Концепция
развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 25 мая 2006 года)
1. Общие положения
Концепция развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств разработана в соответствии с Решением о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года, на основе Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года, Соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 года, с учетом Модельного закона "Об образовании взрослых" от 7 декабря 2002 года.
Концепция определяет основные цели, задачи, принципы, направления и этапы развития образования взрослых.
Образование взрослых - процесс и результат, которые обеспечиваются системой учреждений и образовательных программ и направлены на получение новых знаний и преемственное обогащение знаний и умений, приобретенных человеком до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности.
Признание образования взрослых в качестве необходимого элемента системы образования в государствах - участниках Содружества Независимых Государств должно способствовать:
развитию образования как целостной системы, обеспечивающей гарантии права каждого гражданина в государствах-участниках Содружества на непрерывное образование в течение всей жизни;
созданию условий для организации образования взрослых и просветительской деятельности и дальнейшему развитию интеграции государств - участников СНГ в области образования, формированию и развитию единого (общего) образовательного пространства Содружества;
использованию образования взрослых и просветительской деятельности как действенного фактора социально-экономического развития.
2. Цели и задачи развития образования взрослых
Основные цели развития образования взрослых:
расширение возможностей для образования взрослых;
создание условий для постоянного самосовершенствования личности, ее адаптации к социально-экономическим переменам;
развитие национальных систем образования взрослых;
содействие формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Основные задачи развития образования взрослых:
координация действий государств - участников Содружества в области развития образования взрослых в рамках единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств;
создание условий для реализации прав граждан государств - участников Содружества на образование в течение всей жизни;
расширение выбора образовательных услуг, повышение их качества;
развитие теоретической и научно-методической базы образования взрослых;
развитие межгосударственного информационного обмена в сфере образования взрослых;
обеспечение признания квалификации, полученной в системе образования взрослых государств - участников Содружества, и мобильности трудовых ресурсов.
3. Основные принципы развития образования взрослых
Основными принципами развития образования взрослых являются:
признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
ориентация образования взрослых на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
гармонизация интересов личности и общества;
системность развития образования взрослых;
непрерывность и преемственность образования взрослых;
доступность образования;
взаимодействие и партнерство государственных органов, неправительственных и общественных организаций;
учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения;
государственная поддержка образования взрослых.
4. Основные направления развития образования взрослых
Основными направлениями развития образования взрослых являются:
создание и развитие правовой, экономической и научно-методической основ системы образования взрослых;
развитие национальных государственно-общественных систем управления образованием взрослых;
расширение доступности общего и профессионального образования, иных образовательных программ для различных групп населения, в том числе безработных, лиц с ограниченными возможностями, мигрантов, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, пенсионеров;
активизация просветительской деятельности, направленной на повышение общей культуры и социальной активности населения;
улучшение условий и качества обучения взрослых;
совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования взрослых;
проведение научных исследований в области образования взрослых;
развитие содержания образования взрослых с учетом актуальных проблем современного общества;
расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании взрослых, внедрение инновационных технологий в системе образования взрослых;
развитие механизмов финансирования образования взрослых;
развитие сотрудничества государств - участников Содружества в области образования взрослых.
5. Этапы реализации Концепции
Исходя из основных целей, принципов и направлений образования взрослых определяются следующие этапы реализации настоящей Концепции.
Первый этап - разработка и принятие Плана мероприятий по развитию образования взрослых в государствах - участниках СНГ.
Второй этап - гармонизация национальных законодательств государств - участников Содружества в области образования взрослых.
Третий этап - развитие организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в области образования взрослых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Душанбе, 25 мая 2006 г.)
Текст решения опубликован в сборнике "Международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования", 2009 г., N 1