Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р О Программе фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2013-2020 гг.) (с изменениями и дополнениями)

Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р

С изменениями и дополнениями от:

27 марта 2013 г., 13 марта 2014 г., 28 октября 2015 г., 20 июля 2016 г.

 

Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

Москва

27 декабря 2012 г.

N 2538-р

 

Программа
фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)
(утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р)

С изменениями и дополнениями от:

27 марта 2013 г., 13 марта 2014 г., 28 октября 2015 г., 20 июля 2016 г.

 

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 1558-р в раздел I внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

I. Общие положения

 

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральным законом "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI веков показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 90-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Более того, реформирование науки осуществлялось по зарубежным моделям, которые в ограниченной степени применимы к российским условиям. Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях.

Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную науку, можно достичь конкурентоспособности экономики. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. В связи с этим тезис о повышении конкурентоспособности науки должен рассматриваться исключительно в этом контексте.

Проведенный анализ показывает, что сектор фундаментальной науки выполняет широкий спектр фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований как в части получения новых знаний, так и в части научного обеспечения реализации стратегических приоритетов страны. Вместе с тем по ряду абсолютных показателей результативность отечественных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований существенно уступает развитым странам. Это требует принятия ряда мер по развитию системы организации фундаментальной науки.

В соответствии с этим необходимо дальнейшее совершенствование способов организации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями, ведущими научными центрами, образовательными организациями высшего образования. В основу этого процесса должен быть положен тот факт, что фундаментальная наука является неотъемлемой частью культуры и интеллектуального потенциала нации. При этом фундаментальная наука обеспечивает получение новых знаний о природе, человеке и обществе.

В настоящее время в государственном секторе науки фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования в гражданской сфере проводятся научными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (включая организации, в отношении которых указанный центр осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества) и образовательными организациями высшего образования, в том числе федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет".

Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок, включая реализацию на территории Российской Федерации проектов по их созданию.

Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.

Возникает задача координации работы основных участников Программы по развитию фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации, которую призвана решить Программа.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел II внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы

 

Программа основывается на стратегических ориентирах развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Программа учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р (далее - Стратегия инновационного развития), в части, касающейся развития фундаментальных и поисковых исследований.

Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел III внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

III. Цель Программы

 

Целью Программы является формирование с учетом институциональных преобразований сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечение расширенного воспроизводства знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, ускорение интеграционных процессов российской науки и образования, повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий, необходимых для реализации стратегических задач социально-экономического развития страны.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел IV внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

IV. Задачи Программы

 

Задачами Программы являются:

формирование в Российской Федерации сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности российской науки в мире;

опережающее развитие междисциплинарных исследований и разработок и создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв и модернизацию национальной экономики;

развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров;

развитие международного научного сотрудничества, интеграция российской науки в мировое научное пространство;

обеспечение повышения эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел V внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

V. Принципы формирования и реализации Программы

 

Формирование и реализация Программы осуществляются на основе следующих принципов:

формирование научно обоснованного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, формирование научным сообществом на этой базе приоритетов фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с учетом мировых тенденций развития науки;

комплексность фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;

множественность и гибкость механизмов ресурсного обеспечения и государственного финансирования фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, учитывающих особенности функционирования Российской академии наук и других государственных академий наук, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научных организаций, образовательных организаций высшего образования, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований;

использование преимущественно конкурсных механизмов отбора научных проектов для реализации в рамках мероприятий Программы;

обеспечение эффективной координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в масштабах Российской Федерации;

использование системы экспертизы, в том числе проводимой Российской академией наук, при формировании планов и программ фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований и при оценке их результатов, а также более широкое использование международной экспертизы;

содействие переходу результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований, в том числе через выполнение поисковых научных исследований;

внесение планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в единую базу данных, доступную для участников Программы через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и результатов, получаемых в ходе реализации Программы, в единую государственную информационную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения с учетом норм законодательства о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

обеспечение эффективного управления Программой и контроля целевого использования выделенных средств.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 1558-р в раздел VI внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

VI. Мероприятия Программы

 

Мероприятия Программы реализуются в соответствии с целью и задачами Программы, а также принципами ее формирования и реализации.

В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:

мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств";

мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти";

мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты";

мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)";

мероприятие 5 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".

Мероприятие 1 преимущественно реализуется в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р (далее - Программа государственных академий наук).

Основными целями Программы государственных академий наук являются:

расширение и углубление знаний о природе, человеке и об обществе;

научное обеспечение социально-экономического развития страны, технологического прорыва и национальной безопасности Российской Федерации;

возвращение передовых позиций по направлениям фундаментальной науки;

развитие современной системы организации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на базе сектора фундаментальной науки, а также повышение эффективности использования потенциала фундаментальной науки как стратегической составляющей развития общества и государства в целом;

создание условий для расширенного воспроизводства научного потенциала;

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований и обеспечение стабильности финансирования конкретных научных разработок и исследований.

Задачами Программы государственных академий наук являются:

укрепление научных связей между научными организациями, выполняющими фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования;

расширение масштабов интеграционных процессов между научными организациями и образовательными организациями высшего образования, выполняющими фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования;

решение кадровых проблем, в том числе подготовка и закрепление научных кадров в секторе фундаментальной науки, развитие ведущих научных школ;

модернизация приборной и экспериментальной баз научных организаций и образовательных организаций высшего образования для обеспечения современного уровня исследований;

интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство;

повышение престижа науки в обществе и популяризация достижений фундаментальных научных исследований;

обеспечение конструктивного взаимодействия научного сообщества и органов государственной власти.

Достижение целей и решение задач Программы государственных академий наук осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий по реализации планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств.

Программа государственных академий наук является основанием для формирования указанным научным организациям государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.

Государственные академии наук осуществляют научно-методическое, научно-консультативное и экспертное обеспечение при выполнении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в научных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствующих отраслях науки и техники.

В составе направлений фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Программе государственных академий наук могут предусматриваться мероприятия, касающиеся развития инфраструктуры сектора фундаментальной науки, в том числе приобретения научного оборудования, обеспечения доступа к научным электронным ресурсам, подписки на научные журналы, создания условий для повышения эффективности фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, а также поддержки исследований, проводимых молодыми учеными, аспирантами и студентами.

В Программе государственных академий наук представлены объемы ассигнований из федерального бюджета на ее реализацию и значения целевых показателей реализации Программы государственных академий наук.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы государственных академий наук является формирование и использование системы экспертизы, в том числе международной, на всех этапах ее реализации.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы государственных академий наук, нормативных актах по управлению Программой государственных академий наук и об условиях проведения конкурсов размещается на интернет-сайтах государственных академий наук и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Мероприятие 2 реализуется в рамках разрабатываемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" Программы деятельности национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013-2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2440-р (далее - Программа деятельности Центра), а также планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в отраслевом секторе науки государственных научных центров и научных организаций, подведомственных Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти.

Целью Программы деятельности Центра в части фундаментальных научных исследований является создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологические прорывы по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Указанная цель достигается путем проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, в том числе на базе уникальных установок, по следующим тематическим направлениям:

междисциплинарные исследования в нано-, био-, инфо- и когнитивных науках на базе рентгеновского, синхротронного и нейтронного излучений;

фундаментальные исследования с использованием специализированного источника синхротронного излучения;

фундаментальные исследования в области физики плазмы;

фундаментальные исследования с использованием нейтронов;

фундаментальные исследования с использованием протонов;

фундаментальные исследования с использованием тяжелых ионов;

фундаментальные исследования в области теоретической и математической физики;

фундаментальные исследования в области ядерной медицины;

фундаментальные исследования в области информационно-коммуникационных технологий и систем, стратегических компьютерных технологий и программ.

В ходе реализации Программы деятельности Центра в части фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований будут сформированы принципиально новые междисциплинарные научные заделы, составляющие базу для создания прорывных технологий и техники по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Фундаментальные исследования в отраслевом секторе науки выполняются государственными научными центрами и научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, в рамках планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.

В рамках мероприятия 2 обеспечивается проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с последующим переходом в прикладную стадию научных исследований в целях их дальнейшего практического применения.

Мероприятие 3 реализуется в рамках планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований образовательных организаций высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, в том числе университеты с особым статусом.

Расширение исследовательских компетенций является необходимым условием для обеспечения качества образования мирового уровня и обеспечения глобальной конкурентоспособности российских образовательных организаций высшего образования среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В образовательных организациях высшего образования должна быть создана благоприятная научно-образовательная среда, обеспечивающая непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в секторе исследований и разработок, а также в сфере высшего образования.

В ходе осуществления этого мероприятия обеспечивается:

формирование планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в образовательных организациях высшего образования;

достижение результатов мирового уровня;

повышение эффективности материальных и творческих стимулов для преподавателей и ученых, обеспечение конкурентоспособных доходов в рамках реализации указанного мероприятия;

научная мобильность кадров для расширения научного кругозора, обмена опытом, повышения качества работ;

сочетание научной и преподавательской деятельности сотрудников ведущих образовательных организаций высшего образования;

стимулирование и развитие партнерских связей университетов с ведущими российскими и зарубежными научными центрами, реализация совместных научных проектов в целях оптимизации, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, а также активизации присутствия российской науки в международном пространстве.

Мероприятие 4 реализуется в рамках программ деятельности Российского научного фонда, федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд".

Основной задачей деятельности фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности является проведение конкурсов, направленных на оказание адресной и вневедомственной поддержки юридических и физических лиц для реализации научных проектов по всем областям знаний, в целях поддержки научной деятельности, направленной на реализацию научно-технической политики Российской Федерации.

Гранты указанных фондов выделяются по тематическим направлениям, определяемым в соответствии с нормативными документами, регулирующими деятельность таких фондов.

Особое положение Российского научного фонда, федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд" в научной сфере определяется особенностями механизма выделения бюджетных ассигнований на поддержку научных программ и проектов на основе механизмов публичного конкурса, наиболее приемлемых для сферы фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.

Мероприятие 5 реализуется в установленном порядке для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р раздел VII изложен в новой редакции

См. текст раздела в предыдущей редакции

VII. Участники Программы

 

Участниками Программы являются:

Российская академия наук и другие государственные академии наук;

федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научные организации, обеспечивающие осуществление фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, научные организации, подведомственные Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти;

образовательные организации высшего образования, обеспечивающие проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в том числе федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральные и национальные исследовательские университеты, образовательные организации, реализующие программы высшего образования.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р раздел VIII изложен в новой редакции

См. текст раздела в предыдущей редакции

VIII. Приоритетные направления развития фундаментальных наук, а также направления поисковых научных исследований

 

Приоритетные направления развития фундаментальных наук, а также направления поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы, формируются координационным советом на основе предложений Российской академии наук с учетом предварительного обсуждения с научным сообществом и рассмотрения в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также с учетом системы технологического прогнозирования, нацеленной на снижение долгосрочных технологических рисков приоритетных секторов российской экономики, конкурентных преимуществ в различных областях науки, перспективных задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных ее субъектов, и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Участники Программы, заинтересованные федеральные органы государственной власти, государственные корпорации, представители бизнес-сообщества и технологические платформы при необходимости вносят на рассмотрение координационного совета предложения по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел IX внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

IX. Целевые показатели реализации Программы

 

Целевые показатели реализации Программы разработаны в соответствии с основными параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и параметрами Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, скорректированными с учетом новых условий социально-экономического развития Российской Федерации. Значения показателей реализации Программы устанавливаются в программных документах, принимаемых по каждому мероприятию с учетом показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы".

Система целевых показателей реализации Программы обеспечивает:

отражение наиболее значимых результатов выполнения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в рамках мероприятий Программы;

возможность мониторинга параметров развития сектора фундаментальной науки на различных этапах реализации Программы и ее отдельных мероприятий;

отражение основных параметров развития сектора фундаментальной науки для альтернативных сценариев, соответствующих различным масштабам и интенсивности институциональных изменений в указанной сфере и условиям ее финансирования в период до 2020 года;

сопоставимость с показателями, используемыми в международной практике;

возможность построения на основе данных существующей официальной статистики или данных, разрабатываемых на основе показателей, включаемых в Федеральный план статистических работ, а также данных, полученных из государственных информационных систем.

Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел IX внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

X. Управление Программой

 

Управление Программой направлено на обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев отбора и оценки тематики научно-исследовательских работ и победителей конкурсов, порядок и формы отчетности, процедуры мониторинга и экспертизы реализации Программы).

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование экспертизы при реализации Программы.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы и нормативных актах по управлению Программой размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Координатором Программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Общее управление Программой осуществляет координационный совет. Координационным советом могут создаваться экспертные и рабочие группы по вопросам, необходимым для осуществления целей и решения задач Программы.

Координационный совет, экспертные и рабочие группы создаются на общественных началах.

В состав координационного совета входят руководители (полномочные представители - руководители структурных подразделений, отвечающие за проведение фундаментальных исследований) участников Программы, представители уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, выполняющие фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, Российского Союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов и бизнес-сообщества.

Руководство координационным советом осуществляется совместно Министром образования и науки Российской Федерации и президентом Российской академии наук.

Состав координационного совета и положение о нем утверждает Правительство Российской Федерации по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией наук.

Функциями координационного совета являются:

подготовка предложений по определению приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований на основании предложений Российской академии наук с учетом предварительного обсуждения с научным сообществом и рассмотрения в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, их финансовому обеспечению в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и представление этих предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации;

координация разработки и реализации планов фундаментальных исследований участников Программы с учетом стратегических инициатив руководства страны по модернизации экономики;

утверждение методических документов по вопросам реализации мероприятий Программы, в том числе утверждение процедур конкурсного отбора проектов, и порядка представления и экспертизы отчетных материалов, в том числе международной, а также механизмов исключения дублирования финансового обеспечения проводимых фундаментальных научных исследований;

утверждение порядка публичной отчетности о ходе выполнения Программы;

выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и рассмотрение предложений по их решению;

утверждение положения о порядке представления участниками Программы сведений о ходе реализации мероприятий Программы и другой информации;

рассмотрение материалов о ходе реализации Программы, подготовке рекомендаций по ее эффективному выполнению и возможности практического использования результатов выполнения Программы;

подготовка рекомендаций по использованию результатов, полученных при проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в рамках реализации Программы, для использования в ходе выполнения федеральных целевых программ и повышения капитализации результатов исследовательской деятельности.

Организационно-техническое обеспечение работы координационного совета возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации.

Абзац двадцатый утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца двадцатого раздела IX

Экспертиза отчетных материалов проводится экспертными группами, утверждаемыми координационным советом, в соответствии с утвержденным порядком публичной отчетности по мероприятиям Программы, включающими в обязательном порядке специалистов, имеющих международное признание и авторитет.

При этом экспертами в указанных экспертных группах могут выступать лица с ученой степенью не ниже доктора наук, имеющие не менее 3 публикаций за последние 3 года в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science).

Отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях представляются участниками Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет контроль за ходом реализации Программы, подготавливает ежегодно, во II квартале года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел XI внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

XI. Порядок реализации Программы

 

Участники Программы:

принимают в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации мероприятий Программы;

разрабатывают, утверждают и представляют в координационный совет планы проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в целях реализации мероприятий Программы, сформированные с учетом приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований;

представляют в координационный совет информацию о реализации планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;

вносят в координационный совет предложения об уточнении целевых показателей реализации Программы, а также о совершенствовании механизмов ее реализации;

обеспечивают эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;

организуют проведение конкурсных отборов проектов в рамках реализации мероприятий Программы с обязательным привлечением к экспертизе конкурсных заявок специалистов, имеющих международное признание и авторитет, если иное не установлено соответствующими программными документами по мероприятиям Программы;

организуют ведение отчетности и мониторинг реализации мероприятий Программы.

В целях повышения прозрачности реализации Программы заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, представители бизнес-сообщества и технологические платформы могут принимать участие в рассмотрении результатов выполнения программных мероприятий, определении возможности их практического использования и внесении в координационный совет предложений по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.

Планы проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований участников Программы доступны для всех участников Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

В целях организации обязательной публичной отчетности о ходе реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает:

разработку порядка публичной отчетности по мероприятиям Программы, включая порядок привлечения к экспертизе промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий Программы специалистов, имеющих международное признание и авторитет;

абзац тринадцатый утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзаца тринадцатого раздела XI

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел XII внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

XII. Ресурсное обеспечение

 

Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется с учетом особенностей финансового обеспечения всех участников Программы в объемах ассигнований из федерального бюджета, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом приоритетных направлений развития фундаментальных наук, а также направлений поисковых научных исследований.

Объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы приведены в приложении N 2.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р в раздел XIII внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

XIII. Методика оценки эффективности Программы

 

Оценка эффективности Программы осуществляется путем выявления степени достижения плановых целевых показателей ее реализации по отношению к фактическим показателям.

Методика оценки эффективности Программы учитывает специфику Программы, позволяя охарактеризовать степень достижения целей и решения задач Программы и ожидаемых результатов ее реализации.

Абзацы третий-девятый утратили силу.

Информация об изменениях:

См. текст абзацев третьего-девятого раздела XIII

XIV. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы

 

Реализация Программы позволит:

повысить роль фундаментальной науки в реализации политики социально-экономического развития Российской Федерации;

создать условия для восстановления научного потенциала Российской Федерации и его дальнейшего развития до уровня стран - технологических лидеров;

обеспечить сохранение и развитие ведущих научных школ, воспроизводство и повышение качества кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;

обеспечить эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество;

обеспечить повышение эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований;

повысить эффективность использования бюджетных ассигнований.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 1
к Программе фундаментальных
научных исследований в Российской
Федерации на долгосрочный период
(2013-2020 годы)
(в редакции распоряжения
Правительства РФ
от 28 октября 2015 г. N 2179-р)

 

Целевые показатели
реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)

 

Целевые показатели

Единица измерения

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1.

Количество публикаций в ведущих российских и международных журналах по результатам исследований, полученных в процессе реализации Программы

единиц

74584

76118

78772

81173

83426

85639

2.

Количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science)

единиц

36064

37287

39456

41034

42675

44382

3.

Число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science)

единиц

3,14

3,4

3,58

3,74

3,88

4

4.

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей

процентов

32,8

33,1

33,3

33,5

33,8

34

5.

Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе имеющих правовую охрану в Российской Федерации и за рубежом

тыс. единиц

8

10,5

12

14

18,5

21,9

6.

Внутренние затраты на исследования и разработки (на одного исследователя)

тыс. рублей на одного исследователя

849

992

1074

1120

1167

1217

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение N 2
к Программе фундаментальных
научных исследований в Российской
Федерации на долгосрочный период
(2013-2020 годы)
(в редакции распоряжения
Правительства РФ
от 28 октября 2015 г. N 2179-р)

 

Объемы ассигнований
из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)

 

Участники Программы

Объемы ассигнований из федерального бюджета, тыс. рублей

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2015-2020 годы

 

Мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств"

 

Научные организации, подведомственные Федеральному агентству научных организаций

66601384,6

75826923,8

70963967,8

74512166,2

78237774,5

82149663,2

448291880,1

Российская академия наук

2113881,3

2569508,6

2512821

2638462

2770385,1

2908904,4

15513962,4

Научные организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии образования (включая расходы на содержание Российской академии образования)

611212,1

299084,2

283718,4

297904,3

312799,5

328439,5

2133158

Научные организации, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии художеств (включая расходы на содержание Российской академии художеств)

368073,3

422130,7

396482,1

416306,2

437121,5

458977,5

2499091,3

Научные организации, подведомственные Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственные Российской академии архитектуры и строительных наук (включая расходы на содержание Российской академии архитектуры и строительных наук)

180117,7

207098,3

189213,1

198673,7

208607,4

219037,8

1202748

Всего по мероприятию

69874669

79324745,6

74346202,4

78063512,4

81966688

86065022,4

469640839,8

 

Мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти"

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"

1367762,7

1591218,6

1538361,7

1615279,7

1696043,7

1780845,9

9589512,3

Научные организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации

1104784,8

1285656,3

1285644,3

1349926,5

1417422,8

1488293,9

7931728,6

Научные организации, подведомственные Министерству экономического развития Российской Федерации

44257

49144,6

52057,5

54660,3

57393,3

60263

317775,7

Научные организации, финансируемые Управлением делами Президента Российской Федерации

739309,9

736718,7

763254,4

801417,1

841487,9

883562,3

4765750,3

Всего по мероприятию

3256114,4

3662738,2

3639317,9

3821283,6

4012347,7

4212965,1

22604766,9

 

Мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты"

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова"

2484928,3

2807388,1

2807388,1

2947757,5

3095145,3

3249902,6

17392509,9

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"

871953,4

1009913,2

1009913,2

1060408,8

1113429,3

1169100,7

6234718,6

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

929550,4

935984

967693,4

1016078

1066881,9

1120226

6036413,7

Образовательные организации высшего образования, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации

4365640,5

4907963,5

4514115,1

4739821

4976812

5225652,6

28730004,7

Всего по мероприятию

8652072,6

9661248,8

9299109,8

9764065,3

10252268,5

10764881,9

58393646,9

 

Мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)"

 

Российский научный фонд

15494350,8

18753970,6

18785342,5

19724609,6

20710840,1

21746382,1

115215495,7

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований"

10995546,7

14035452,4

14025308,4

14726573,8

15462902,5

16236047,6

85481831,4

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд"

1835266,3

2330061,8

2326148,7

2442456,1

2564578,9

2692807,8

14191319,6

Всего по мероприятию

28325163,8

35119484,8

35136799,6

36893639,5

38738321,5

40675237,5

214888646,7

 

Мероприятие 5 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, осуществляемые в соответствии с отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"

 

Отдельные ученые, научные коллективы

2208532,9

1866972,1

1871214

2806821

2947162

3094520,1

14795222,1

Всего по Программе

112316552,7

129635189,5

124292643,7

131349321,8

137916787,7

144812627

780323122,4

 

______________________________

* Приведены прогнозные объемы ассигнований, подлежащие корректировке после утверждения государственных заданий на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Утверждена программа фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период (2013-2020 гг.). Она направлена на формирование сектора исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности отечественной науки на мировом рынке.

Основные ресурсы должны быть сосредоточены на перспективных направлениях исследований, проводимых государственными академиями наук, национальными исследовательскими и государственными научными центрами, государственными научными фондами, вузами. Эти направления определит координационный совет на основе предложений участников программы с учетом долгосрочных технологических рисков приоритетных секторов российской экономики.

Поставлена задача создать принципиально новый междисциплинарный научный задел, обеспечивающий научно-технологический прорыв по приоритетным направлениям модернизации экономики страны. Запланированы мероприятия по развитию международного научного сотрудничества, воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, более эффективному переходу результативных фундаментальных исследований в прикладную стадию.

Программа предполагает комплексность исследований, использование преимущественно конкурсных механизмов отбора проектов, множественность и гибкость механизмов их финансирования.

Планы научных исследований и их результаты будут вносить в единую базу данных и публиковать в Интернете. Планируется разработать порядок публичной отчетности по мероприятиям программы.


Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2538-р


Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть II) ст. 8042


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2016 г. N 1558-р


Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2179-р


Распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2014 г. N 367-р


Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 457-р