Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р
26 марта, 17 августа, 19 декабря 2013 г., 2 июля, 24 ноября, 23 декабря 2014 г., 20 августа, 28 октября 2015 г.
Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 174-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.
Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2013 г. N 440-р пункт 3 изложен в новой редакции
3. Мониторинг и контроль реализации плана осуществлять в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 1613-р.
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 22, ст. 2736);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 2295-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7177).
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
28 декабря 2012 г. N 2579-р
Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 2664-р План изложен в новой редакции
См. текст Плана в предыдущей редакции
Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 1622-р в план внесены изменения
План
мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 2664-р))
19 декабря 2013 г., 2 июля, 24 ноября, 23 декабря 2014 г., 20 августа, 28 октября 2015 г.
См. также Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1689-р
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
2. Предметом плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - "дорожная карта") являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
В связи с комплексностью задачи по развитию конкуренции в экономике необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации "дорожной карты" с формированием предложений о внесении изменений в нее. В "дорожной карте" определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013 - 2015 годы.
Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования и нефтепродуктов.
В "дорожной карте" устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.
3. Основными целями "дорожной карты" являются:
включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
снижение доли государственного сектора в экономике;
развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
развитие конкуренции при осуществлении закупок;
упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
повышение уровня защиты прав потребителей.
II. Контрольные показатели реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
Плановый период |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Общие показатели "дорожной карты" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка состояния конкурентной среды: |
|
|
|
|
|
|
|
|
доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год; |
процентов |
25 |
22,6 |
23 |
25 |
30 |
35 |
40 |
доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год |
процентов |
6 |
5,5 |
5,5 |
6 |
6 |
6,5 |
7 |
Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР)*: |
|
|
|
|
|
|
|
|
целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации; |
- |
3,6 |
3,6 |
2,7 |
2,7 |
2,5 |
2,2 |
2 |
рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг |
- |
38 |
- |
32 |
- |
- |
- |
22 |
Количество новых предприятий на 1000 человек (Newbusinessdensity) |
штук |
3,6 |
4,29 |
4,53 |
4,51 |
4,84 |
5,16 |
5,48 |
______________________________
* Наряду с оценкой состояния конкурентной среды, проводимой путем опросов хозяйствующих субъектов, проводится периодическая оценка эффективности на основе международных данных ОЭСР, которые собираются 1 раз в 5 лет (в годы отчета ОЭСР, в 2009 году - по данным за 2008 год, в 2014 году - за 2013 год, в 2019 году - за 2018 год). Расчет осуществляется на основе составляющих индекса PMR (productmarketregulation, данные ОЭСР). Учитывается 3 ключевых фактора - участие государственного сектора в экономике, регулирование рынков (ценовое и неценовое регулирование ключевых отраслей) и барьеры для конкуренции (наличие картелей, вертикально и горизонтально интегрированных компаний в отрасли, административные барьеры).
Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2192-р в раздел III внесены изменения
III. План
мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Российской Федерации
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Срок |
Исполнители (соисполнители) |
1. Включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
|
|
|
Закрепление за федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации функций по развитию конкуренции, а также установление соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ): |
|
|
|
|
1.1. для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в регулируемых сферах деятельности, в том числе в сфере деятельности субъектов естественных монополий |
постановление Правительства Российской Федерации |
внесены соответствующие изменения в положения о федеральных органах исполнительной власти, закрепляющие их полномочия по развитию конкуренции в регулируемых сферах деятельности, принят нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, предусматривающий разработку и установление ключевых показателей эффективности указанных органов, характеризующих эффект реализации таких полномочий |
июнь 2013 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, Минэнерго России, ФСТ России |
1.2. для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
указ Президента Российской Федерации |
внесены соответствующие изменения в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закрепляющие их полномочия по развитию конкуренции в регулируемых сферах деятельности, а также установлены ключевые показатели эффективности указанных органов, характеризующие эффект реализации таких полномочий |
июнь 2013 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
2. Внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
|
|
|
|
2.1. внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
|
|
|
|
2.1.1. 1-й этап |
поручение Правительства Российской Федерации |
утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
апрель 2014 г. |
автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
2.1.2. 2-й этап |
поручение Правительства Российской Федерации |
внедрен стандарт развития конкуренции в 6 пилотных субъектах Российской Федерации |
декабрь 2014 г. |
автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
2.1.3. 3-й этап |
акт Правительства Российской Федерации |
утверждена новая редакция стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
III квартал 2015 г. |
Минэкономразвития России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
2.1.4. 4-й этап |
доклад в Правительство Российской Федерации |
оказано содействие внедрению стандарта развития конкуренции в 85 субъектах Российской Федерации |
октябрь 2015 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов |
2.2. стимулирование субъектов Российской Федерации к эффективной реализации стандарта развития конкуренции |
постановление Правительства Российской Федерации |
сформирована система поощрения для субъектов Российской Федерации, успешно реализующих стандарт развития конкуренции |
август 2015 г. |
Минэкономразвития России, Минфин России |
3. Снижение доли государственного сектора в экономике |
|
|
|
|
3.1 подготовка предложений о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий |
доклад |
сокращение к 2018 году числа федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на определенных приоритетных конкурентных рынках |
август 2014 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
3.2 введение обязательности согласования с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых юридических лицах - хозяйствующих субъектах, за исключением случаев создания, непосредственно предусмотренных федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации |
федеральный закон |
создание унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых принадлежит государству, осуществляется с предварительного согласия антимонопольных органов в порядке, определенном антимонопольным законодательством Российской Федерации |
май 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
4. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий |
|
|
|
|
4.1. определение направлений развития конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий: |
|
утверждены планы мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков |
|
|
4.1.1. в электроэнергетике |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.2. на железнодорожном транспорте |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.3. в сфере почтовой связи |
акт Правительства Российской Федерации |
|
6 месяцев после вступления в силу соответствующего федерального закона, регламентирующего отношения в области почтовой связи |
Минкомсвязь России, ФАС России |
4.1.4. в сфере электросвязи |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минкомсвязь России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.5. в сфере теплоснабжения |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.6. на газовых рынках |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.7. в сфере трубопроводного транспорта |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.8. в сфере услуг аэропортов |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России |
4.1.9. в сфере услуг портов |
акт Правительства Российской Федерации |
|
ноябрь 2013 г. |
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России, Минэнерго России |
4.2. развитие коммерческой инфраструктуры рынков, в том числе сопряженных со сферами естественных монополий, в части организованных (биржевых) торгов, системы договорных рыночных отношений, равного представительства всех заинтересованных сторон в следующих сферах: |
|
установлены принципы формирования системы договорных отношений, советов рынков с равным представительством всех сторон, организованных биржевых торгов |
|
|
4.2.1. электроэнергетика |
соглашение участников рынка, акт Правительства Российской Федерации (при необходимости) |
|
ноябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России |
4.2.2. железнодорожный транспорт |
соглашение участников рынка, акт Правительства Российской Федерации (при необходимости) |
|
ноябрь 2013 г. |
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России |
4.2.3. нефтепродукты |
соглашение участников рынка, акт Правительства Российской Федерации (при необходимости) |
|
ноябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России |
4.3. проведение мониторинга хода реализации планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также анализа имеющихся проблем в указанных сферах |
|
подготовка предложений по дополнению планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков, а также по разработке отдельных актов Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции в указанных сферах |
|
|
1-й этап |
доклад в Правительство Российской Федерации |
|
апрель 2015 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", федерального государственного бюджетного учреждения "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" |
2-й этап |
поручение Правительства Российской Федерации |
|
III квартал 2015 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России |
4.4. принятие правил недискриминационного доступа в сферах естественных монополий и сопряженных инфраструктурных сферах деятельности: |
|
утверждены правила недискриминационного доступа, обеспечивающие для любых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, недискриминационный доступ к услугам в сфере естественных монополий и сопряженных инфраструктурных сферах деятельности |
|
|
4.4.1. почтовая связь |
постановление Правительства Российской Федерации |
|
6 месяцев после вступления в силу соответствующего федерального закона, регламентирующего отношения в области почтовой связи |
ФАС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
4.4.2. электросвязь |
постановление Правительства Российской Федерации |
|
июнь 2013 г. |
ФАС России, Минкомсвязь России, ФСТ России, Минэкономразвития России |
4.5. формирование единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации: |
федеральный закон |
создан единый государственный портал о раскрытии информации субъектами естественных монополий и органами регулирования |
июнь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России |
4.5.1. субъектами регулирования о тарифах естественных монополий, инвестиционных, операционных расходах, финансовой деятельности, регулировании субъектов естественных монополий |
постановление Правительства Российской Федерации |
|
в течение 5 месяцев со дня вступления в силу федерального закона, указанного в позиции 4.5 настоящего раздела |
|
4.5.2. органами регулирования |
постановление Правительства Российской Федерации |
|
.в течение 5 месяцев со дня вступления в силу федерального закона, указанного в позиции 4.5 настоящего раздела |
|
5. Развитие конкуренции при осуществлении закупок |
|
|
|
|
5.1. формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок |
акт Минэкономразвития России |
с мая 2014 года осуществляется общественное обсуждение закупок на этапе их планирования и определения поставщиков |
май 2014 г. |
Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей |
5.2. создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
решение Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства |
определены "лучшие" и "худшие" закупочные практики и механизм распространения "лучших" практик |
июнь 2013 г. |
Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей |
5.3. введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
федеральный закон |
в компетенцию Счетной палаты Российской Федерации включено проведение аудита за конечным результатом государственных и муниципальных закупок |
январь 2014 г. |
Минэкономразвития России |
5.4. внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок |
федеральный закон |
установлены ограничения на аффилированность поставщиков, членов комиссий по осуществлению закупок и экспертов, предотвращающие конфликт интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок |
январь 2014 г. |
Минэкономразвития России |
6. Упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования |
|
|
|
|
6.1. устранение избыточного антимонопольного контроля |
|
|
|
|
6.1.1. упразднение уведомления по сделкам экономической концентрации |
федеральный закон |
упразднен уведомительный порядок совершения сделок в рамках антимонопольного контроля экономической концентрации |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.2. исключение предварительного согласования сделок субъектов естественных монополий внутри группы лиц, объединенных по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" |
федеральный закон |
количество ходатайств в рамках предварительного согласования сделок естественных монополий по экономической концентрации сокращено в полтора раза |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.3. устранение возможности одновременного наложения на правонарушителя оборотного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода от нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции" |
федеральный закон |
устранена возможность наложения на правонарушителя оборотного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях с одновременной выдачей предписания о взыскании незаконно полученного дохода от нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации как избыточная мера ответственности |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.4. смягчение ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений |
федеральный закон |
внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные нормативные правовые акты, смягчающие ответственность или определяющие возможность освобождения от ответственности лиц, способствующих выявлению нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.5. защита интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении действий и заключении соглашений о реализации исключительных прав, если такие действия и соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции |
федеральный закон |
отсутствие случаев ограничения конкуренции с использованием исключительных прав |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.6. расширение применения института предостережения и предупреждения незначительных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации (в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела) |
федеральный закон |
сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства, добровольное прекращение противоправных действий на ранней стадии их совершения. Число возбужденных дел уменьшено на 30 процентов за счет добровольного устранения нарушений |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.7. введение нормы, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела |
федеральный закон |
уголовные дела по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждаются исключительно по материалам антимонопольного органа, свидетельствующим о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.1.8. исключение избыточной функции реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение, в целях избежания излишней административной нагрузки на хозяйствующих субъектов. Определение функции реестра как фиксирующей наличие доминирующего положения |
федеральный закон |
включение хозяйствующего субъекта в реестр осуществляется сроком на 4 года. Право хозяйствующего субъекта на обращение в антимонопольный орган с заявлением об исключении его из реестра, в том числе в случае снижения его доли на рынке, закреплено в федеральном законе |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России |
6.2. определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства Российской Федерации и лучших практик добросовестной конкуренции |
федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации |
|
октябрь 2013 г. |
ФАС России |
6.3. утверждение разъяснений по следующим основным вопросам: доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах; оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке; |
акт ФАС России |
утверждение и опубликование разъяснений ФАС России, в том числе в отрытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
декабрь 2014 г. |
ФАС России |
определение монопольно высокой и низкой цены; применение антимонопольного законодательства Российской Федерации к торгам частных компаний; доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации; соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности; "вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения |
|
|
|
|
6.4. создание единого раздела на сайте ФАС России с исчерпывающим перечнем и копиями решений и иных нормативных и ненормативных актов ФАС России |
приказ ФАС России |
перечень и копии решений и иных нормативных и ненормативных актов ФАС России размещены в едином разделе на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России |
6.5. внедрение механизма досудебного обжалования решений территориальных управлений ФАС России |
федеральный закон |
в федеральном антимонопольном органе создан орган по досудебному обжалованию решений своих территориальных управлений |
октябрь 2014 г. |
ФАС России |
6.6. реализация пилотного проекта по дистанционному рассмотрению ФАС России дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации |
приказ ФАС России |
в дистанционном порядке рассмотрено не менее пяти дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России |
6.7. утверждение правил подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, предусматривающего участие в его подготовке и обсуждении общественных организаций |
решение Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства |
утверждены правила подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, предусматривающие обязательное участие в его подготовке общественных организаций, включение в доклад их предложений и публичное обсуждение доклада |
март 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России, общественные объединения предпринимателей |
6.8. повышение эффективности деятельности ФАС России: |
|
|
|
|
6.8.1. введение в ключевые показатели эффективности должностных лиц ФАС России ответственности за принятые решения, отмененные впоследствии судами |
приказ ФАС России |
предложения по развитию ФАС России утверждены и опубликованы |
март 2013 г. |
ФАС России |
6.8.2. разработка предложений по развитию кадрового потенциала и укреплению ресурсной базы ФАС России |
доклад |
|
сентябрь 2015 г. |
ФАС России, Минфин России |
7. Повышение уровня защиты прав потребителей |
|
|
|
|
7.1. разработка проекта федерального закона по вопросу о внедрении правовых механизмов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков), включая возможность участия юридических лиц в групповых исках |
федеральный закон |
создание системы, повышающей защиту прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе федеральным законом установлена возможность защиты прав и законных интересов нескольких лиц в судах (групповых исков), включая возможность участия юридических лиц в групповых исках |
ноябрь 2013 г.* |
Минюст России, ФАС России, Минэкономразвития России |
7.2. Исключена Информация об изменениях:См. текст субпозиции 7.2 |
|
|
|
|
7.3. усиление ответственности рекламодателей и рекламораспространителей за ненадлежащую рекламу |
федеральный закон |
внесение в законодательство Российской Федерации изменений, ужесточающих ответственность рекламодателей и рекламораспространителей за ненадлежащую рекламу |
ноябрь 2013 г. |
ФАС России |
8. Создание механизма реализации "дорожной карты" по развитию конкуренции |
|
|
|
|
8.1. оценка результатов внедрения мероприятий "дорожной карты" |
доклад |
отчет о внедрении мероприятий "дорожной карты" по развитию конкуренции за 2013-2014 годы, оценка ее реализации и подготовка предложений по корректировке |
ноябрь 2014 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
8.2. разработка регламента работы по развитию конкуренции, включающего: критерии отбора и порядок формирования списка приоритетных отраслей для развития конкуренции на регулярной основе; порядок разработки актуального плана мероприятий (в формате "дорожной карты") по развитию конкуренции в приоритетных отраслях; порядок разработки плана системных (межотраслевых) мероприятий по развитию конкуренции |
решение Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства |
утвержден регламент работы по развитию конкуренции в Российской Федерации |
июнь 2013 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
8.3. разработка предложений по актуализации утвержденной "дорожной карты" |
акт Правительства Российской Федерации |
обновленная версия "дорожной карты" с учетом оценки реализованных мероприятий |
октябрь 2014 г. |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
______________________________
* Мероприятие исполнено в связи с разработкой Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объединяющего гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административное законодательство Российской Федерации, в том числе включающего вопрос защиты прав и законных интересов группы лиц.
Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2192-р в раздел IV внесены изменения
IV. План
мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках
1. Рынок лекарственных препаратов
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
Плановый период |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Число фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля за качеством лекарственных средств |
процентов |
30 |
40 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов |
процентов |
|
75 |
90 |
90 |
95 |
95 |
100 |
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Срок |
Исполнители (соисполнители) |
1.1. совершенствование процедур формирования перечней лекарственных средств в части обязательного их публичного обсуждения и закрепления критериев и процедур их коррекции |
постановление Правительства Российской Федерации |
увеличение доли производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов (процентов) |
сентябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
1.2. введение понятия "взаимозаменяемый лекарственный препарат", наделение Минздрава России полномочиями по утверждению порядка установления и ведения перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов |
федеральный закон |
увеличение доли производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов (процентов) |
октябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
1.3. введение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям |
приказ Минздрава России |
сохранение ассортимента и увеличение рыночной доли доступных широким слоям населения (дешевых) лекарственных препаратов |
ноябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
1.4 исключена Информация об изменениях:См. текст позиции 1.4 |
|
|
|
|
1.5. оптимизация процедур государственной регистрации лекарственных средств, в том числе введение процедур предрегистрационного и пострегистрационного консультирования заявителей, определение особенностей регистрации отдельных групп лекарственных препаратов (орфанные, биологические, биоаналоговые, воспроизведенные, препараты из лекарственного растительного сырья и др.), предоставление заявителю на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуальной информации о прохождении каждого этапа государственной регистрации лекарственных средств |
федеральный закон |
увеличение доли производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов (процентов) |
октябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
1.6. анализ правоприменительной практики изменений, внесенных в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", в части совершенствования процедур государственной регистрации лекарственных препаратов |
доклад |
увеличение доли производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов (процентов) |
ежегодно, по истечении 12 месяцев со дня вступления в силу федерального закона, указанного в позиции 1.5 настоящего раздела |
Минздрав России, ФАС России |
1.7. совершенствование методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части предоставления возможности производителям осуществлять ежегодную перерегистрацию предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с учетом инфляции |
межведомственный приказ (Минздрав России и ФСТ России) |
увеличение доли производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов (процентов) |
март 2013 г. |
Минздрав России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФСТ России, ФАС России |
1.8. создание при Минпромторге России постоянно действующей рабочей группы по разработке и ежегодному уточнению правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP) |
приказ Минпромторга России |
увеличение числа фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (процентов) |
апрель 2013 г. |
Минпромторг России, Минздрав России, ФАС России, Минсельхоз России, ассоциации фармпроизводителей |
1.9. разработка и утверждение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP) |
приказ Минпромторга России |
увеличение числа фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (процентов) |
июнь 2013 г. |
Минпромторг России, ФАС России |
1.10. осуществление перехода фармпроизводителей на применение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, разработанных на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP) |
доклад |
увеличение числа фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (процентов) |
ноябрь 2013 г. |
Минпромторг России |
1.11. внесение изменений в правила организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с изменениями, вносимыми в Международные правила производства лекарственных средств (GMP) в целях их гармонизации |
приказ Минпромторга России |
увеличение числа фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (процентов) |
по мере необходимости |
Минпромторг России |
2. Рынок медицинских услуг
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
Плановый период |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Число медицинских организаций негосударственных форм собственности, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи |
единиц |
1029 |
1251 |
1749 |
1850 |
1970 |
2157 |
2275 |
Доля территориальных фондов обязательного медицинского страхования, разместивших информацию об условиях участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования и тарифах |
процентов |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3. Рынок авиаперевозок
4. Рынок услуг связи
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
Плановый период |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Индекс рыночной концентрации (индекс Герфиндаля-Гиршмана) рынка услуг по передаче голосовой информации на территории субъекта Российской Федерации |
- |
2528 |
2512 |
2500 |
2480 |
2463 |
2412 |
2378 |
Доля населения, имеющего возможность пользоваться услугами широкополосного доступа, предоставляемыми не менее чем 2 операторами, на территории субъекта Российской Федерации |
процентов |
40 |
45 |
55 |
60 |
63 |
67 |
70 |
5. Рынок услуг дошкольного образования
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
Плановый период |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Количество негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
единиц |
467 |
549 |
604 |
664 |
730 |
803 |
883 |
Численность воспитанников негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
человек |
50383 |
57072 |
62779 |
69057 |
75963 |
83559 |
91915 |
6. Рынок нефтепродуктов
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
Плановый период |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Объем биржевой торговли нефтепродуктами |
процентов |
8,9 по моторным топливам (АБ-6,7, ДТ-14,9), мазут - 14,9 |
12,9 по моторным топливам (АБ-13,7, ДТ-17,2), мазут - 6 |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке |
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Срок |
Исполнители (соисполнители) |
6.1. совершенствование нормативно-правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами, в том числе: обеспечение анонимности биржевых торгов; унификация и стандартизация лотов и контрактов; установление минимального объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, разработка требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по реализации нефтепродуктов, произведенных хозяйствующими субъектами, доминирующими на соответствующем рынке |
совместный приказ ФАС России и Минэнерго России |
повышение ликвидности биржевой торговли нефтепродуктами |
март 2013 г. |
ФАС России, Минэнерго России |
6.2. формирование объективных индикаторов цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок, а также сопоставимых цен зарубежных рынков |
доклад |
совершенствование системы ценообразования на рынке нефтепродуктов |
сентябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России |
6.3. повышение информационной прозрачности отрасли. Развитие практики разработки нефтяными компаниями "модельных политик" |
доклад |
повышение информационной прозрачности отрасли |
март 2013 г. |
ФАС России |
6.4. изменение Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации в части создания условий деятельности для независимых субъектов рынка нефтепродуктов, повышение эффективности использования мощностей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов |
постановление Правительства Российской Федерации |
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации |
март 2013 г. |
ФАС России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России |
Утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики". Его предметом являются следующие направления развития конкуренции.
Предлагается включить функции по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти. Внедрить лучшую практику развития конкуренции в регионах. Снизить долю государственного сектора в экономике. Развить конкуренцию в инфраструктурных отраслях, а также при осуществлении закупок. Упростить деятельность предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования. Повысить уровень защиты прав потребителей.
Для оценки результатов реализации "дорожной карты", в частности, используется показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР).
Так, целевое значение индекса развития конкурентной среды для страны будет следующим. В 2014 г. - 2,7; в 2018 г. - 2. В настоящее время - 3,6.
Кроме того, новых предприятий в 2018 г. должно быть 5,2 на 1 тыс. чел. (Newbusinessdensity). Сейчас - 2,6.
"Дорожная карта" содержит перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013-2015 гг. В частности, в мае 2014 г. планируется сформировать механизм общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок. В ноябре 2013 г. - устранить избыточный антимонопольный контроль в деятельности предпринимателей, а также создать систему, повышающую защиту прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, в "дорожной карте" закреплен план мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на рынках лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, нефтепродуктов, услуг связи, услуг дошкольного образования.
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2013 г. N 2 ст. 110
Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 174-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2192-р
Распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 1622-р
Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 2665-р
Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 2664-р
Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. N 2343-р
Распоряжение Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 1211-р
Распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. N 2417-р
Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2013 г. N 1459-р
Распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2013 г. N 440-р