Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/723 О налогообложении доплат к пособию по временной нетрудоспособности

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/723


Вопрос: В соответствии с п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Положением об оплате труда и премировании работников, действующим в организации, предусмотрено, что по решению (усмотрению) работодателя на основании приказа (распоряжения) работникам может производиться доплата к пособию по временной нетрудоспособности и пособию по беременности и родам до суммы оклада. При этом, ни трудовыми договорами работников, ни коллективным договором вышеуказанные доплаты не предусмотрены.

В целях гл. 25 Налогового кодекса РФ основанием для начисления указанных выплат является больничный лист, оформленный в соответствии с требованиями Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н.

Вправе ли организация учесть указанные выплаты в расходах на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ?

Вправе ли организация учесть указанные выплаты в расходах на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ, если такие выплаты производятся исключительно на основании приказа (распоряжения) руководителя организации, т.е. не предусмотрены ни трудовым договором и (или) коллективным договором, ни локальным нормативным актом организации?


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу налогообложения доплат к пособию по временной нетрудоспособности сообщает следующее.

Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с положениями статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Норма пункта 25 статьи 255 Кодекса позволяет также учитывать для целей налогообложения прибыли и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Таким образом, налогоплательщик вправе учитывать суммы доплат работникам до среднего заработка за период их временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в случае, если такие выплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает специальное пособие.

При налогообложении прибыли учитываются расходы на оплату труда. Это любые начисления в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии, затраты на содержание работников и др. К ним также могут относится иные расходы, произведенные в пользу работника. Они должны быть предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Разъяснено, что налогоплательщик вправе учитывать суммы доплат работникам до среднего заработка за период их временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Условие - такие выплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/723


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 22-28 января 2013 г. N 3


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.