Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 733-ст) (отменен)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54599-2011
"Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 733-ст)

 

Services of accommodations. General requirements for the services of sanatoria, boarding houses, recreation centres

 

Дата введения - 1 июля 2012 г.

Введен впервые

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации - в ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

 

1 Разработан ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" и Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

 

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

 

3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 733-ст

 

4 Введен впервые

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха.

Настоящий стандарт предназначен для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские и рекреационные услуги.

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 51185-2008 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования

ГОСТ Р 52887-2007 Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления

ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения

ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

ГОСТ Р 53998-2010 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53423, ГОСТ Р 51185, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 санаторий: Предприятие, расположенное обычно в курортной местности и предоставляющее комплекс санаторно-оздоровительных и рекреационных услуг с использованием преимущественно природных факторов (климат, минеральные воды, грязи) и физиотерапевтических средств, диеты и режима.

3.2 рекреационные услуги: Комплекс услуг по организации оздоровления, отдыха, размещения, питания, физкультурно-оздоровительных услуг и услуг организации досуга.

3.3 пансионат: Предприятие, расположенное обычно в курортной или сельской местности и предоставляющее комплекс услуг по организации отдыха: услуг размещения, питания, физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по организации досуга.

3.4 центр отдыха: Предприятие, расположенное в благоприятной природной местности, с инфраструктурой и объектами, способными удовлетворить духовные и иные потребности туристов для содействия поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил и здоровья.

3.5 зона отдыха: Территория (или часть территории), освоенная, оборудованная и используемая в целях организации оздоровления, отдыха, туризма, занятий физкультурой, спортом и развлечений, выполняющая рекреационные, санитарные и санитарно-гигиенические функции.

4 Общие требования

 

Услуги специализированных средств размещения: санаториев, пансионатов, центров отдыха должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти [1], [2], [3] и ГОСТ Р 51185.

4.1 Требования к прилегающей территории и зоне отдыха

4.1.1 Экологическая и климатическая характеристики, ландшафт, оборудование зоны отдыха и территории, прилегающей к средствам размещения, должны обеспечивать создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления туристов.

4.1.2 Территория санатория, пансионата, центра отдыха должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена в темное время суток.

4.1.3 Территорию средств размещения рекомендуется разбивать на отдельные обособленные зоны в зависимости от их функционального назначения: зона приема, зона проживания, зона отдыха, физкультурно-оздоровительная зона, хозяйственная зона и т.д. В санаториях и пансионатах может быть выделена зона изолятора.

Зонирование территории может быть проведено различными способами, в том числе, с помощью зеленых насаждений.

4.1.4 При озеленении зоны отдыха и территории, прилегающей к средствам размещения, запрещено использовать колючие растения и растения с ядовитыми цветами, листьями и плодами.

4.1.5 Административные здания и помещения, бытовые помещения рекомендуется располагать в зоне проживания.

Зона приема туристов должна быть оборудована отдельным въездом или входом и расположена вблизи приемного отделения.

4.1.6 Приемное отделение рекомендуется располагать рядом со службой размещения на первом этаже.

4.1.7 Физкультурно-оздоровительную зону рекомендуется располагать на расстоянии не менее 50 м от средства размещения.

4.1.8 Хозяйственная зона должна быть расположена на расстоянии не менее 25 м от зоны проживания, зоны отдыха и физкультурно-оздоровительной зоны.

4.1.9 Не допустимо размещение на территории санатория, пансионата, центра отдыха организаций, функционально не связанных с их деятельностью.

4.1.10 Санатории, пансионаты, центры отдыха должны быть оборудованы удобными подъездными путями с необходимыми дорожными знаками, площадкой для парковки автомобильного транспорта, необходимыми справочно-информационными указателями и пешеходными дорожками.

Подходы и подъезды к средствам размещения должны иметь твердое покрытие и быть оборудованы пандусами.

4.2 Требования к зданиям, техническому оборудованию и оснащению помещений

4.2.1 Архитектурно-планировочные и строительные элементы и конструктивные решения санаториев, пансионатов, центров отдыха должны соответствовать требованиям, установленным законодательством [4].

4.2.2 Общие требования к зданиям санаториев, пансионатов и центров отдыха, техническому оборудованию и оснащению помещений приведены в приложении А.

4.2.3 При проектировании, строительстве и реконструкции санаториев, пансионатов и центров отдыха необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания туристов с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) в соответствии с требованиями действующего законодательства и ГОСТ Р 53998.

Для туристов с ограниченными физическими возможностями в средствах размещения предусматривают специальные устройства (пандусы, разноуровневые перила, достаточные по размерам входы/въезды для кресел-колясок, кроватей-каталок, широкие входы в кабины лифтов и в номера для проживания, в коридоры, общественные помещения, специально оборудованные душевые кабины, туалетные комнаты), обеспечивающие доступность для инвалидов мест проживания, общественных зон зданий и территории.

4.2.4 Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать параметры микроклимата в номерах для проживания и общественных помещениях в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

4.2.5 Во вновь строящихся и реконструируемых санаториях, пансионатах, центрах отдыха каждый номер должен быть оборудован полным санузлом (умывальник, ванна или душ, туалет).

4.2.6 Санитарные объекты для обслуживающего персонала средств размещения должны быть расположены в отдельном помещении.

4.2.7 Не допускается использование цокольных этажей, подвальных помещений в санаториях, пансионатах, центрах отдыха для проживания и оказания физкультурно-оздоровительных услуг и услуг по организации досуга.

В подземных и цокольных этажах санаториев, пансионатов и центров отдыха допускается размещение стоянок и парковки легковых автомобилей при условии размещения нежилого этажа между номерным фондом и стоянкой или парковкой.

4.2.8 В детских санаториях, пансионатах, центрах отдыха для детей дошкольного возраста номера и комнаты для проживания рекомендуется размещать не выше второго этажа.

4.2.9 На каждом этаже средства размещения рекомендуется оборудовать комнату для хранения и обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов и комнату для горничных.

4.2.10 Общие требования к номерам санаториев, пансионатов, центров отдыха приведены в приложении Б.

4.2.11 Материалы, используемые для внутренней отделки всех помещений, покрытия полов и мягкой мебели из синтетических полимерных материалов, должны быть разрешены органами Роспотребнадзора и не должны являться источниками выделения вредных веществ и создавать неблагоприятные условия для проживания.

4.2.12 Покрытия мебели - столов, кроватей, тумбочек, шкафов и т.п. - должны быть гладкими, нетравмоопасными, без острых углов, допускать их чистку влажным способом и быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств.

4.2.13 Поверхность стен, перегородок, отделочных материалов, дверей и окон должна быть гладкой, легко очищаемой, доступной для чистки и устойчивой к действию моющих и дезинфицирующих средств.

4.2.14 Полы в помещениях должны быть ровными, гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтусы должны плотно прилегать к стенам и полу.

4.2.15 Стены и пол санитарно-гигиенических помещений (туалетных комнат, душевых, ванных комнат, комнат гигиены, санузлов), а также кладовых для хранения чистого и грязного белья рекомендуется облицовывать материалами, влагостойкими и устойчивыми к дезинфицирующим средствам.

4.2.16 Для предупреждения слепящего действия прямых солнечных лучей и перегрева помещений световые проемы в общественных помещениях рекомендуется оборудовать солнцезащитными устройствами (занавеси, шторы, жалюзи и т.п.).

4.2.17 Свето- и солнцезащитные устройства на окнах спальных комнат санаториев, пансионатов, центров отдыха должны обеспечивать от 80% до 100% затемнения в дневное время суток.

5 Требования к услугам, предоставляемым в санаториях, пансионатах, центрах отдыха

 

5.1 Общие требования к услугам, предоставляемым в санаториях, пансионатах, центрах отдыха, приведены в приложении В.

5.2 В санаториях и пансионатах предоставляются оздоровительные услуги, услуги питания, в том числе лечебно-профилактического, диетического, детского питания, и другие дополнительные услуги.

Услуги питания предоставляют на предприятиях общественного питания различных типов: в ресторанах, столовых, кафе, специализированных барах и других.

5.3 К дополнительным услугам, предоставляемым в санаториях, пансионатах, центрах отдыха, от носят физкультурно-оздоровительные, туристские, бытовые, развлекательные услуги, услуги торговли и другие.

Перечень дополнительных услуг, предоставляемых в санаториях, пансионатах, центрах отдыха, устанавливает самостоятельно администрация предприятий в зависимости от профиля, контингента туристов, климатических условий и т.п.

5.4 Информация об исполнителе услуг и предоставляемых услугах должна соответствовать установленным требованиям [3], ГОСТ Р 51185 и быть доведена до туристов доступным и наглядным способом.

Информация для туристов должна находиться в службе размещения и/или приемном отделении и содержать следующие сведения:

- фирменное наименование (наименование) исполнителя услуг и вышестоящей организации;

- порядок (правила) проживания в средстве размещения;

- сведения о классификации средства размещения (свидетельство о категории);

- сведения о лицензировании и сертификации предоставляемых услуг (лицензии и сертификаты соответствия);

- перечень предоставляемых услуг, включенных в стоимость путевки;

- перечень дополнительных платных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

- перечень документов, необходимых для проживания и лечения;

- порядок расчетов с потребителями услуг и другую полезную информацию.

5.5 Средства размещения, подтвердившие категорию и имеющие свидетельство о категории, должны соответствовать требованиям [5].

6 Требования безопасности

 

6.1 В санаториях, пансионатах, центрах отдыха должны быть обеспечены безопасные условия для жизни и здоровья проживающих туристов, сохранность их имущества, должны соблюдаться действующие правила оказания услуг, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации [1], [4], [6], и требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части безопасности.

 

Примечание - До введения соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации следует соблюдать действующие санитарно-эпидемиологические нормы и правила, утвержденные в установленном порядке.

6.2 В санаториях, пансионатах, центрах отдыха следует соблюдать санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила и нормы в части:

- содержания прилегающей территории, мест общего пользования, всех помещений средств размещения;

- уборки номеров, других общественных и служебных помещений;

- уборки и обработки санузлов, кухонь или кухонных уголков, помещений для самостоятельного приготовления пищи;

- обработки (стирки, глажения, хранения) белья;

- содержания и обработки уборочного инвентаря;

- удаления отходов и защиты от насекомых и грызунов;

- качества питьевой воды и воды хозяйственного назначения;

- освещения и состояния микроклимата в номерах, общественных и производственных помещениях.

6.3 Услуги учреждений отдыха и оздоровления для детей должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52887 и [7].

6.4 Уровень шума на территории и в жилых помещениях санаториев, пансионатов и центров отдыха не должен превышать установленные для территории жилых и общественных зданий нормативы [8].

7 Требования охраны окружающей среды

 

7.1 Санатории, пансионаты, центры отдыха должны быть расположены в местностях с благоприятными экологическими условиями.

7.2 Оказание услуг в санаториях, пансионатах, центрах отдыха не должно сопровождаться ухудшением характеристик природной среды, в т.ч. засорением территории, повреждением и гибелью растений, кустарников и деревьев и т.п., и вызывать другие вредные воздействия на окружающую среду.

8 Требования к персоналу

 

8.1 Обслуживающий персонал санаториев, пансионатов, центров отдыха должен отвечать требованиям к персоналу, установленным нормативными документами.

Персонал специализированных средств размещения должен быть подготовлен к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Библиография

 

[1]

Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями

[2]

Федеральный закон от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями

[3]

Закон Российской Федерации 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями

[4]

Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

[5]

Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 25.01.2011 г. N 35 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи"

[6]

Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

[7]

СанПиН 2.4.2.2843-2011 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев

[8]

СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 733-ст)


Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.


Дата введения - 1 июля 2012 г.


Приказом Росстандарта от 23 декабря 2019 г. N 1431-СТ настоящий ГОСТ отменен с 23 декабря 2019 г. в связи с утратой актуальности