Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 "Программы лояльности клиентов" (с изменениями и дополнениями) (не действует)

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13
"Программы лояльности клиентов"

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2012 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, вводивший в действие настоящий документ на территории РФ, признан утратившим силу со дня вступления в силу на территории РФ Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 "Программы лояльности покупателей"

Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации

Информация об изменениях:

Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" в раздел "Ссылки" настоящего Стандарта внесены изменения, вступающие в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчётности

См. текст раздела в предыдущей редакции

Ссылки

 

- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки",

- МСФО (IAS) 18 "Выручка",

- МСФО (IAS) 37 "Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы",

- МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости"

Исходная информация

 

1 Программы лояльности клиентов используются предприятиями для обеспечения клиентов средствами поощрения для покупки их товаров или услуг. Если клиент покупает товары или услуги, предприятие предоставляет призовые баллы (часто описываемые как "баллы"). Клиент может обменять призовые баллы, например, на товары или услуги, предоставляемые бесплатно или по дисконтированной стоимости.

2 Программы функционируют различными способами. От клиентов может потребоваться накопление определенного минимального количества или значения призовых баллов прежде, чем они смогут обменять их. Призовые баллы могут быть связаны с отдельными покупками или группами покупок, или с постоянным клиентом на протяжении определенного периода. Предприятие может реализовывать программу лояльности клиента самостоятельно или участвовать в программе, реализуемой третьим лицом. Предлагаемые призы могут включать товары или услуги, поставляемые предприятием самостоятельно, и/или права на требование товаров или услуг от третьего лица.

Сфера применения

 

3 Настоящее разъяснение применяется к призовым баллам по программам лояльности клиентов, которые:

(a) предприятие предоставляет своим клиентам как часть коммерческой операции, то есть продажи товаров, предоставления услуг или использования клиентом активов предприятия; и

(b) клиенты могут в будущем обменять на бесплатные или дисконтированные товары или услуги при условии соответствия дальнейшим предусмотренным условиям.

В разъяснении рассматривается учет, применяемый предприятием, которое предоставляет призовые баллы своим клиентам.

Вопросы

 

4 Настоящее разъяснение отвечает на следующие проблемные вопросы:

(а) Следует ли признавать и оценивать обязательство предприятия по предоставлению бесплатных или дисконтированных товаров или услуг ("призы") в будущем путем:

(i) выделения части суммы возмещения, полученного или подлежащего получению в результате коммерческой операции, на призовые баллы и отсрочки признания выручки (применение пункта 13 МСФО (IAS) 18); или

(ii) обеспечения расчетных будущих затрат на предоставление призов (применение пункта 19 МСФО (IAS) 18); и

(b) если часть суммы возмещения выделяется на призовые баллы:

(i) какая часть должна выделяться на призовые баллы;

(ii) когда должна признаваться выручка; и

(iii) если призы предоставляются третьим лицом, как должна оцениваться выручка.

Консенсус

 

5 Предприятие должно применять пункт 13 МСФО (IAS) 18 и учитывать призовые баллы как отдельно идентифицируемый элемент коммерческой операции(й), при которой они предоставляются ("первоначальная продажа"). Справедливая стоимость возмещения, полученного или подлежащего получению в отношении первоначальной продажи, должна распределяться между призовыми баллами и другими элементами продажи.

Информация об изменениях:

Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" пункт 6 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчётности

См. текст пункта в предыдущей редакции

6 Возмещение, выделяемое на предоставление призовых баллов, должно оцениваться с учетом их справедливой стоимости.

7 Если предприятие предоставляет призы самостоятельно, оно должно признавать вознаграждение, выделенное на предоставление призовых баллов, как выручку после обмена призовых баллов и выполнения им своих обязательств по предоставлению призов. Сумма признаваемой выручки будет основана на количестве призовых баллов, которые были обменены на призы, относительно общего количества, которое предполагалось погасить.

8 Если призы предоставляются третьим лицом, предприятие должно решить, взимает ли оно возмещение, выделяемое на предоставление призовых баллов, за свой собственный счет (то есть как принципал в операции) или от имени третьего лица (то есть как агент для третьего лица).

(a) Если предприятие взимает возмещение от имени третьего лица, оно должно:

(i) оценивать свою выручку как чистую сумму, удерживаемую на своем собственном счету, то есть разницу между возмещением, выделяемым на предоставление призовых баллов, и суммой, подлежащей выплате третьему лицу за предоставление призов; и

(ii) признавать данную чистую сумму как выручку, когда у третьего лица возникает обязательство по предоставлению призов и право на получение возмещения за выполнение данного обязательства. Эти события могут иметь место после предоставления призовых баллов. В качестве альтернативы, если клиент имеет право на выбор требовать призы от предприятия или от третьего лица, эти события могут иметь место только, если клиент решает потребовать призы от третьего лица.

(b) Если предприятие взимает возмещение за свой собственный счет, оно должно оценивать свою выручку как сумму валового возмещения, выделяемую на предоставление призовых баллов, и признавать выручку в том случае, когда оно выполняет свои обязательства в отношении выплаты призов.

9 Если предполагается, что неизбежные затраты на выполнение обязательств по предоставлению призов превысят возмещение, полученное и подлежащее получению за них (то есть возмещение, выделяемое на предоставление призовых баллов во время первоначальной продажи, которое еще не было признано как выручка, плюс любое дальнейшее возмещение, подлежащее получению при обмене клиентом призовых баллов на призы), предприятие имеет обременительные контракты. Обязательство признается на сумму превышения в соответствии с МСФО (IAS) 37. Необходимость признать такое обязательство может возникнуть, если ожидаемые затраты на предоставление призов увеличиваются, например если предприятие пересматривает свои ожидания в отношении количества призовых баллов, которые будут выплачены.

Дата вступления в силу и переход к новому порядку учета

 

10 Предприятие должно применять настоящее разъяснение в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2008 г. или после этой даты. Досрочное применение допускается. Если предприятие применит настоящее разъяснение в отношении периода, начинающегося до 1 июля 2008 г., то оно обязано раскрыть этот факт.

10А В пункт AG2 были внесены поправки публикацией "Улучшения в МСФО (IFRSs)", выпущенной в мае 2010 г. Предприятие должно применять данную поправку для годовых периодов, начинающихся 1 января 2011 г. или после этой даты. Досрочное применение разрешается. Если предприятие применяет поправки для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт.

Изменения в учетной политике должны учитываться в соответствии с МСФО (IAS) 8.

Информация об изменениях:

Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" настоящий Стандарт дополнен пунктом 10В, вступающим в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчётности

10В МСФО (IFRS) 13, выпущенный в мае 2011 года, внес поправки в пункты 6 и AG1-AG3. Предприятие должно применять данные поправки при применении МСФО (IFRS) 13.

Предприятия используют программы лояльности клиентов. Смысл состоит в том, что при покупке товаров (оказании услуг, использовании активов организации) клиенту даются призовые баллы. В дальнейшем их можно обменять на товары/услуги, которые предоставляются бесплатно или по дисконтированной стоимости.

Предприятие должно учитывать призовые баллы как отдельно идентифицируемый элемент коммерческой операции (операций), при которой они предоставляются ("первоначальная продажа"). К ним следует применять критерии признания, определенные МСФО (IAS) 18. Справедливая стоимость возмещения, полученного или подлежащего получению в отношении первоначальной продажи, должна распределяться между призовыми баллами и другими элементами продажи.

Возмещение, выделяемое на предоставление призовых баллов, следует оценивать с учетом их справедливой стоимости (суммы, за которую призовые баллы могут быть отдельно проданы).

Если призы предоставляются самостоятельно, вознаграждение, выделенное на призовые баллы, следует учитывать как выручку после обмена призовых баллов на призы. Сумма выручки основывается на количестве призовых баллов, которые были обменены, относительно общего числа баллов, которое планировалось погасить.

Если призы предоставляются 3-м лицом, предприятие должно решить, за чей счет взимается возмещение на предоставление баллов (собственный или 3-го лица). Разъяснено, как следует определять выручку в том и другом случаях.

Разъяснение вступает в силу в отношении годовых периодов, начинающихся 1 июля 2008 г. Допускается досрочное применение.

Следует отметить, что в России оно вступает в силу со дня официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет".


Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 "Программы лояльности клиентов"


Текст Разъяснения опубликован в приложении к журналу "Бухгалтерский учет", 2011, N 12 (дата подписания приложения в печать - 15.12.2011)


Введено в действие приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 160н

Вступает в силу на территории Российской Федерации со дня официального опубликования. Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации


Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, вводивший в действие настоящий документ на территории РФ, признан утратившим силу со дня вступления в силу на территории РФ Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 "Программы лояльности покупателей"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Международный стандарт финансовой отчётности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (введен в действие приказом Минфина РФ от 18 июля 2012 г. N 106н)

Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения организациями - со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями - в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты