Письмо Минфина РФ от 1 февраля 2012 г. N 02-04-11/349
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества, составляющего муниципальную казну и выкупаемого единым лотом, включающим земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), сообщает следующее.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) данного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации на торгах единым лотом земельного участка и расположенного на нем здания (строения, сооружения) налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в порядке, установленном статьей 158 "Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса" Кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 158 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов.
В этой связи при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), налоговую базу следует определять отдельно по земельному участку и по зданию (строению, сооружению), расположенному на участке.
При продаже имущественного комплекса в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Кодекса для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.
Исходя из порядка расчета поправочного коэффициента, установленного пунктом 2 статьи 158 Кодекса, при реализации на торгах имущественного комплекса поправочный коэффициент следует рассчитывать как отношение конечной цены реализации комплекса к его балансовой стоимости, включающей балансовую стоимость отдельных видов имущества с учетом амортизации, составляющих комплекс.
Таким образом, при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость цена земельного участка и расположенного на нем здания (строения, сооружения) принимается равной произведению балансовой стоимости самого участка, а также расположенного на нем здания (строения, сооружения) на поправочный коэффициент.
На основании пункта 3 статьи 168 Кодекса налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие имущество, составляющее муниципальную казну, обязаны составлять счета-фактуры.
Исходя из порядка составления сводного счета-фактуры, установленного пунктом 4 статьи 158 Кодекса, при реализации на торгах единого имущественного комплекса, включающего земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), следует составить сводный счет-фактуру с указанием в графе 9 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога" счета-фактуры цены, по которой продан комплекс. При этом в сводном счете-фактуре необходимо выделить в самостоятельные позиции, земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение).
В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.
Поскольку на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 146 Кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, по строке, в которой отражаются данные по земельному участку, в графах 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога" следует поставить прочерки.
По строкам, в которых отражаются данные по зданию (строению, сооружению), реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость, в графах 7 "Налоговая ставка" и 8 "Сумма налога" указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 18/118 и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Одновременно сообщаем, что с 1 апреля 2011 года в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Директор департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.