному государственному учреждению государственного задания на оказание государственной услуги (услуг) и выполнение работы (работ) государственное задание формируется из 2 частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги (услуг) и выполнению работы (работ). Информация, касающаяся государственного задания в целом, включается в 3-ю часть государственного задания.

В государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части...".

Таким образом, в силу прямого указания закона допустимые отклонения могут быть установлены только в отношении: Отдельной государственной услуги, Общее допустимое отклонение в отношении государственного задания в целом, Общее допустимое отклонение в отношении части государственного задания.

Возможности установления допустимого отклонения в отношении иных показателей государственного задания, в том числе показателей, относящихся к содержанию и объему в рамках отдельной государственной услуги, законом не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что государственным заданием на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО "АГТУ" в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.

Государственное задание на 2018 год состоит из 3-х частей.

Часть 1 государственного задания состоит из 5 разделов - по количеству государственных услуг, т.е. университетом всего оказывается 5 видов государственных услуг:

реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена;

реализация образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата;

реализация образовательных программ высшего образования - программ специалитета;

реализация образовательных программ высшего образования - программ магистратуры;

реализация образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В качестве показателей, характеризующих содержание государственных услуг, указаны направления подготовки и укрупненные группы, определенные в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования".

Показателем объема государственной услуги является численность обучающихся.

Наименование государственных услуг указано в соответствии с наименованием государственных услуг, содержащимся в Перечне государственных услуг (работ), оказываемых в сфере образования и науки, утвержденном Минобрнауки РФ 26.07.2010 N СМ-1 /02вн и Базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки (утв. Министерством образования и науки РФ 17 июля 2014 г. N АП-44/18вн).

По каждому разделу форма государственного задания предусматривает строчку: Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов).

К выводу о расхождениях плановых и фактических показателей по государственному заданию, превышающих Учреждением допустимый 10% диапазон, проверяющие пришли, исходя из количества студентов по каждой специальности, а не по каждому отдельному разделу гос. задания.

Согласно информации, содержащейся в электронном реестре государственных заданий, а также в письме Федеральное агентство по рыболовству от 24.01.2019 N 513-ВС/У04, рассматриваемым по делу государственным заданием установлено допустимое (возможное) отклонение от выполнения государственного задания 10% в отношении отдельных государственных услуг (т. 1, л.д. 85).

Таким образом, государственным заданием установлено допустимое (возможное) отклонение от выполнения государственного задания 10% в отношении отдельных разделов гос. задания.

При этом, как следует из справки-расчета фактического отклонения от государственного задания N 076-00021-18-02 на 2018 год, составленной заявителем по делу, отклонение от выполнения государственного задания в отношении отдельных разделов гос. задания не превышает 10%.

В суде первой инстанции заинтересованное лицо пояснил, что отклонение заявителем от выполнения спорного государственного задания по каждому разделу гос. задания не превышает 10%.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отклонение по отдельным категориям - специальностям (направлениям подготовки), превышающее 10 %, при соблюдении данного критерия в отношении отдельной государственной услуги (разделу гос. задания), не является неисполнением государственного задания.

Согласно пункту 6 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае не достижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Пункт 6 статьи 69.2 и пункт 3 Положения вводят такое понятие как "превышение допустимого (возможного) отклонения" показателей объема государственного задания, поскольку объем государственной услуги, заложенный в государственном задании, является величиной предполагаемой (плановой), а точный объем данной услуги можно определить лишь по итогам отчетного финансового периода.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что УФК по Астраханской области не предоставлено доказательств нарушения ФГБОУ ВО "АГТУ" бюджетного законодательства, выразившегося в неполном выполнении государственного задания на 2018 год.

Поскольку в рассматриваемом случае не установлено факта использования Учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, у УФК не имелось оснований для вынесения ФГБОУ ВО "АГТУ" представления (пункт 1).

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции требования ФГБОУ ВО "АГТУ" удовлетворены обоснованно.

Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Доводы УФК по Астраханской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 марта 2020 года по делу N А06-6513/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

 

Председательствующий

С.М. Степура

 

Судьи

М.А. Акимова
Е.В. Пузина

 

Номер дела в первой инстанции: А06-6513/2019


Истец: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет"

Ответчик: Управление Федерального казначейства по Астраханской области