Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 2013 г. N 262
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме"
29 марта 2016 г.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 настоящий приказ признан утратившим силу
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме.
1.1. Независимо от ведомственной принадлежности поднадзорных органов обеспечить неукоснительное соблюдение требований главы 32.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.
1.2. Проверять соблюдение требований закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.
Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.
Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 51 УПК РФ.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 пункт 1.3 изложен в новой редакции
1.3. В ходе изучения материалов уголовного дела акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.
1.4. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений ст. 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента, когда ему было разъяснено право о возможности обратиться с соответствующей просьбой (ходатайством).
Считать грубым нарушением уголовно-процессуального закона рассмотрение поступившего ходатайства подозреваемого в срок более 24 часов с момента его поступления к дознавателю.
2. При осуществлении надзорной деятельности внимательно оценивать достаточность оснований для производства дознания в сокращенной форме, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ, а также ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ, устанавливающей обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, акцентируя внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.
При выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или несоблюдения условий его производства выносить постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в котором должны также содержаться мотивированные указания о производстве дознания в общем порядке.
3. При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. В случае несогласия с ней отменять соответствующее процессуальное решение с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке.
4. В целях пресечения искусственного создания оснований для перехода на производство дознания в сокращенной форме не допускать необоснованного выделения материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в отдельное производство, а также незамедлительно реагировать на несвоевременное соединение уголовных дел в отношении одного и того же лица при наличии к тому законных оснований.
5. В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, поступившие в соответствии со ст. 124 УПК РФ, уведомляя о принятом решении заинтересованных лиц.
В случае обоснованности доводов, приведенных в жалобе, принимать решение об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и давать дознавателю соответствующие письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Учитывать, что продолжение производства дознания в сокращенной форме возможно, только если оно будет окончено в срок, предусмотренный УПК РФ.
При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывая в удовлетворении жалобы, вносить в орган дознания представление о привлечении к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.
6. Обеспечивая эффективный надзор на данном направлении деятельности, исходить из того, что дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, включая время составления (пересоставления при наличии к тому оснований) обвинительного постановления, ознакомления с материалами дела обвиняемого и его защитника, предусмотренное чч. 3, 4 и 8 ст. 226.7 УПК РФ.
Рассматривать вопрос о продлении срока дознания в сокращенной форме до 20 суток только при наличии ходатайства, предусмотренного ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ, направленного органу дознания до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, а также постановления органа дознания о продлении такого срока.
Тщательно изучать мотивированность данного процессуального решения, сопоставляя его с доводами, изложенными в ходатайстве, а также его соответствие положениям, содержащимся в ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ.
7. При осуществлении прокурорского надзора исходить из того, что положения главы 32.1 УПК РФ направлены на сокращение издержек уголовного судопроизводства. В связи с этим максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не может превышать срока дознания в общем порядке.
В случае превышения максимально установленного срока дознания в сокращенной форме обеспечивать продолжение расследования по делу в обычном порядке, регламентированном УПК РФ.
8. Принимая во внимание, что производство дознания в сокращенной форме должно способствовать сокращению сроков расследования и упрощению досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, не допускать формального подхода к продлению срока расследования, а при поступлении постановления о его продлении после 24 часов с момента истечения 15 суток, отведенных для производства дознания в сокращенной форме, принимать решение об отказе в продлении данного срока и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке.
9. При поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением обращать внимание на соответствие его содержания требованиям, перечисленным в пп. 1-8 ч. 1 ст. 225 УПК РФ, а также на достаточность данных в прилагаемой к нему справке, зафиксированных в соответствии с ч. 10 ст. 226.7 УПК РФ.
В случае несоответствия обвинительного постановления требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом, возвращать его органу дознания для пересоставления в срок не более 2 суток.
10. В ходе изучения материалов уголовного дела тщательно проверять соответствие выводов органов дознания установленным при производстве дознания в сокращенной форме обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе права на защиту, о рассмотрении в полном объеме заявленных обвиняемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем ходатайств, предусмотренных пп. 1-3 ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ.
В случае выявления обстоятельств, препятствующих направлению уголовного дела в суд, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ, выносить постановление о направлении его дознавателю для производства дознания в общем порядке.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 Приказ дополнен пунктом 10.1
10.1. В течение 2 суток с момента поступления материалов об обжаловании решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке принимать мотивированное решение в соответствии с ч. 4 ст. 226.8 УПК РФ.
Проверять соблюдение дознавателем 24-часового срока обжалования решения прокурора и наличие согласия начальника органа дознания.
Особое внимание уделять вопросам незамедлительного исполнения постановлений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке и связанных с ними указаний в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.
11. При наличии оснований, предусмотренных ст. 24, 25, 27, 28 и 28.1 УПК РФ, во всех случаях выносить постановление о прекращении уголовного дела, поступившего от дознавателя, о чем уведомлять заинтересованных лиц.
12. При утверждении обвинительного постановления в случае неподтверждения материалами уголовного дела отдельных пунктов обвинения либо неправильной квалификации и необходимости переквалификации на менее тяжкий состав преступления выносить соответствующее процессуальное решение, уведомляя о нем заинтересованных лиц.
13. Вести учет уголовных дел, дознание по которым осуществляется в сокращенной форме, обеспечив соблюдение предусмотренных главой 32.1 УПК РФ процессуальных сроков. В этих целях в прокуратурах завести соответствующие книги учета (прилагается).
14. В случае необходимости готовить предложения по внесению изменений в соответствующие формы статистической отчетности.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 в пункт 15 внесены изменения
15. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур по итогам года обобщать и анализировать практику производства дознания в сокращенной форме и состояние прокурорского надзора на данном направлении деятельности.
Соответствующую информацию, в том числе о возникающих проблемах правоприменительной практики, и предложения по совершенствованию действующего законодательства отражать в докладных записках об исполнении настоящего приказа, которые представлять к 25 января в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;
в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части, касающейся ФСБ России, а также по вопросам противодействия иных правоохранительных органов экстремистской деятельности;
в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части, касающейся органов внутренних дел на транспорте.
Военным прокурорам окружного звена представлять указанную информацию к обозначенному сроку в Главную военную прокуратуру.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180 пункт 16 изложен в новой редакции
16. Управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с заинтересованными подразделениями ежегодно осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитическую справку курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 15 февраля.
17. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
18. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны поручения по организации прокурорского надзора при производстве дознания в сокращенной форме.
В частности, необходимо проверять соблюдение требования об уведомлении прокурора и потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме. Об этом должно быть сообщено в течение 24 ч с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления.
Если ходатайство подозреваемого не подписано его защитником, то постановление о производстве дознания в сокращенной форме считается незаконным и подлежит отмене.
Также нужно следить за тем, чтобы процессуальный статус потерпевшего присваивался не позднее 3 суток со дня возбуждения уголовного дела.
Грубым нарушением уголовно-процессуального закона считается рассмотрение ходатайства подозреваемого в срок более 24 ч с момента его поступления к дознавателю.
Важно акцентировать внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.
В кратчайшие сроки должны рассматриваться жалобы на постановления об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого, а также о прекращении дознания в сокращенной форме.
Дознание в сокращенной форме должно быть окончено не позднее 15 суток (в некоторых случаях - 20) со дня вынесения постановления. В это время включается составление обвинительного постановления, ознакомление с материалами дела обвиняемого и его защитника.
Максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не должен превышать срока дознания в общем порядке.
Предписано тщательно проверять соответствие выводов органов дознания обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом нужно особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, о рассмотрении в полном объеме заявленных ходатайств.
В прокуратурах должны быть заведены книги для учета соответствующих уголовных дел.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 2013 г. N 262 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2013 г., N 9
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. N 33 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 марта 2016 г. N 180