Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для руководства и использования в работе Информационное письмо об обеспечении информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
Председатель |
Н.Н. Стадченко |
Информационное письмо об обеспечении информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования
1. Общие положения
Информационное письмо об обеспечении информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (далее - Информационное письмо) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы), Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", другими законодательными и нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования с целью оказания методической помощи участникам обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности застрахованных лиц о правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Информационное письмо подготовлено для использования в работе территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями (далее - СМО) и медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС, и содержит подходы к обеспечению информированности застрахованных лиц об их правах при получении медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, регламентированных основными нормативными правовыми актами.
Соблюдение прав граждан, в том числе застрахованных лиц, в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья являются основными принципами охраны здоровья.
Защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (статьи 14, 16 Основ).
Права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья регламентированы главой 4 Основ.
В первую очередь, это право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Кроме того, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
Пациент имеет право на:
- медицинскую помощь;
- выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Основами. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации и на выбор врача с учетом согласия врача. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. Лечащий врач предоставляет информацию о состоянии здоровья пациента;
- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов*(1), а также на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель гражданина имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения в соответствии со статьей 20 Основ;
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.
Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе (статья 28 Основ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 98 Основ).
Согласно статье 16 Федерального закона застрахованные лица в сфере OМС имеют право на:
- бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
- выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления;
- замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
- выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, обязательного медицинского страхования;
- выбор врача (с учетом его согласия) путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации;
- получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
- защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. Основным документом, обеспечивающим защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
- возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации*(2);
- возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи;
- защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
2. Полномочия по информированию:
2.1. федеральных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
Официальная статистическая информация в сфере здравоохранения является общедоступной и размещается Министерством здравоохранения Российской Федерации в СМИ, в том числе в сети Интернет.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья в соответствии с Основами относятся информирование населения субъекта (муниципального образования субъекта) Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта (муниципального образования субъекта) Российской Федерации*(3), осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;
2.2. участников ОМС
В соответствии с Федеральным законом территориальные фонды ОМС - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно Типовому положению о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. N 15н, зарегистрированному в Минюсте России 2 февраля 2011 г. N 19661, одной из задач территориального фонда ОМС является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.
С целью выполнения указанной задачи территориальный фонд ОМС осуществляет следующие полномочия и функции:
- обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;
- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации*(4),
- проводит разъяснительную работу, информирование населения по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда ОМС;
- определяет работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивает их конфиденциальность в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных*(5).
Согласно Федеральному закону СМО, осуществляющая деятельность в сфере ОМС, - страховая организация, имеющая лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
В соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования СМО обязана:
- собирать, обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обеспечивать их сохранность и конфиденциальность, осуществлять обмен указанными сведениями между субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования;
- осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц;
- получать от медицинских организаций сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, обеспечивать их конфиденциальность и сохранность, а также осуществлять проверку их достоверности;
- обеспечивать медицинские организации информационным материалом (брошюрами, листовками, памятками) о правах граждан в сфере ОМС, информационными стендами с плакатами и/или информацией о предоставляемых видах и объемах медицинской помощи, условиях ее получения в соответствии с территориальной программой ОМС.
В соответствии с Федеральным законом к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации*(6) организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
Медицинские организации в сфере ОМС обязаны:
- предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
- предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
- предоставлять застрахованным лицам, СМО и территориальному фонду ОМС сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе ОМС;
- предоставлять СМО доступное для пациентов место для размешения информационных материалов о правах застрахованных лиц в сфере ОМС.
Согласно Основам медицинская организация имеет право создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
3. Механизмы осуществления информирования
В целях обеспечения информированности застрахованных лиц о правах в сфере ОМС возможны следующие направления работы участников ОМС:
- работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей;
- работа с общественными коллективами;
- работа со средствами массовой информации;
- выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.);
- размещение информации о правах застрахованных лиц в медицинских организациях, СМО, территориальных фондах ОМС;
- использование информационно-телекоммуникационных сетей.
3.1. Работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и CМО проводится в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ).
В территориальных фондах ОМС и СМО определяются часы приема населения руководителями этих организаций и уполномоченными на то лицами. До сведения застрахованных лиц доводятся адреса и телефоны СМО, территориальных фондов ОМС и их филиалов, информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах.
В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи могут организовываться мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" совместно с представителями органов исполнительной власти в сфере здравоохранением в субъекте Российской Федерации, встречи с населением с последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
Порядок информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях в предоставлении медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования утвержден Федеральным фондом ОМС*(7)
3.2. Работа с общественными коллективами
Сотрудники территориальных фондов ОМС и СМО проводят информационно-разъяснительную работу (беседы и лекции) по законодательству Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования среди коллективов медицинских работников, трудовых коллективов, общественних объединений пациентов и прочих групп застрахованных лиц, в том числе по вопросам получения бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, используя при этом наглядную агитацию и раздаточные материалы.
3.3. Работа со средствами массовой информации (далее - СМИ)
Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям:
- размещение публикаций по правам застрахованных лиц в сфере ОМС в печатных электронных средствах массовой информации;
- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям застрахованных лиц с учетом требований законодательства в сфере защиты персональных данных;
- публикации отчетов территориальных фондов ОМС и СМО о результатах работы по защите прав застрахованных лиц, в том числе по судебной практике;
- публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и расписания приема застрахованных лиц в территориальных фондах ОМС и СМО;
- размещение публикаций в территориальных бесплатных (рекламно-информационных) газетах в целях обеспечения доступности информации для социально незащищенных групп застрахованных лиц;
- организация выступлений на каналах радио и телевидения субъектов Российской Федерации.
3.4. Выпуск наглядных материалов
Для обеспечения информированности каждого застрахованного лица о правах в сфере здравоохранения и ОМС возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав застрахованных лиц в сфере здравоохранения и ОМС.
3.5. Размещение информации
Информация о правах застрахованных лиц в сфере здравоохранения и ОМС размещается в медицинских организациях, СМО, территориальных фондах ОМС, многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в доступных для населения местах (приложения 1-3 к Информационному письму).
3.6. Мероприятия по созданию и поддержанию интернет-ресурсов территориальных фондов ОМС и СМО
Для организации работы по информированию граждан целесообразно размещение следующей информации на общедоступных страницах Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС и СМО:
- общей нормативно-справочной информации о деятельности сферы ОМС;
- нормативных правовых, информационных документов по конкретному субъекту Российской Федерации;
- контактной информации, в том числе телефонов "горячей телефонной линии".
СМО размещают на собственных официальных сайтах в сети Интернет, опубликовывают в СМИ или доводят до сведения застрахованных лиц иными предусмотренными законодательством Российской Федерации*(8) способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи, правах граждан в сфере ОМС, в том числе праве выбора или замены СМО, медицинской организации, порядке получения полиса OMC, а также об обязанностях застрахованных лиц.
Требования к размещению СМО информации утверждены в разделе XIII Правил ОМС*(9). Требования к подсистеме информирования граждан (официальному сайту СМО в сети Интернет) утверждены в Общих принципах построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС*(10).
3.7. Размещение информации для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов
Информационное обеспечение в сфере ОМС должно соответствовать нормам и требованиям к созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к информации, предусмотренным Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами*(11).
4. Порядок контроля за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним и отчетность по информирования в сфере ОМС
Порядок контроля за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним осуществляется в соответствии с договорами в сфере ОМС*(12), порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС*(13) и Положением о контроле за деятельностью СМО и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС*(14).
Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в территориальном фонде ОМС осуществляется Федеральным фондом ОМС в соответствии с графиком проверок и руководством территориального фонда ОМС (внутренний контроль не реже 1 раза в год).
Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в СМО осуществляется Федеральным фондом ОМС, территориальным фондом ОМС в соответствии с графиком проверок и руководством СМО (внутренний контроль не реже 1 раза в год).
Контроль за размещением информационных материалов и соблюдением требований к ним в медицинской организации осуществляется Федеральным фондом ОМС, территориальным фондом ОМС, СМО в соответствии с графиком проверок и руководством медицинской организации (внутренний контроль не реже 1 раза в год).
Отчетность по информированию в сфере ОМС предоставляется СМО и филиалами территориальных фондов ОМС в территориальные фонды ОМС, территориальными фондами ОМС в Федеральный фонд ОМС по форме и в сроки, утвержденные Федеральным фондом ОМС*(15).
5. Рекомендации по развитию системы информирования
Для облегчения взаимодействия пользователей интернет-ресурса рекомендуется:
- организация разделов по защите прав застрахованных лиц в том числе для размещения отчетов территориальных фондов ОМС и СМО о результатах работы по защите прав застрахованных лиц и судебной практике;
- организация "горячей линии" с использованием веб-сервисов (он-лайн сообщений, сообщений по электронной почте);
- группировка информации, предназначенной или затрагивающей:
- СМО;
- застрахованных лиц;
- страхователей;
- медицинские организации.
В целях обеспечения диалога заинтересованных сторон рекомендуется:
- организация форумов с участием в них представителей территориальных фондов ОМС;
- публикация ответов на вопросы, заданные на форуме;
- использование оповещений (через подписные механизмы) заинтересованных лиц;
- организация механизма обратной связи с пользователями Интернет-сайта.
Для повышения информированности граждан рекомендуется:
- организация и обновление новостной ленты Интернет-сайта;
- публикация выступлений и комментариев врачей, юристов, экономистов, в том числе по конкретным обращениям застрахованных лиц, с учетом требований законодательства в сфере защиты персональных данных;
- публикация печатных материалов в электронном виде, в т.ч. различных справочников (СМО, медицинских организаций).
Для эффективной защиты прав застрахованных лиц рекомендуется территориальным фондам и СМО развивать службу представителей, осуществляющих консультирование и оперативное решение правовых вопросов получения бесплатной и доступной медицинской помощи в:
- медицинских организациях;
- органах социальной защиты, а также учреждениях социальной помощи (домах ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения.
Для развития и поддержания Интернет-сайтов территориальных фондов ОМС и СМО рекомендуется:
- размещение ссыпок на ресурсы, содержащие полезную информацию о правах застрахованных лиц в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования;
- мониторинг обращений пользователей к интересующей информации с помощью статистики посещений страниц сайта;
- периодическая корректировка и изменение структуры Интернет-сайта с целью облегчения поиска информации, в зависимости от востребованности ресурсов;
- добавление информации и поддержание информации в актуальном виде ;
- развитие взаимодействия со СМИ, представленными в сети Интернет;
- размещение информации (в том числе контактной) на специализированных Интернет-сайтах.
СМО рекомендуется обеспечивать размещение информационных материалов в общедоступных для застрахованных лиц местах (Приложение 2 к Информационному письму):
- в местах, отведенных в СМО для приема застрахованных лиц;
- в пунктах выдачи полисов ОМС;
- в медицинских организациях, находящихся со СМО в договорных отношениях.
В СМО размещаются, а также вручаются персонально застрахованным лицам (их представителям) информационные и тематические материалы, соответствующие требованиям достоверности, доступности, наглядности, полноты.
В местах размещения информационных материалов могут быть представлены материалы об иных, кроме ОМС, видах медицинского страхования.
Рекомендуемое количество и общая площадь носителей, используемых в СМО для размещения таких материалов, не превышает количества и общей площади носителей, используемых для размещения информационных материалов.
При обеспечении тематическими материалами, разработанными и утвержденными органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, СМО рекомендуется обеспечивать их размещение (плакаты), a также выдачу (буклеты, листовки и т.д.) персонально застрахованным лицам (их представителям).
Рекомендуется осуществлять выдачу персонально застрахованным лицам (их представителям) тематических материалов при:
- выдаче, замене полиса ОМС;
- обращении застрахованных лиц в подразделения СМО (офис, консультационная служба пункта выдачи полисов, кабинет представителя СМО) для получения консультации, рассмотрения жалобы;
- проведение СМО информационно-разъяснительных мероприятий (встреч) с застрахованными лицами.
В СМО может осуществляться выдача персонально застрахованным лицам (их представителям) материалов социального характера, использование которых согласовано органами и организациями, реализующими государственную политику в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также социальной защиты и социального страхования.
В СМО, организующих службу представителей страховых медицинских организаций по проведению в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, работы по защите прав и законных интересов застрахованных лиц, представители СМО могут принимать участие в подготовке и размещении информационных материалов по защите прав застрахованных лиц, а также обеспечивают застрахованных лиц, получающих в медицинских организациях медицинскую помощь, информационно-разъяснительными материалами по вопросам их прав.
Рекомендуется информацию о правах пациента, предусмотренных Основами, а также о правах застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом, размещать около регистратуры, в холлах, приемных отделениях и около сестринских постов медицинских организаций (Приложение 3 к Информационному письму).
В целях реализации поставленной задачи территориальными фондами ОМС совместно со СМО могут организовываться совещания, семинары, учебные циклы, в том числе совместно с Федеральным фондом ОМС, позволяющие медицинским работникам, в том числе руководителям медицинских организаций, получить информацию о законодательстве Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования и о правах застрахованных лиц при получении медицинской помощи.
______________________________
*(1) Часть 4 статьи 22 Основ.
*(2) Пункт 8 части 1 статьи 16 Федерального закона.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
*(4) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
*(5) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
*(6) Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
*(7) Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС".
*(8) Федеральный закон oт 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информацию".
*(9) Приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н.
*(10) Приказ Федерального фонда ОМС от 7 апреля 2011 г. N 79.
*(11) Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики", Методические рекомендации Минтруда России от 18 сентября 2012 года "Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность. Методическое пособие".
*(12) Приказы Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" и Минздрава России от 24 декабря 2012 г. N 1355н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС".
*(13) Приказ Федерального фонда ОМС от 1 декабря 2010 г. N 230.
*(14) Приказ Федерального фонда ОМС от 16 апреля 2012 г. N 73.
*(15) Приказ Федерального фонда ОМС от 16 августа 2011 г. N 145 "Об утверждении формы и порядка ведения отчетности N ПГ "Организация защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС".
Приложение N 1
к Информационному письму
Информационные материалы, рекомендуемые для размещения в территориальных фондах ОМС
Виды информационных материалов |
Перечень мест для размещения |
Информация о сфере ОМС и деятельности территориального фонда ОМС:
| |
Общая нормативно-справочная информация о деятельности сферы ОМС (федеральные нормативные и методические документы). |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет". |
Нормативные правовые, информационные документы субъекта Российской Федерации |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в ceти "Интернет". |
Информация об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи:
| |
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе базовая программа ОМС. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сеги "Интернет", на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан. |
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальная программа ОМС. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет", на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан. |
Реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет". |
Реестр медицинских организаций, включающий наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет". |
Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет". |
Информация о правах застрахованных лиц:
| |
О правах застрахованных лиц в сфере ОМС, в том числе о праве выбора или замены СМО, медицинской организации; о порядке получения полиса, в том числе: адреса и режим работы пунктов выдачи полисов; об обязанностях застрахованных лиц. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет", в СМИ, на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан. |
Местонахождение, режим работы территориального фонда ОМС, контактные телефоны, в том числе телефоны "горячей" линии, график приема руководства территориального фонда ОМС. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет", в СМИ, на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан; а также путем аудио- и видеоинформирования*. |
Информация о порядке обжалования действий работников СМО**:
| |
Порядок приема и сроки рассмотрения претензий граждан к работе подразделений и/или работников территориального фонда ОМС, фамилия, имя, отчество руководителя территориального фонда ОМС, часы и место приема им граждан, телефон; порядок обращений застрахованных лиц в случаях претензий к работе территориального фонда ОМС. |
На официальных сайтах территориального фонда ОМС в сети "Интернет", на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан. |
______________________________
* В случае использования звуковых и видеодорожек.
** Информация предоставляется с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Приложение N 2
к Информационному письму
Информационные материалы, рекомендуемые для размещения в СМО
Виды информационных материалов |
Перечень мест для размещения |
||
Информация о юридическом лице:
| |||
Полное и сокращенное наименование юридического лица, местонахождение, режим работы СМО, контактные телефоны, в том числе телефоны "горячей" линии, график приема руководства СМО. |
На официальных сайтах CMО в сети "Интернет", рядом с каждым предназначенным для граждан входом в здание (вывески), в котором расположено подразделение СМО; а также путем аудио- и видеоинформирования*. |
||
О деятельности в сфере обязательного медицинского страхования; о составе учредителей (участников, акционеров); о финансовых результатах деятельности; об опыте работы; о количестве застрахованных лиц всего, в том числе в субъектах Российской Федерации. |
На официальных сайтах CMО в сети "Интернет", в СМИ. |
||
Информация об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи:
| |||
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальная программа ОМС. |
На отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан во всех подразделениях СМО. |
||
О медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации; о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи; о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи. |
На официальных сайтах СМО в сети "Интернет", в СМИ |
||
Информация о профилактических мероприятиях, проводимых в рамках территориальной программы ОМС |
На официальных сайтах СМО в сети "Интернет", в СМИ. |
||
Информация о правах застрахованных лиц:
| |||
О правах застрахованных лиц в сфере ОМС, в том числе о праве выбора или замены СМО, медицинской организации; о порядке получения полиса, в том числе: заявление о выборе (замене) СМО; заявление о выдаче дубликата полиса или переоформлении полиса; адреса и режим работы пунктов выдачи полисов; адреса официальных сайтов в сети Интернет СМО, участвующих в сфере ОМС субъекта Российской Федерации; номера телефонов и адреса электронной почты справочной службы СМО, участвующей в сфере ОМС субъекта Российской Федерации; перечень документов, необходимых для получения полиса; номера телефонов и адреса электронной почты подразделений по организации защиты прав застрахованных лиц СМО, участвующих в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации, и территориального фонда ОМС; об обязанностях застрахованных лиц. |
На официальных сайтах СМО в сети "Интернет", в CMИ, на отдельном стенде и/или плакате, а также в виде брошюр (листовок), в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан во всех подразделениях СМО. |
||
Правила ОМС; Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная Правительством Российской Федерации, в том числе базовая программа ОМС; местонахождение, телефоны круглосуточной информационно-справочной службы СМО, перечень вопросов, относящихся к ее компетенции, сроки рассмотрения обращений граждан; местонахождение, телефоны территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации, перечень вопросов, относящихся к его компетенции, сроки рассмотрения обращений граждан. |
На отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан во всех подразделениях СМО. |
||
Местонахождение, телефоны, режим работы пунктов выдачи полисов ОМС и консультационных служб. |
Входные двери пунктов выдачи полисов, плакаты; в местах ожидания приема граждан пунктов выдачи полисов (консультационных служб). |
||
Место расположения, часы приема страховых представителей** в медицинских организациях, перечень вопросов, относящихся к их компетенции, порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. |
Размещаются на входных дверях кабинетов страховых представителей (плакаты); в местах ожидания приема граждан у кабинетов страховых представителей. |
||
Информация о порядке обжалования действий работников СМО***:
| |||
Порядок приема и сроки рассмотрения претензий граждан к работе подразделений и/или работников СМО, фамилия, имя, отчество руководителя СМО, часы и место приема им граждан, телефон; - порядок обращений застрахованных граждан в территориальный фонд ОМС в случаях претензий к работе СМО; - порядок обжалований действий или бездействий оператора, осуществляющего обработку персональных данных застрахованного лица. |
На официальных сайтах СМО в сети "Интернет", на отдельном стенде и/или плакате в помещениях, предназначенных для приема (ожидания приема) граждан во всех подразделениях СМО. |
||
Порядок обжалования решений, действий или бездействия работников СМО при выдаче полисов. |
На официальных сайтах CMО в сети "Интернет", в СМИ. |
||
Информация о работниках СМО***:
| |||
Фамилия, имя, отчество руководителя СМО, часы и место приема им граждан, телефон приемной. |
На официальных сайтах СМО в сети "Интернет", в каждом подразделении СМО. |
||
Фамилии, имена, отчества, должности работников СМО. |
Таблички на кабинетах и/или одежда работников, нагрудный знак (бейдж). |
______________________________
* В случае использования звуковых к видеодорожек.
** В случае наличия службы представителей.
*** Информация предоставляется с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Приложение N 3
к Информационному письму
Информационные материалы, рекомендуемые для размещения в медицинских организациях
Виды информационных материалов |
Перечень мест для размещения |
|
Информация о медицинской организации:
| ||
Для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется)/для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется); адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию/адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; режим работы; виды оказываемой медицинской помощи; о врачах, об уровне их образования и квалификации. |
На официальных сайтах медицинской организации в сети "Интернет", рядом с каждым, предназначенным для пациентов, входом в здание, медицинскую организацию (МО); около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей; а также путем аудио- и видеоинформирования*. |
|
Информация об объеме, порядке и условиях предоставления бесплатной медицинской помощи:
| ||
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальная программа ОМС. |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей. |
|
Информация о профилактических мероприятиях, проводимых в рамках территориальной программы ОМС |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей. |
|
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно. |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей. |
|
Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей. |
|
Показатели доступности и качества медицинской помощи. |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей. |
|
Информация о лицензии медицинской организации:
| ||
Сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа). |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей, у кабинетов администрации МО. |
|
Информация о правах граждан на получение бесплатной медицинской помощи (медицинских услуг):
| ||
Правя гражданина в сфере здравоохранения в соответствии с главой 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; права застрахованных лиц в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". |
Около регистратуры; в приемном отделении и холле для посетителей, у кабинетов администрации МО. |
______________________________
* В случае использования звуковых и видеодорожек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо подготовлено для использования в работе территориальными фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями (СМО) и медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС.
Приведены подходы к информированию застрахованных лиц об их правах при получении медицинской помощи по программе ОМС.
Перечислены права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья.
Указаны полномочия органов госвласти субъектов Федерации и местного самоуправления, территориальных фондов ОМС, СМО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и медицинских организаций в сфере ОМС по информированию в области здравоохранения.
Приведены возможные направления работы участников ОМС по информированию застрахованных лиц. Это работа с обращениями застрахованных лиц и их представителей, общественными коллективами, выпуск наглядных материалов, размещение информации о правах застрахованных лиц в медицинских организациях, использование информационно-телекоммуникационных сетей. Конкретизирован каждый из этих пунктов, даны рекомендации по их развитию.
Приведён список информационных материалов, рекомендуемых для медицинских организаций. Указан перечень мест для размещения данной информации.
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10 июня 2014 г. N 3109/30/и "О направлении информационного письма"
Текст письма официально опубликован не был