Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 апреля 2014 г. N 03-03-06/1/19742
Вопрос: В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 1648-р, принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации, в целях размещения объектов обороны и безопасности, земельных участков, землепользователем в отношении которых является ЗАО (далее - Общество).
Также на вышеуказанных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Обществу.
В силу п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные землепользователям при изъятии земельных участков для государственных нужд, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода.
В п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 указано, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 Земельного кодекса Российской Федерации). Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В декабре 2013 г. от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес ЗАО поступил проект Соглашения N 01 об изъятии объектов для нужд Российской Федерации от 29.11.2013 (далее - проект Соглашения).
Раздел проекта Соглашения "Размер возмещения лицу, у которого изымается недвижимость и порядок расчетов с ним" не содержит четкого указания о том, что средства, полученные Обществом в качестве возмещения являются компенсацией.
Также отдельными пунктами проекта Соглашения предусмотрено, что выкупная цена за объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, включает налог на добавленную стоимость.
Таким образом, сторонами проекта Соглашения, помимо прочего, не определен вопрос, подлежат ли включению суммы возмещения, полученные Обществом, при процедуре изъятия земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества для государственных нужд в налоговую базу при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС).
По мнению Общества, положениями ст. 35 Конституции РФ и ст. 57 ЗК РФ предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения убытков, включая упущенную выгоду, причиненных землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, и возмещается в полном объеме.
Следовательно, взимание налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
Также применительно к НДС, по мнению Общества, получение возмещения не является операцией по реализации товаров (работ, услуг), в связи с чем не является объектом налогообложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
1. Является ли компенсацией сумма возмещения убытков, в том числе упущенная выгода, получаемая ЗАО при изъятии земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества для государственных нужд?
2. Подлежит ли включению сумма возмещения убытков, в том числе упущенная выгода, полученная Обществом при процедуре изъятия земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества для государственных нужд, в налоговую базу при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Согласно статьям 247 и 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Соответственно, порядок учета суммы компенсации, получаемой в связи с изъятием имущества для государственных и муниципальных нужд, обусловлен наличием факта передачи изымаемого имущества в государственную или муниципальную собственность.
Так, в случае изъятия объектов недвижимого имущества путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239 Гражданского кодекса Российской Федерации) без перехода указанного имущества в государственную или муниципальную собственность сумма получаемой компенсации включается в состав внереализационных доходов.
Соответственно, переход права собственности на земельный участок, принадлежащий налогоплательщику, в связи с его изъятием путем выкупа для государственных и муниципальных нужд признается для целей налогообложения реализацией земельного участка.
Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав определены статьей 268 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации земельного участка на расходы, связанные с приобретением указанного имущества.
Также сообщаем, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Данный перечень доходов является исчерпывающим.
Средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ не поименованы.
В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом для целей налогообложения прибыли организаций признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Учитывая положения статей 41 и 268 НК РФ, при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли в случае, если выкупная цена земельного участка превышает расходы, связанные с приобретением данного имущества.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации. Он учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли, если выкупная цена превышает расходы, связанные с приобретением этого имущества.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 апреля 2014 г. N 03-03-06/1/19742
Текст письма официально опубликован не был