г. Владимир |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А11-14643/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.08.2022
по делу N А11-14643/2020,
принятое по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ОГРН 1023301463570, ИНН 3329007728) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" (ОГРН 1023301954510, ИНН 3305005834) о взыскании суммы 2372133 руб. 28 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области - Коптевой П.А. по доверенности от 27.12.2021 сроком на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании представлен;
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" - Боговой О.В. по доверенности от 24.10.2022 N1 сроком действия по 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании представлен, Сергеевой Г.Е. по доверенности от 24.10.2022 N 34 сроком действия по 31.12.2023,
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - истец, Фонд, ТФОМС Владимирской области) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании суммы 2072370 руб. 40 коп., использованных не по целевому назначению, 207237 руб. 04 коп. штрафа, начисленного на основании пункта 9 статьи 39 Закона Российской Федерации от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", 26422 руб. 72 коп. пеней, начисленных на сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению за период с 23.09.2020 по 21.12.2020, и далее по день фактического исполнения обязательства, а также об обязании возместить на счет по учету средств обязательного медицинского страхования необоснованно начисленную и выплаченную заработную плату в сумме 50770 руб. 45 коп., излишне уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (начисленные на оплату труда) в сумме 15332 руб. 67 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент здравоохранения Владимирской области (далее - Департамент).
Решением от 09.08.2022 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Учреждения суммы 2072370 руб. 40 коп., штрафа в сумме 207237 руб. 04 коп., пени в сумме 26422 руб. 72 коп. за период с 23.09.2020 по 22.12.2020, пени с 22.12.2020 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
В апелляционной жалобе указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на том, что в действиях Учреждения отсутствует нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, поскольку в трудовых договорах, а также заключенных между ответчиком и ИП Удальцовым С.Н. и ООО "ВТК" контрактах на оказание услуг по уборке помещений указаны конкретные площади и наименования помещений, которые не "дублируются", общие объемы проводимых работ по уборке помещений соответствуют фактическим площадям.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец указывает в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к нему) на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Учреждения и Фонда поддержали доводы уточненной апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Департамент о дате, времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях.
В данном случае возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд установил, что на основании приказа директора ТФОМС Владимирской области от 23.07.2020 N 196 Фонд провел комплексную проверку использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, использование средств нормированного страхового запаса за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2020, в котором отражены допущенные Учреждением нарушения в расходовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
08.09.2020 истец направил в адрес ответчика требование, в котором предложил в течение 10 рабочих дней возместить средства ОМС путем возврата в бюджет ТФОМС суммы 2107325 руб. 81 коп.
Учреждение частично восстановило денежные средства ОМС в ходе проведения проверки. Остаток не восстановленных средств ОМС составляет 2072370 руб. 40 коп.
Поскольку ответчик требование в установленный в нем срок не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе по определению правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом N 326-ФЗ.
В данном Законе определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу пункта 2 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном федеральным фондом.
Территориальный фонд обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 8 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле N 73 территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Положения N 73 проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных структурных подразделений территориального фонда в целях предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 73 проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности).
При проведении комплексной проверки рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации.
Основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки (пункт 6 Положения N 73).
Средства ОМС закон относит к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, которые подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Пунктами 17 и 17.2 Положения о контроле N 73 предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
Пунктом 23.3 Положения о контроле N 73 предусмотрено, что при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (статья 13 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 147 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10.02.1988 N 90 о расширении прав руководителей учреждений здравоохранения предусмотрено, что руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах, установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом допускается замена должностей в любом порядке. Произведенные изменения вносятся в штатные расписания без согласования с вышестоящим органом здравоохранения.
Согласно Акту по результатам комплексной проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования Учреждения от 27.08.2020 в соответствии с приказами главного врача Учреждения от 09.01.2018 N 02/01-1, от 09.01.2019 N 302/2-1 разработано и утверждено штатное расписание на 2018 год, на 2019 год.
Штатные расписания за проверяемый период превышали штатные нормативы за 2018 год - на 47,75 ставки, за 2019 год - на 63,25 ставки.
Данное превышение образовалось за счет завышения "прочего персонала".
Так, при проверке соответствия штатного расписания и тарификационных списков штатным нормативам в части должностей уборщиков производственных и служебных помещений за проверяемый период Фонд установил, что количество данных должностей, введенных в штатные расписания по ведомостям замены в прошлые периоды, значительно превышало количество должностей, предусмотренных штатными нормативами.
Согласно штатному расписанию за 2018 год (по состоянию на 01.01.2019) утверждена численность уборщиков 283,75 штатные единицы, за 2019 год (по состоянию на 01.01.2020) - 281,75.
При этом численность должностей уборщиков, рассчитанная по штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230, исходя из обслуживаемых площадей, должна составлять 27,25 ставки (Приложение N 2 к Акту проверки).
Приказ Министерства здравоохранения России от 09.06.2003 N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" в пункте 2.2.36 определяет количество уборщиков производственных и служебных помещений из расчета 1 человек на: 250 кв. м деревянных полов, 350 кв. м полов, покрытых керамической плиткой, 425 кв. м полов, покрытых линолеумом, 550 кв. м переходов и туннелей, соединяющих здания.
В данном случае за 2018 год превышение составило 256,50 ставки в сумме 7728858,00 руб. (644071,50 руб. в месяц), за 2019 гол - 254,5 ставки в сумме 8038128,00 руб. (669844.00 руб. в месяц).
Кроме того, проверкой установлено, что в проверяемый период Учреждение заключило договоры на оказание услуг по уборке помещений больницы с ИП Удальцов С.Н. на общую сумму 1552716,54 руб. (в т.ч. за счет средств ОМС -1365548,13 руб.), с ООО "ВТК" на сумму 1235490,48 руб. (в т.ч. за счет средств ОМС -706822,27 руб.) (Приложение N 8 к Акту проверки).
При сравнении функциональных обязанностей, закрепленных в должностных инструкциях уборщиков, работающих по трудовым договорам, и услуг, выполняемых по договорам заключенным с ИП Удальцов С.Н. и ООО "ВТК", Фонд установил "дублирование" работ по уборке одних и тех же площадей (лечебно-диагностического отделения, лечебно-диагностического корпуса (стационар), поликлиники N 4, 3 этажа административных помещений в лечебно-диагностическом корпусе, поликлиники N2(1 этаж)).
По поликлинике взрослых N 4 :
Общая площадь подразделения составляет (1,2 этажа) 1161,6 кв.м.
Согласно контрактам, заключенным между Учреждением и ИП Удальцов С.Н. на оказание услуг по уборке помещений N 1062/17 от 29.12.2017, N 90/19 от 01.03.2019, N 256/18 от 01.06.2018, N 387/18 от 01.08.2018, N 554/2018 от 01.12.2018, N 06/19 от 09.01.2019, N 123/18 от 01.04.2018, N 433/18 от 01.10.2018, клининговая компания оказывает услуги по уборке следующих помещений: входной коридор, гардероб, холл, лестничный марш, 16 кабинетов первого этажа площадью 680кв.м., а так же холла и 9 кабинетов 2 этажа площадью 380 кв.м.
В соответствии с должностной инструкцией уборщиков производственных помещений поликлиники N 4 уборщик производственных помещений обязан ежедневно осуществлять влажную уборку в основных (кабинеты, лаборатории, операционные, смотровые и иные помещения) и во вспомогательных (коридоры, гардеробные, лестницы, лестничные клетки, склады, туалеты, помещения для хранения производственных отходов и мусора, иные помещения) производственных помещениях не реже двух и трех раз в свою рабочую смену соответственно.
По поликлинике взрослых N 2:
Общая площадь подразделения составляет (3 этажа) составляет 1565,9 кв.м.
Согласно контрактам, заключенным между Учреждением и ИП Удальцов С.Н. на оказание услуг по уборке помещений: N 469/18 от 01.10.2018, N 01/19 от 09.01.2019, N 85/19 от 01.03.19, клининговая компания оказывает услуги по уборке следующих помещений: входной коридор, гардероб, холл общей площадью 85 кв.м.
В соответствии с должностной инструкцией уборщиков производственных помещений регистратуры поликлиники N 2 уборщик производственных помещений обязан ежедневно осуществлять влажную уборку в основных (помещения регистратуры) и во вспомогательных (коридоры, склады, архивы, помещения для хранения производственных отходов и мусора, иные помещения) производственных помещениях не реже двух и трех раз в свою рабочую смену соответственно.
По лечебно-диагностическому корпусу (стационар):
Общая площадь здания стационара составляет 719 кв.м.
Согласно контрактам, заключенным между учреждением и ИП Удальцов С.Н. на оказание услуг по уборке помещений: N 1/18 от 01.01.2018, N 122/18 от 01.04.2018, N 314/18 от 02.07.2018, N 388/18 от 01.09.2018, N 527/18 от 01.11.2018, N 0128200000119000826_53642 от 01.04.2019, N 527/18 от 01.11.2018, N 03/19 от 09.01.2018, N 87/19 от 01.03.2019, клининговая компания оказывает услуги по уборке следующих помещений: входной коридор, помещение охранного пункта, гардероб, холл, коридоры к приемному и физиотерапевтическому отделению, лестничные марши общей площадью 297 кв.м, в том числе центр здоровья поликлиника взрослых N 2 холл, коридор, кабинеты площадью 232 кв.м, входная зона, КДЛ, рентгенологическое отделение, глазное отделение, терапевтическое отделение коридор, холл, лестничные марши площадью 190 кв.м.
В соответствии с должностной инструкцией уборщика производственных помещений дневного стационара поликлиники взрослых N 2, уборщик производственных помещений обязан ежедневно осуществлять влажную уборку в основных (кабинеты, палаты, процедурные и иные помещения) и во вспомогательных (коридоры, буфеты, склады, туалеты и иные санитарные комнаты, помещения для хранения производственных отходов и мусора, иные помещения) производственных помещениях не реже двух и трех раз в свою рабочую смену соответственно.
В соответствии с должностной инструкцией уборщика производственных помещений клинико-диагностической лаборатории, уборщик производственных помещений обязан ежедневно осуществлять влажную уборку в основных (лабораторные кабинеты и иные помещения) и во вспомогательных (коридоры, лестницы, лестничные клетки, склады, туалеты, помещения для хранения производственных отходов и мусора, иные помещения) производственных помещениях не реже двух и трех раз в свою рабочую смену соответственно.
При сравнении функциональных обязанностей согласно должностным инструкциям уборщиков, работающих по трудовым договорам, и услуг, выполняемых по договорам, заключенным с ИП Удальцов С.Н. и ООО "ВТК", установлено дублирование работ по уборке одних и тех же площадей (лечебно-диагностического отделения, лечебно-диагностического корпуса (стационар), поликлиники N 4, 3 этажа административных помещений в лечебно-диагностическом корпусе, поликлиники N 2 (1 этаж)): коридоры, холл, лестничные марши, склады, кабинеты.
В заключенных контрактах с ИП Удальцов С.Н. и ООО "ВТК" на уборку помещений Учреждения четко не прописаны виды помещений с указанием их площадей и убираемые территории, а в должностные инструкции штатных уборщиков не внесены соответствующие изменения (уточнения).
Согласно тарификационным спискам на 01.01.2019 и на 01.01.2020 из 283,75 ставки и 281,75 ставки уборщиков, утвержденных штатными расписаниями, 34 штатные единицы занято физическими лицами, с которыми заключены трудовые договоры, а 249,75 и 247,75 ставки числились вакантными.
За 2018 - 2019 годы работникам, занимающим должности уборщиков на условиях заключения трудовых договоров, выплачена заработная плата в сумме 6282332,25 руб. (с учетом начислений на оплату труда - 1 897 264,34 руб.) - 8 179 596,59 руб., в том числе: за 2018 год - 3 351 707,82 руб. (с учетом начислений на оплату труда -1012 215,76 руб.) - 4 363 923,58 руб.; за 2019 год - 2 930 624,43 руб. (с учетом начислений на оплату труда - 885 048,58 руб.) - 3 815 673,01 руб.
Таким образом, из средств ОМС дважды произведена оплата за одни и те же виды работ в виде заработной платы уборщикам Учреждения, занимающим штатные должности, и работникам ИП Удальцов С.Н., ООО "ВТК", оказывающим услуги на основании заключенных договоров.
При этом установлено, что Фонд руководствовался первичными документами и сведениями, которые предоставлены самим медицинским учреждением по запросу истца.
Следовательно, при наличии изначально завышенного количества штатных должностей уборщиков Учреждение необоснованно заключило договоры на оказание услуг по уборке помещении, что привело к нецелевому использованию средств ОМС в сумме 2072370,40 руб. (в т.ч. за 2018 год - 1060148,13 руб., за 2019 год - 1012222,27 руб.).
По результатам проведенной проверки в Акте Фонда отдельно указал в пункте 7, что Учреждению необходимо привести штатное расписание в части уборщиков служебных помещений в соответствие со штатными нормативами, предусмотренными приказом Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что требование Фонда является законным и обоснованным, поскольку предоставленное приказом Минздрава СССР от 10.02.1988 N 90 право Учреждения самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание не освобождает его от обязанности соблюдать требования действующего законодательства, в частности, приказа Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230.
Выводы ТФОМС Владимирской области, указанные в Акте проверки, о нецелевом использовании средств основаны на фактических обстоятельствах, нормах бюджетного законодательства и законодательства об обязательном медицинском страховании.
В данном случае Фонд доказал нецелевое использование Учреждением средств ОМС в сумме 2072370,40 руб.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ Учреждению правомерно начислен штраф (10% от суммы нецелевого использования) в сумме 207237,04 руб.
Таким образом, требования Фонда о взыскании с ответчика денежных средств, использованных не по целевому назначению в размере 2072340 руб. 40 коп. и штрафа в сумме 207237 руб. 04 коп. обоснованно удовлетворены.
Кроме того истец заявил требование о взыскании пеней, начисленных за период с 23.09.2020 по 21.12.2020 в сумме 26422 руб. 72 коп. и далее по день фактического исполнения обязательств.
Согласно части 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Требование Фонда о возврате суммы нецелевого использования ответчиком в установленном порядке не исполнено, следовательно, истец правомерно предъявил требование о взыскании пеней, а также пеней, начисленных на неоплаченную сумму долга за каждый день по день фактического исполнения обязательства.
Доказательства возмещения израсходованных средств обязательного медицинского страхования, уплаты пеней в материалы дела не представлены.
В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление Правительства РФ N 497), в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановило ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Помимо невозможности инициирования процедуры банкротства мораторий влечет невозможность начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ N 497 вышеуказанные меры вводятся со дня его официального опубликования (01.04.2022) и действуют в течение 6 месяцев (по 30.09.2022 включительно).
Ответчик контррасчет пеней не представил, ходатайство о снижении размера пени на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции взыскал с ответчика неустойку в сумме 26422 руб. 72 коп. за период с 23.09.2020 по 21.12.2020, пени с 22.12.2020 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные Фондом требования в рассматриваемой части.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно разрешил вопрос о распределении судебных расходов по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
При этом судом не допущенонарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Учреждения признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.08.2022 по делу N А11-14643/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения в обжалуемой части.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.08.2022 по делу N А11-14643/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14643/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "КОВРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ