Настоящее Указание устанавливает порядок ввода в автоматизированные системы Банка России реквизитов документов на бумажных носителях, на основании которых совершенные операции отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета (далее - документы), и определяет меры, направленные на обеспечение информационной безопасности при реализации данного порядка.
Действие настоящего Указания распространяется:
а) на все учреждения, организации и подразделения, входящие в систему Банка России и включенные в Справочник БИК РФ (далее - УБР);
б) на следующие виды документов:
- расчетные документы, поступившие в УБР от кредитных организаций (филиалов);
- расчетные документы, поступившие в УБР от клиентов, не являющихся кредитными организациями;
- расчетные документы, поступившие в УБР от других УБР;
- расчетные документы, сформированные непосредственно в УБР, в том числе по своим операциям;
- документы, являющиеся средством для совершения расчетов между УБР при почтовом и телеграфном способах направления платежей;
- кассовые документы УБР;
- мемориальные ордера УБР.
Ввод реквизитов документов осуществляется с целью:
- осуществления автоматизированной обработки документов;
- формирования выходных форм, выдаваемых в результате автоматизированной обработки документов;
- отражения совершенных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
1. Ввод реквизитов документов осуществляется по технологии "двойного ввода".
Технология "двойного ввода" включает в себя операцию ввода реквизитов документов (первичный ввод), которая выполняется работником, осуществляющим функции оператора ввода (оператор ввода), и операцию контроля правильности ввода реквизитов документов (контрольный ввод), которая выполняется работником, осуществляющим функции контролера ввода (контролер ввода).
Процесс "двойного ввода" реквизитов документов считается завершенным, если документ, составленный в результате первичного и контрольного ввода реквизитов, подписан кодами аутентификации (далее - КА) оператора ввода и контролера ввода.
2. Первичный ввод и контрольный ввод реквизитов документов осуществляются с одного экземпляра документа, оформленного в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Использование в технологии "двойного ввода" более одного экземпляра документа не разрешается.
3. Допускается совмещение на одном рабочем месте функций приема документов от клиентов и первичного ввода реквизитов этих документов.
4. Автоматизированные рабочие места (АРМ) первичного ввода и контрольного ввода реквизитов документов оборудуются сертифицированными средствами защиты от несанкционированного доступа не ниже 4-го класса по требованиям РД Гостехкомиссии России. Указанные АРМ должны размещаться в помещениях, соответствующих положениям раздела 4 "Временных требований по обеспечению безопасности технологий обработки электронных платежных документов в системе Центрального Банка Российской Федерации" от 3 апреля 1997 г. N 60, введенных в действие приказом Банка России от 3 апреля 1997 г. N 02-144.
5. Размещение АРМ контрольного ввода реквизитов документов в операционных залах УБР не разрешается.
6. Оператор ввода и контролер ввода должны иметь уникальные персональные ключи для выработки кодов аутентификации.
7. Ввод реквизитов документов и контроль правильности их ввода должны выполняться разными работниками. Совмещение одним работником функций оператора ввода и контролера ввода при обработке одних и тех же документов не разрешается.
8. На АРМ первичного ввода оператором ввода осуществляются следующие операции:
8.1. ввод цифровых реквизитов документов;
8.2. ввод текстовых реквизитов документов;
8.3. визуальная сверка введенных цифровых и текстовых реквизитов документов с цифровыми и текстовыми реквизитами документов на бумажных носителях;
8.4. подписание документов, составленных в результате первичного ввода реквизитов, кодом аутентификации оператора ввода.
9. На АРМ контроля ввода контролером ввода осуществляются следующие операции:
9.1. проверка правильности кода аутентификации оператора ввода;
9.2. ввод цифровых реквизитов документов;
9.3. автоматизированная сверка цифровых реквизитов документов, введенных оператором ввода, и контролером ввода;
9.4. визуальная сверка введенных оператором ввода текстовых реквизитов документов с текстовыми реквизитами документов на бумажных носителях;
9.5. подписание документов кодом аутентификации контролера ввода при положительном результате сверки;
9.6. передача документов, составленных в результате первичного и контрольного ввода реквизитов, с кодами аутентификации оператора ввода и контролера ввода в автоматизированную систему для совершения дальнейших операций.
10. При отрицательном результате сверки в присутствии администратора информационной безопасности проводится разбор возникшей ситуации и выполняются следующие действия:
10.1. исправление ошибок контролером ввода, если они допущены по его вине;
10.2. возврат документов, составленных в результате первичного ввода реквизитов, и документов на бумажном носителе оператору ввода для исправления сделанных им ошибок.
11. При обнаружении оператором ввода или контролером ввода исправлений, помарок и/или подчисток реквизитов документов на бумажных носителях об этом немедленно докладывается руководству УБР и руководству подразделения безопасности и защиты информации УБР для принятия решения о проведении служебного расследования.
12. Ответственность за правильность ввода реквизитов документов возлагается на оператора ввода, а за результат контроля ввода и своевременность передачи в автоматизированную систему - на контролера ввода. Данная ответственность устанавливается распорядительным документом УБР.
13. Учреждением Банка России разрабатывается регламент взаимодействия своих структурных подразделений, касающийся организации работы по технологии "двойного ввода" реквизитов документов.
Регламент должен, в частности, отражать порядок передачи документов на бумажных носителях:
- от работника, осуществляющего формирование и/или прием документов от клиентов, оператору ввода;
- от оператора ввода контролеру ввода;
- от контролера ввода, работнику, осуществляющему брошюрование бухгалтерских документов, проведенных в течение операционного дня.
Передача документов от одного работника другому должна осуществляться под расписку в журнале. При этом должны фиксироваться количество передаваемых документов, их общая сумма, время и дата передачи. При необходимости, в журнал может включаться дополнительная информация. Форма журнала и место его хранения определяется УБР.
Установленный руководителем УБР порядок взаимодействия не должен нарушать регламентированные нормативными документами Банка России правила совершения операций и их отражения в бухгалтерском учете.
14. Настоящее Указание не подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу в части:
- документов, используемых при осуществлении внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов - с момента его подписания;
- документов, используемых при осуществлении расчетов, проводимых внутри одного УБР, между УБР, обслуживаемыми одним вычислительным центром, расчетных операций с применением авизо (почтовые, телеграфные) - с 1 сентября 2002 года;
- остальных документов, указанных в подпункте б) преамбулы настоящего Указания - с 1 мая 2003 года;
- документов, указанных в подпункте б) преамбулы настоящего Указания, реквизиты которых будут вводиться в новые автоматизированные системы - с момента принятия этих систем в эксплуатацию, но не позднее 1 мая 2003 года.
Председатель Центрального Банка |
В.В. Геращенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание ЦБР от 22 февраля 2002 г. N 1116-У "О порядке ввода реквизитов документов на бумажных носителях в автоматизированные системы Банка России"
Указание не подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу в порядке, предусмотренном пунктом 14
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание ЦБР от 31 июля 2003 г. N 1314-У