Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 8 июля 2014 г. N ЕВ-10160/08
В связи с различными подходами к толкованию положений законодательства Российской Федерации в части определения летних веранд стационарных пунктов общественного питания, в том числе в связи с применением положений Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ), в обзорах средств массовой информации Минпромторг России направляет разъяснения по данному вопросу.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 12 Закона N 15-ФЗ запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах. Применительно к деятельности по оказанию услуг общественного питания запрет, установленный Законом N 15-ФЗ, касается не объектов (пунктов) общественного питания в целом (кафе, ресторанов и пр.), а только их конкретных составляющих - помещений.
По мнению Минпромторга России, расширительное толкование положений данного закона недопустимо. В целях правоприменения необходимо руководствоваться буквальным смыслом норм Закона N 15-ФЗ в системном толковании с нормами специального законодательства, определяющими значение тех или иных определений и понятий.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Нестационарные торговые объекты предназначены для осуществления торговой деятельности - вида предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров (пункт 1 статьи 2 Закона N 381-ФЗ). Деятельность по оказанию услуг общественного питания не является торговой деятельностью. Следовательно, временные сооружения, конструкции, используемые в качестве объектов общественного питания или их частей, не могут быть признаны нестационарными торговыми объектами с точки зрения Закона N 381-ФЗ.
Касательно значения термина "помещение" следует обратить внимание на следующее.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Здания и сооружения являются объектами капитального строительства (подпункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Следовательно, помещением в смысле действующего законодательства признается только часть объекта капитального строительства, то есть объекта недвижимости.
В соответствии с Требованиями к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями) РД 22-01-97, к конструкциям строительным относятся элементы здания или сооружения, выполняющие несущие, ограждающие либо совмещенные (несущие и ограждающие) функции.
В связи с изложенным легковозводимые временные террасы, веранды выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к зданию или сооружению, в помещениях которого располагается пункт общественного питания, а также летние веранды предприятий общественного питания, расположенные на крышах зданий, иных открытых площадках зданий и сооружений, не огороженные строительными конструкциями, не могут расцениваться ни как часть помещений организаций общественного питания, ни как нестационарные торговые объекты.
|
В.Л. Евтухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпромторг России поясняет, что курение табака запрещается в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах. Запрет касается не объектов (пунктов) общественного питания в целом (например - кафе и ресторанов), а только их помещений.
Деятельность по оказанию услуг общественного питания не является торговой деятельностью. Следовательно, временные сооружения, используемые в качестве объектов общественного питания, не могут быть признаны нестационарными торговыми объектами с точки зрения торгового законодательства России.
Помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. К строительным конструкциям относятся элементы здания или сооружения, выполняющие несущие, ограждающие либо совмещенные (несущие и ограждающие) функции.
Временные террасы, веранды, выносные столики, а также летние веранды, расположенные на крышах зданий, иных открытых площадках зданий и сооружений, не огороженные строительными конструкциями, не являются ни частью помещений организаций общественного питания, ни нестационарными торговыми объектами.
Роспотребнадзор в своем письме (от 18 июня 2014 г. N 01/6906-14-25) высказал иное мнение о данном запрете. Он считает, что на временные террасы, шатры и т. п. распространяется запрет на курение.
Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 8 июля 2014 г. N ЕВ-10160/08
Текст письма официально опубликован не был