Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минфина РФ
от 4 октября 2011 г. N 123н
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1.1. Наименование государственной функции
1. Функция по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (далее - резиденты и нерезиденты)
1.2. Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
2. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и ее территориальные органы (далее - налоговые органы) осуществляют государственную функцию в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
1.3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1) (далее - КоАП);
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859) (далее - Закон N 173-ФЗ);
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1089) (далее - Постановление N 98).
1.4. Предмет государственного контроля
4. Предметом государственного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство).
1.5. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля
5. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
6. В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона N 173-ФЗ налоговые органы, а также их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;
представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством.
1.6. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
7. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
обжаловать действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, а также их должностных лиц.
8. В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
представлять налоговым органам документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ;
вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
1.7. Описание результата исполнения государственной функции
9. Результатом исполнения государственной функции является составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства - составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные КоАП.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции
10. Информация о режиме работы налоговых органов, о порядке получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, иные сведения и информация по исполнению государственной функции размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет: http://www.nalog.ru, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также на информационных стендах в налоговых органах.
11. Адрес ФНС России: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, телефон (автоинформатор) 913-00-09, телефакс 913-00-05.
Режим работы налоговых органов: с понедельника по четверг - с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45.
В выходные и праздничные дни налоговые органы не работают.
12. Перечень налоговых органов, сведения об их местонахождении, а также справочные телефоны приводятся в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.
2.2. Срок исполнения государственной функции
13. При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП, а также положение пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения
14. Перечень административных процедур:
Проведение проверки и оформление результатов проверки.
15. Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
3.1. Проведение проверки и оформление результатов проверки
16. Целью проведения налоговыми органами проверок является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.
17. Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства (далее - проверки) осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (далее - должностные лица налоговых органов) в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.
18. Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе, одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок).
19. Отбор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 17 настоящего Административного регламента на основании подготовительной работы, включающей в себя изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации из внутренних и внешних источников о деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В этих целях используется следующая информация:
информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;
сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);
другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.
20. Критерием принятия решения о проведении проверки являются мотивированные предложения должностных лиц налоговых органов, проводивших изучение и анализ деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям, а также поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 28.1 КоАП.
21. Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (далее - Поручение). В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
22. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках.
23. Должностные лица налоговых органов, которым в соответствии с пунктом 21 настоящего Административного регламента поручено проведение проверки, организуют работу и несут ответственность за ее исполнение.
24. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
25. В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:
проверяемого резидента (нерезидента) на основании части 1 и части 4 статьи 23 Закона N 173-Ф;
уполномоченных банков, в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ запрос налогового органа о представлении копий указанных в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
26. Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
27. Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены Постановлением N 98.
28. Сроки проведения проверки должны соответствовать срокам, указанным в пункте 13 настоящего Административного регламента.
29. По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства (далее - акт проверки).
В акте проверки отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе, направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления) с перечнем проверенных документов (сведений, информации).
Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.
По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (пункт 3 примечаний к статье 15.25 КоАП).
Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.
30. В случае, если в ходе проведения проверки не выявлены обстоятельства, позволяющие предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в одном экземпляре, приобщается к материалам дела и остается на хранении в налоговом органе, проводившем проверку.
31. Проверяемое лицо имеет право знакомиться с актом проверки.
32. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в двух экземплярах. В указанном случае второй экземпляр акта проверки приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы и органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
33. Акт проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
1) Вводная часть акта проверки представляет собой основания и общие сведения о проводимой проверке, проверяемом лице и содержит:
основание проведения проверки, изложенные в пункте 18 настоящего Административного регламента;
полное и сокращенное наименование проверяемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
данные о государственной регистрации - для резидентов, данные удостоверяющие статус юридического лица - для нерезидентов;
место проведения проверки;
фамилию, имя, отчество должностного лица налогового органа, проводившего проверку, должность с указанием наименования налогового органа;
реквизиты (дата и номер) Поручения;
вопросы, подлежащие проверке;
период, за который проведена проверка;
даты начала и окончания проверки.
2) Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных данных о наличии признаков нарушений валютного законодательства, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых.
В описательной части акта проверки должна быть отражена следующая информация:
подробное описание валютных операций по исполнению договоров (контрактов), в том числе: дата и номер каждого договора (контракта), предмет договора (контракта), наименование страны регистрации контрагента, валюта платежа, применяемые формы расчетов, условия поставки, контрактные и фактические сроки исполнения обязательств по договору (контракту), документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору (контракту), контрактные и фактические сроки и основания платежей, документы, подтверждающие осуществление платежей, наличие или отсутствие дополнительного соглашения к договору (контракту);
перечень и реквизиты счетов в кредитных организациях (в том числе депозитных), счетов, открытых за пределами территории Российской Федерации, а также лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства;
другие сведения и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов проверяемым лицом.
3) Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях (при их наличии).
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы. В случае передачи документов и информации в правоохранительные и иные государственные органы в акте проверки также делается соответствующая запись.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении в период проведения проверки в заключительной части акта проверки отражаются процессуальные действия должностного лица (должностных лиц) налогового органа и процессуальные документы, выносимые по делу об административном правонарушении.
К акту проверки приобщаются материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте проверки признаков нарушений валютного законодательства.
34. По каждому отраженному в акте проверки признаку административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.25 КоАП, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы в соответствии с КоАП, возбуждается дело об административном правонарушении в порядке и на основании, предусмотренных КоАП, о чем делается соответствующая запись в акте проверки.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении акт проверки, а также документы и информация, полученные в ходе проведения проверки, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.
IV. Порядок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.