Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Минфина РФ от 26 декабря 2011 г. N 02-11-00/5959 О порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам

Письмо Минфина РФ от 26 декабря 2011 г. N 02-11-00/5959

ГАРАНТ:

О применении настоящего письма см. письмо Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 02-06-10/3788 и письмо Минфина РФ от 20 сентября 2012 г. N 02-06-10/3831

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам сообщает.

Положениями частей 10 и 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) введены такие способы обеспечения исполнения обязательств как неустойка (штраф, пени) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из изложенного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, заключенного по итогам размещения заказа, условиями контракта может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотренного Федеральным законом N 94-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд.

Принимая во внимание положения статей 125, 126 Гражданского кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения.

Бюджетное учреждение при оплате контракта вправе руководствоваться положениями статьи 308 Гражданского кодекса, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.

В отношении уплаты неустойки кредитору - публично правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 Бюджетного кодекса зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика - получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании статьи 313 Гражданского кодекса, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика.

В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.

Отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по государственному (муниципальному) контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнения указанных требований осуществляется в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями*:

 

N п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

(руб)

1

Получено получателем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года

КРБ 1 501 15 310

КРБ 1 501 13 310

1 000 000

2

Приняты обязательства согласно заключенному государственному (муниципальному) контракту

КРБ 1 501 13 310

КРБ 1 502 11 310

1 000 000

3

Предъявлена учреждением в адрес поставщика (исполнителя) неустойка на условиях государственного (муниципального) контракта

КДБ 1 205 41 560

КДБ 1 401 10 140

200 000

4

Принято к учету обязательство в сумме произведенной поставки (выполненных работ)

КРБ 1 106 31 310

КРБ 1 302 31 730

1 000 000

5

Принято денежное обязательство по оплате согласно государственному (муниципальному) контракту (в сумме произведенной поставки (выполненных работ)

КРБ 1 502 11 310

КРБ 1 502 12 310

1 000 000

6.

Оплата с лицевого счета получателя денежных средств в доход бюджета суммы неустойки, удержанной во исполнение обязательства

КРБ 1 302 31 830

КРБ 1 304 05 310

200 000

7.

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному (муниципальному) контракту

КДБ 1 210 02 140

КДБ 1 205 41 660

200 000

8.

Произведена оплата обязательства по государственному (муниципальному) контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств)

КРБ 1 302 31 830

КРБ 1 304 05 310

800 000

* - на примере исполнения государственного (муниципального) контракта на поставку оборудования;

КРБ - код классификации расходов бюджетов;

КДБ - код 000 1 16 90000 00 0000 140.

 

 

Т.Г. Нестеренко

 

По мнению Минфина РФ, государственный (муниципальный) контракт может предусматривать, что обязательство исполнителя по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджета возлагается на заказчика. Это необходимо для оплаты денежного обязательства заказчика по контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязательств.

В таких случаях начисление по исполнению денежного обязательства производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг. В него включаются сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах, включая сумму штрафных санкций.

Контракт может быть оплачен путем перечисления исполнителю суммы, уменьшенной на размер неустойки (пеней, штрафов). Условие - внесение неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджета на основании платежного документа, оформленного заказчиком. В нем указывается исполнитель, за которого вносятся средства в соответствии с условиями контракта.

За учет начисления и поступления в доход бюджета суммы санкций по контракту на основании актов приемки отвечают администраторы доходов, подведомственные главному администратору.

Приведены бухгалтерские записи, используемые для отражения в бюджетном учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению таких требований.


Письмо Минфина РФ от 26 декабря 2011 г. N 02-11-00/5959


Текст письма размещен на сайте Федерального казначейства в Internet (http://www.roskazna.ru)