г. Владимир |
|
20 июля 2023 г. |
Дело N А11-15481/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Протасова Ю.В., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.03.2023 по делу А11-15481/2022, по иску общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" (ОГРН 1133332003540, ИНН 3305719564) к акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания" (ОГРН 1027739099772, ИНН 7702030351) в лице филиала в городе Владимире, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области о взыскании 1 941 122 руб. 70 коп.,
при участии представителей:
от истца - Кокшарова С.М., по доверенности от 14.02.2023 N 506/2023 сроком действия на один год, представлен диплом от 27.02.2006 N 641;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области - Карасева Ю.И., по доверенности от 05.07.2023 N 05-3161, сроком действия один год, представлен диплом от 25.11.2011 N 7943, свидетельство о заключении брака от 19.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" (далее - ООО "Первый КМЦ", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания" (далее - АО "МАКС-М", Страховая Компания, ответчик) о взыскании задолженности по договору от 30.12.2015 в размере 1 588 642 руб. 62 коп., пени в размере 352 480 руб. 08 коп. за период с 21.01.2020 по 20.12.2022 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 29.03.2023 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что все 8 неоплаченных случаев лечения, заявленных ООО "Первый КМЦ" к оплате по счетам N11-ТМ, N 12-НМ, N 12-ТМ от 09.01.2020, являются случаями оказания экстренной медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом. Все пациенты, случаи лечения которых заявлены на оплату, были доставлены в ООО "Первый КМЦ" скорой помощью в соответствии с утвержденной приказом от 28.11.2017 N1532 маршрутизацией больных с острым коронарным синдромом. На основании данного приказа на территории Владимирской области за ООО "Первый КМЦ" закреплена зона обслуживания больных с острым коронарным синдромом Вязниковского, Гороховецкого, Камешковского и Ковровского районов по утвержденному графику, согласно которому в установленные в нем дни и часы ООО "Первый КМЦ" является единственной медицинской организацией в зоне обслуживания указанных районов Владимирской области, которая принимает на госпитализацию пациентов с острым коронарным синдромом и может оказать необходимую, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Иных организаций в указанное время в графике маршрутизации нет. Графика маршрутизации пациентов при предупреждении об отсутствии объемов оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС, а соответственно при отказе в оказании бесплатной медицинской помощи не имеется.
Отмечает, что ООО "Первый КМЦ" не имело права отказать в лечении, направить в иную медицинскую организацию.
Апеллянт считает, что односторонний отказ ответчика от оплаты медицинской помощи, оказанной истцом в спорный период, неправомерен, приведет к отказам в оказании медицинской помощи и многочисленным смертям граждан Российской Федерации.
Истец указал, что ООО "Первый КМЦ" неоднократно обращалось в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС Владимирской области с просьбой увеличить объемы медицинской помощи на 2019 год, что подтверждается заявками N N - 05.01.09/11018 от 21.05.2019, 05.01.09/11247 от 24.06.2019, 05.01.09/12772 от 23.09.2019, однако в течение 2019 года объемы медицинской помощи в стационарных условиях, в т. ч. ВМП, по договору от 30.12.2015 между АО "МАКС-М" и ООО "Первый КМЦ" неоднократно и существенно уменьшались не по инициативе ООО "Первый КМЦ", а на основании решений Комиссии.
Общество пояснило, что АО "МАКС-М" является участником Комиссии (постановлением Губернатора Владимирской обл. от 25.06.2013 N 740 утвержден состав Комиссии, членом Комиссии является Лебедева Светлана Александровна - директор филиала АО "МАКС-М" в г.Владимире). АО "МАКС-М" при наличии информации о потребности пациентов в медицинской помощи, имело возможность повлиять на распределение объемов медицинской помощи, однако не предприняло действий по защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования и оплате оказанной в рамках договора медицинской помощи.
По мнению апеллянта, суд не учел пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022.
ООО "Первый КМЦ" сослалось на то, что в нормированном страховом запасе ТФОМС Владимирской области имелись денежные средства для оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для ООО "Первый КМЦ" Комиссией. В случае обращения АО "МАКС-М" в порядке пункта 127 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", а также пункта 3.5 типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N ЮЗОн, с заявкой в ТФОМС Владимирской области о выделении дополнительного финансирования из средств нормированного страхового запаса, страховая медицинская организация использовала бы необходимые правовые инструменты в целях надлежащего исполнения обязательств по оплате медицинской помощи, оказанной ООО "Первый КМЦ" в 2019 году застрахованным гражданам.
Истец привел ссылки на позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 24.12.2021 N 305-ЭС21-24311 и от 20.07.2022 N 305-ЭС22-1518, согласно которым возможность получения медицинской организацией оплаты за оказанные услуги лечения сверх установленных объемов не исключается в случае оказания таких услуг в экстренной и неотложной формах.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представители ответчика и третьего лица поддержали позиции, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Протокольными определениями от 08.06.2023, от 06.07.2023 судебное разбирательство откладывалось.
Определением от 06.07.2023 в составе суда произведена замена судьи Протасова Ю.В. на судью Фединскую. Е.Н.
Определением от 13.07.2023 в составе суда произведена замена судьи Новиковой Е.А. на судью Протасова Ю.В.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ответчиком (страховая медицинская организация) и истцом (медицинская организация) был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2015 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1 которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Права и обязанности сторон содержатся в разделе 2 договора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами.
В пункте 4.1 договора сторонами согласовано, что страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 20 числа каждого месяца включительно.
Пунктом 5.2 договора определено, что организация обязуется бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора.
Договор вступает в силу с 01.01.2016 и действует по 31.12.2016. Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания (пункты 9, 10 договора).
Как указал истец, в декабре 2019 года оказана медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара лицам, застрахованным у ответчика.
В соответствии с проведенным страховой медицинской организацией медико-экономическим контролем за декабрь 2019 года с оплаты сняты по мотиву предъявления к оплате случаев оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара сверх распределенного (установленного) решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС объема (пункт 5.3.2. Приложения N 28 к тарифному соглашению на 2019 год "Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи") на сумму 1 732 928 руб. 64 коп.
Истцом нарочно ответчику вручена досудебная претензия от 25.11.2021 N05.01.09/14732 с требование об оплате задолженности по договору от 30.12.2015 в сумме 1 732 928 руб.
В ответ на указанное требование ответчик письмом от 13.12.2021 N 450 пояснил, что по результатам медико-экономического контроля приняты к оплате указанные в представленных реестрах счетов за декабрь 2019 года случаи оказания медицинской помощи, пошедшие проверку на соответствие условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи. Часть случаев указанную проверку не прошли и были отклонены от оплаты. Акты медико-экономического контроля не обжаловались путем направления претензии в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области. Действующим законодательством, спорным договором не предусмотрена возможность оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в заявленном размере, поскольку страхование обеспечение по обязательному медицинскому страхованию предусматривает оплату медицинской помощи в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, по тарифам и с учетом результатов контроля, а не возмещение медицинской организации фактических затрат.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", условиями типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страховании, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н, в том числе средств пунктом 16 Перечня санкций к Договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, установив, что медицинской организацией предъявлена к оплате за декабрь 2019 стоимость оказанных медицинских услуг сверх объемов, установленных Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Владимирской области, решение которой в установленном порядке Обществом не было оспорено, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом согласиться не может в силу следующего.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменений его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС).
Частью 7 статьи 14 Закона об ОМС предусмотрено, что деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в интересах застрахованных лиц (физических лиц, перечень которых установлен статьей 10 Закона об ОМС).
Согласно части 1 статьи 39 Закона об ОМС для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Во исполнение названного договора медицинские организации оказывают застрахованным лицам медицинскую помощь тех видов, которые установлены базовой и территориальной программами обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 8 статьи 3, статьи 35 Закона об ОМС базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона об ОМС). При этом территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой (часть 7 статьи 36 Закона об ОМС).
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Закона об ОМС).
Страховая медицинская организация производит оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, по тарифам на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (часть 7 статьи 15, часть 6 статьи 39 Закона об ОМС), в частности, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Указанные меры позволяют реализовать право застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи (статья 37 Закона об ОМС).
Исходя из части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, что представляет собой гарантию своевременного оказания бесплатной медицинской помощи; возможность оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не ставится в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и превышения распределенного объема предоставления медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (статья 1 Закона об ОМС).
На основании части 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
На основании части 2 статьи 28 Закона об ОМС страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Как установлено в части 6 статьи 39 Закона об ОМС и пункте 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Медицинская организация представляет в страховую медицинскую организацию счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов медицинской помощи, распределенных медицинской организации Комиссией (пункт 122 Правил N 108н).
В настоящее время актуальной судебной практикой выработан правовой подход, в соответствии с которым в оплате медицинской помощи сверх распределенного объема ее предоставления, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, может быть отказано, если в установленном порядке объем медицинской помощи не был перераспределен (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022).
Изложенная правовая позиция сформулирована также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 N 309-ЭС22-28515 и от 19.05.2023 N 309-ЭС23-973.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в силу части 1 статьи 40 Закона 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.3.2 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, предъявление к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования является основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Названное основание для отказа в оплате медицинской помощи являлось предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации в порядке нормоконтроля.
Решением от 11.11.2019 N АКПИ19-729, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 N АПЛ19-569, такое нормативное правовое положение признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе закрепленным в Законе N 326-ФЗ принципам обязательного медицинского страхования.
Таким образом, счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, должны предъявляться медицинской организацией к оплате в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в рамках настоящего далее имеют место иные фактические обстоятельства, отличные от тех, на которых основан вышеуказанный правовой подход, что позволяет суду второй инстанции придти к иным правовым выводам.
Такими обстоятельствами в рамках настоящего дела являются следующие факты:
- оказание истцом застрахованным лицам медицинской помощи в форме скорой специализированной экстренной медицинской помощи;
- наличие у поступивших лиц, нуждающихся в медицинской помощи, диагноза "острый коронарный синдром" (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда), представляющего угрозу жизни пациентов;
- поступление лиц, нуждающихся в медицинской помощи, в медицинскую организацию с помощью бригад скорой медицинской помощи;
- поступление лиц, нуждающихся в медицинской помощи, в медицинскую организацию в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Владимирской области от 28.11.2017 N 1532 "О маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и с острыми нарушениями мозгового кровообращения на территории Владимирской области";
- направление истцом в течение 2019 года заявок в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС Владимирской области на увеличение объемов медицинской помощи круглосуточного стационара (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи) по профилю сердечно-сосудистая хирургия.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 24.12.2021 N 305-ЭС21-24311 и от 20.07.2022 N 305-ЭС22-1518, возможность получения медицинской организацией оплаты за оказанные услуги лечения сверх установленных объемов не исключается в случае оказания таких услуг в экстренной и неотложной формах.
Действительно, как следует из материалов дела, актами медико-экономического контроля N11-ТМ, N 12-НМ, N 12-ТМ от 09.01.2020, проведенного страховой медицинской организацией - АО "МАКС-М" в отношении выставленных медицинской организацией счетов на оплату за декабрь 2019 отказано в оплате оказанных медицинских услуг по 8 случаям оказания медицинской помощи на общую сумму 1 588 642 руб. 62 коп. Основаниями к отказу в оплате явилось предъявление к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема; код дефекта 5.3.2 в соответствии с Приложением N 8 Порядка N 36 от 28.02.2019 (т.1 л.д. 32, 36, 39).
Из указанных актов медико-экономического контроля усматривается в том числе: идентификация пациента по номеру документа ОМС, период лечения в стационаре, код болезни по международной классификации болезней МКБ-10.
В соответствии с приведенными в указанных актах МЭК данными о коде болезни по международной классификации болезней МКБ-10 в отношении спорных 8 случаев пациенты поступали и проходили лечение в ООО "Первый КМЦ" в соответствии со следующими диагнозами: острый трансмуральный инфаркт передней стенки миокарда (код I21.0 по МКБ-10); нестабильная стенокардия (код I20.0 по МКБ-10); острый субэндокардиальный инфаркт миокарда (код I21.4 по МКБ-10); острый трансмуральный инфаркт нижней стенки миокарда (код I21.1 по МКБ-10), повторный инфаркт нижней стенки миокарда (код I22.1 по МКБ-10).
Согласно данным, приведенным ООО "Первый КМЦ" (таблица N 1 - т.2 л.д. 85 (оборотная сторона) - 86), указанные пациенты по 8 спорным случаям оказания медицинской помощи были доставлены в медицинскую организацию бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с графиком маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и с острыми нарушениями мозгового кровообращения на территории Владимирской области", утвержденным приказом Департамента здравоохранения Владимирской области от 28.11.2017 N 1532. В таблице N 1 приведены сведения о дате и времени поступления пациентов в медицинскую организацию.
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении положения о порядке организации специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи", в целях совершенствования организации медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда) и с острыми нарушениями мозгового кровообращения на территории Владимирской области, а также повышения доступности и качества медицинской помощи населению, в том числе путем широкого использования рентгенэндоваскулярных методов лечения при остром коронарном синдроме Департаментом здравоохранения Владимирской области был издал приказ от 28.11.2017 N 1532 "О маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и с острыми нарушениями мозгового кровообращения на территории Владимирской области" (т.1 л.д. 43-50).
Приложением N 2 данного приказа утверждена маршрутизация пациентов с острым коронарным синдромом на территории Владимирской области. Согласно указанному приказу при наличии показаний и отсутствии противопоказаний для рентгенэндоваскулярного вмешательства госпитализация больного с острым коронарным синдромом (ОКС) осуществляется в медицинские организации (ЧКВ центры) по территориальному принципу в соответствии с маршрутизацией: ООО "Первый клинический медицинский центр" (по согласованию) по графику - вторник 08.00 - 08.00 среда; четверг 08.00 - 08.00 пятница в отношении зон обслуживания Вязниковский, Гороховецкий, Камешковский и Ковровский районы Владимирской области.
Письмом от 30.03.2023 N МЗ-3587-07-08 Министерство здравоохранения Владимирской области разъяснило, что поскольку ООО "Первый КМЦ" не является медицинским учреждением, подведомственным Департаменту здравоохранения Владимирской области, то слова "по согласованию" в отношении ООО "Первый КМЦ" в Приложении N 2 к приказу от 28.11.2017 N 1532 следует понимать, что с руководством данного учреждения было согласовано включение ООО "Первый КМЦ" в перечень медицинских организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь больным ОКС и согласован график работы (т.2 л.д. 40).
Приложением N 2 к приказу от 28.11.2017 N 1532 описан порядок оказания экстренной медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда) на догоспитальном этапе. Пунктом 2 Приложения N 2 к данному приказу предусмотрено, что госпитализация пациентов с острым коронарным синдромом осуществляется в максимально короткие сроки в медицинские организации области, имеющие в своей структуре отделение рентгенхирургических методов диагностики и лечения (ЧКВ центры) для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; указаны показания для госпитализации больного с ОКС в ЧКВ центры.
Сведения о дате и времени поступления пациентов в ООО "Первый КМЦ", приведенные истцом, соответствуют графику маршрутизации в соответствии с приказом от 28.11.2017 N 1532, то есть пациенты доставлялись бригадами скорой медицинской помощи в ООО "Первый КМЦ" в те дни недели и часы, которые соответствовали дням и часам, установленным Департаментом здравоохранения Владимирской области для направления пациентов в ООО "Первый КМЦ". Данные сведения иными участниками процесса не опровергнуты (статьи 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального Закона N323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального Закона N323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная, неотложная, плановая.
Экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (пункт 1 части 4 статьи 32).
Неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента (пункт 2 части 4 статьи 32).
Плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью (пункт 3 части 4 статьи 32).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального Закона N323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (часть 2 указанной статьи).
Министерством здравоохранения Российской Федерации приказом от 20.06.2013 N 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (далее - Порядок N 388н).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 388н скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:
а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Как указано в пункте 10 Порядка N 388н, в случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.
В силу пункта 11 Порядка N 388н поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе нарушения сознания; нарушения дыхания; нарушения системы кровообращения; психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц; болевой синдром; травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов); термические и химические ожоги; кровотечения любой этиологии; роды, угроза прерывания беременности.
В соответствии с пунктом 32 приказа Минздрава России от 15.11.2012 N918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" скорая медицинская помощь больным при остром коронарном синдроме (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда) и других угрожающих жизни состояниях оказывается фельдшерами и врачами бригад скорой медицинской помощи, которые обеспечивают проведение мероприятий по устранению угрожающих жизни состояний, в том числе с проведением при наличии медицинских показаний тромболизиса.
Больной доставляется в максимально короткие сроки в региональный сосудистый центр для больных с острым коронарным синдромом или другую ближайшую медицинскую организацию, имеющую в своей структуре отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения, отделение анестезиологии-реанимации и оказывающую специализированную медицинскую помощь больным с неотложными и экстренными сердечно-сосудистыми заболеваниями (острый коронарный синдром и другие угрожающие жизни состояния).
Согласно Клиническим рекомендациям "Острый коронарный синдром без подъема сегмента ST электрокардиограммы", 2016 (раздел "Организация оказания медицинской помощи. Показания для госпитализации") всех пациентов с подозрением на ОКСбпST (острый коронарный синдром без стойкого подъема сегмента ST на ЭКГ) рекомендуется срочно госпитализировать, предпочтительно в стационар, специализирующийся на лечении пациентов с ОКС, предпочтительно в лечебное учреждение, где возможно инвазивное лечение ОКС. Поскольку многим пациентам с подозрением на ОКСбпST может потребоваться углубленная дифференциальная диагностика, их оптимально госпитализировать в многопрофильный стационар с возможностью экстренной диагностики и лечения острой коронарной или иной патологии.
В силу приказов Минздрава России от 01.07.2015 N 405ан "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нестабильной стенокардии, остром и повторном инфаркте миокарда (без подъема сегмента ST электрокардиограммы)", от 05.07.2016 N 456н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при остром коронарном синдроме без подъема сегмента ST", от 01.07.2015 N 404ан "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при остром инфаркте миокарда (с подъемом сегмента ST электрокардиограммы)", от 05.07.2016 N 457н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при остром трасмуральном инфаркте миокарда" формой оказания медицинской помощи пациентов с такими диагнозами - является экстренная форма.
Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями относит острый коронарный синдром (нестабильная стенокардия, инфаркт миокарда) к угрожающим жизни состояниям, а следовательно, требовалось оказание медицинской помощи в экстренной форме, в связи с чем медицинская организация - ООО "Первый КМЦ" не могла отказать в приеме и лечении поступивших пациентов, доставленных бригадами скорой медицинской помощи, ссылаясь на превышение объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального Закона N323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Оказанная истцом медицинская помощь в рамках 8 спорных случаях не могла быть отложена (оказана в порядке очередности), перенесена на другой период (месяц) в пределах доведенных объемов в соответствии с решениями Комиссии, т.к. не являлась плановой.
Оказание медицинских услуг (медицинской помощи) с превышением выделенных лимитов по ОМС было для истца вынужденным, добросовестным (статья 10 ГК РФ), а потому оно не влечет последствий, предусмотренных пунктом 5.3.2 приложения 8 к Порядку N 36 от 28.02.2019.
В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченных лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам. Положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются при недобросовестном поведении (злоупотреблении правом), а также при осуществлении права исключительно с намерением причинить вред другому лицу или с намерением реализовать иной противоправный интерес, не совпадающий с обычным хозяйственным (финансовым) интересом сделок такого рода.
В данном случае, проанализировав поведение истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для вывода о его недобросовестности. Материалами дела не подтверждается, что ООО "Первый КМЦ", принимая от бригад скорой медицинской помощи на лечение пациентов с острым коронарным синдромом в состоянии, представляющим угрозу жизни пациентов, оказывая медицинскую помощь в экстренной форме, действовал исключительно с намерением причинить вред другому лицу, в обход закона с противоправной целью (получить денежные средства сверх лимитов, доведенных Комиссией), преследуя исключительно коммерческий интерес. Напротив, действия медицинской организации в спорных случаях соответствовали требованиям закона - статье 41 Конституции Российской Федерации, статьям 4, 11, 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статье 20, Федерального закона 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Кроме того, оценивая поведение истца на предмет его добросовестности, суд апелляционной инстанции принял во внимание принятие Обществом "Первый КМЦ" мер к увеличению объемов оказания медицинской помощи по профилю сердечно-сосудистая хирургия на 2019 год.
Согласно пп.3 пункта 4 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, утвержденного приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, Комиссия распределяет на отчетный год с поквартальной разбивкой и корректирует в течение года объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории РФ (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами РФ, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение.
Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Владимирской области на 2019 год для ООО "Первый КМЦ" были выделены объемы медицинской помощи круглосуточного стационара (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи) по профилю сердечно-сосудистая хирургия в количестве 665 случае госпитализации (протокол N 14 от 29.12.2018).
20.08.2019 Общество "Первый КМЦ" обратилось в Комиссию с заявкой на уменьшение объемов по указанному виду медицинской помощи. Решением Комиссии данная заявка была удовлетворена, установлен объем медицинской помощи в размере 552 случаев госпитализации (протокол N 8 от 28.08.2019).
В дальнейшем медицинская организация обратилась с заявками на увеличение объемов медицинской помощи по профилю сердечно-сосудистая хирургия от 23.09.2019 и от 22.11.2019.
В заявке от 23.09.2019 Общество "Первый КМЦ" мотивировало необходимость увеличения объемов медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи), указав на то, что ООО "Первый КМЦ" включено в перечень медицинских организаций, которые оказывают экстренную помощь пациентам с острым коронарным синдромом, а именно рентгенхирургическое вмешательство пациентам с нестабильной стенокардией и инфарктом миокарда. По итогам 10 месяцев (по 20.10.2019) высокотехнологичной медицинской помощи выполнено на 96% от годового плана, установленного решением Комиссии. В рамках оказания экстренной помощи пациентам с ОКС некоторые позиции выполнены на 100%и более (например группы ВМП N 33, 34, 35, 36) (т.2 л.д. 62-63).
В заявке от 22.11.2019 Общество "Первый КМЦ" мотивировало необходимость увеличения объемов медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара (в том числе высокотехнологичной медицинской помощи), указав на то, что ООО "Первый КМЦ" включено в перечень медицинских организаций, которые оказывают экстренную помощь пациентам с острым коронарным синдромом, а именно рентгенхирургическое вмешательство пациентам с нестабильной стенокардией и инфарктом миокарда. По итогам 11 месяцев (на 17.11.2019) по высокотехнологичной медицинской помощи сердечно-сосудистая хирургия ОКС с подъемом ST выполнено на 85%, ОКС без подъема ST на 111% от годового плана, установленного решением Комиссии (т.2 л.д. 69-70).
Решениями Комиссии от 30.11.2019 и от 29.11.2019 обращение ООО "Первый КМЦ" оставлено без удовлетворения.
Таким образом, медицинская организация, анализируя складывающуюся в 2019 динамику оказания медицинской помощи по профилю сердечно-сосудистая хирургия острый коронарный синдром, своевременно предпринимала меры к увеличению предоставленных ей объемов оказания медицинской помощи, распределяемых Комиссией. Однако Комиссия ошибочно спрогнозировала отсутствие оснований для увеличения объемов медицинской помощи в отношении истца.
При этом, в данной ситуации само по себе необжалование со стороны Общества "Первый КМЦ" отказных решений Комиссии не препятствует медицинской организации реализовать право на получение оплаты за оказанную медицинскую помощь, поскольку в данном случае медицинская помощь оказывалась в экстренной форме.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, и установив, что истцом, как медицинской организацией, в спорных 8 случаях, в отношении которых ответчиком было отказано в оплате, была оказана медицинская помощь в экстренной форме, суд апелляционной инстанции приходит к окончательному выводу, что поскольку в данном случае медицинская организация в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не вправе была отказать в предоставлении медицинской помощи поступившим к ней на лечение пациентам с острым коронарным синдромом, в состоянии, представляющим угрозу жизни пациентов, в связи с чем требование о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги в сумме 1 588 642 руб. 62 коп. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доказательств, опровергающих требования истца, в частности опровергающих диагнозы, с которыми пациенты поступили в медицинскую организацию и в соответствии с которыми получали лечение, форму оказания медицинской помощи (экстренная), доставление пациентов бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с действующим графиком маршрутизации, стоимость оказанных медицинских услуг ответчиком при рассмотрении настоящего дела представлено не было (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования о взыскании основного долга.
Ссылка ответчика и третьего лица на правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросу оплаты медицинской помощи сверх распределенного объема ее предоставления, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, изложенные в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022), а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2023 N309-ЭС22-28515 и от 19.05.2023 N309-ЭС23-973, - не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку вышеуказанные судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах, а именно в отношении ситуации, при которой медицинская организация продолжала оказывать пациентам плановую медицинскую помощь с осознанным превышением установленных лимитов, распределенных для нее решениями комиссии по разработке территориальной программы ОМС. При установленных при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы судом второй инстанции вышеуказанных обстоятельств дела нарушения единообразия применения норм права и выработанных правовых подходов не имеется.
Аргументы ответчика и третьего лица о том, что Общество "Первый КМЦ" в условиях превышения объемов медицинской помощи, распределенных решениями Комиссии, при поступлении пациентов с ОКС в состоянии, представляющим угрозу жизни пациентов и требующем оказания медицинскую помощь в экстренной форме, доставляемых бригадами скорой медицинской помощи, должно было переадресовать пациентов в иную медицинскую организацию, - отклоняются апелляционным судом, как прямо противоречащие требованиям статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также приказу Департамента здравоохранения Владимирской области от 28.11.2017 N 1532 "О маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и с острыми нарушениями мозгового кровообращения на территории Владимирской области". Согласно части 2 статьи 11 Федерального Закона N323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. В соответствии с пунктом 2.2 указанного приказа Департамента здравоохранения Владимирской области от 28.11.2017 N 1532 госпитализация больных с ОКС в другие медицинские организации осуществляется в случае невозможности ЧКВ, то есть невозможности проведения рентгенохирургических методов диагностики и лечения для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании пени в размере 352 480 руб. 08 коп. за период с 21.01.2020 по 20.12.2022.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства законом или договором может быть предусмотрено взимание с должника неустойки (штрафа, пени).
В пункте 7.1 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2015 стороны согласовали, что страховая медицинская организация несет ответственность за неоплату, неполную оплату или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по настоящему договору, в виде уплаты организации за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушении срока перечисления средств, от неперечисленных сумм за каждый день просрочки.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору от 30.12.2015 подтвержден материалами дела, и ответчиком документальными доказательствами не опровергнут, соответственно требование истца о взыскании с ответчика договорной неустойки предъявлено правомерно.
Проверив уточненный расчет неустойки, суд апелляционной инстанции признает его верным (т.1 л.д. 130, 139-140).
На основании изложенного требование истца о взыскании договорной неустойки в сумме 352 480 руб. 08 коп. за период с 21.01.2020 по 20.12.2022 подлежит удовлетворению судом.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" подлежит удовлетворению, а пункта 1 и пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.03.2023 по делу N А11-15481/2022 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" - удовлетворить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" - удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" задолженность по договору от 30.12.2015 в размере 1 588 642 руб. 62 коп., пени в размере 352 480 руб. 08 коп. за период с 21.01.2020 по 20.12.2022, расходы за рассмотрение искового заявления в сумме 32 411 руб.
Взыскать с акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Первый клинический медицинский центр" из федерального бюджета пошлину в размере 1 176 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.12.2022 N 14884 за рассмотрение искового заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-15481/2022
Истец: ООО "ПЕРВЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР"
Ответчик: АО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ