Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 мая 2013 г. N 03-03-06/4/18539 Об учете для целей налогообложения платы, поступающей учреждениям социального обслуживания населения, от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 мая 2013 г. N 03-03-06/4/18539


Вопрос: Просим разъяснения по вопросу отнесения получаемых доходов в виде платы за стационарное социальное обслуживание и производимых за счет вышеуказанного источника расходов только на выполнение государственного задания к налоговой базе по прибыли. Признаются ли прибылью полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, и является ли эта прибыль объектом налогообложения? Или же при определении налоговой базы данные поступления относятся к целевым?

Учреждение является некоммерческой организацией.

Вид деятельности учреждения в соответствии с Уставом: стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и совершеннолетних инвалидов путем предоставления социальных услуг. Объемы предоставления и порядок оказания государственных услуг определяются государственным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемыми министерством социальной политики области. Размер субсидии устанавливается Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. N 76-ПП.

Согласно пункту 12 настоящего Порядка размер субсидии на выполнение государственного задания учитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от. платы за стационарное социальное обслуживание.

Кроме субсидии из областного бюджета, также на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждение получает доходы в виде платы за стационарное социальное обслуживание в соответствии с заключенными договорами, но не свыше 75 процентов от установленной гражданам пожилого возраста и инвалидам пенсии.

Ежегодно учреждение составляет смету доходов и расходов по средствам, полученным от платы за стационарное социальное обслуживание, смета утверждается министерством социальной политики Свердловской области.

Доходы и расходы планируются и производятся строго в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 и постановлением Правительства Свердловской области от 20 октября 2005 г. N 897-ПП "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бесплатного стационарного обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты в Свердловской области" (в ред. постановлений Правительства Свердловской области от 15.11.2007 г. N 1125-ПП, от 15.10.2009 г. N 1231-ПП). Средства направляются на приобретение продуктов питания с учетом норм питания, мягкого инвентаря для граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом нормативов обеспечения мягким инвентарем и на оплату коммунальных услуг, исходя из сложившихся тарифов в области.

В учреждении ведется отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) целевых поступлений.


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определен статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются средства целевого финансирования в виде субсидий, выделяемых бюджетным учреждениям. Указанным подпунктом предусмотрено, что налогоплательщики-получатели средств целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в установленном НК РФ порядке.

Средства, получаемые бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и выполнения работ на договорной основе, являются доходом от реализации товаров (работ, услуг) и, соответственно, прибыль, полученная от указанных видов деятельности, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения, от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание, является выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.


ВрИО директора Департамента

С.В. Разгулин


Учреждениям соцобслуживания населения на основании заключенных с гражданами договоров поступает плата за стационарное обслуживание.

Минфин считает, что такая плата является выручкой учреждений от реализации товаров (работ, услуг) и учитывается при налогообложении прибыли в общем порядке.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 мая 2013 г. N 03-03-06/4/18539


Текст письма официально опубликован не был