Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 июня 2014 г. N 03-03-06/1/29799 "Об учете для целей налога на прибыль расходов от списания безнадежных долгов, возникших в период применения УСН"

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 июня 2014 г. N 03-03-06/1/29799
"Об учете для целей налога на прибыль расходов от списания безнадежных долгов, возникших в период применения УСН"

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков - кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Статьей 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при применении упрощенной системы налогообложения. Расходы от списания сумм безнадежных долгов в данном перечне не поименованы.

Кроме того, учет данных расходов не предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ, в соответствии с которым организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

Поскольку долги образовались в период применения организацией упрощенной системы налогообложения, то при переходе организации на общий режим налогообложения расходы от списания сумм безнадежных долгов в целях налога на прибыль организаций не учитываются.

Порядок формирования резерва на возможные потери по займам определен в пункте 4 статьи 297.3 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики

И.В. Трунин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

К внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва.

Для налогоплательщиков - кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

НК РФ установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Затраты от списания сумм безнадежных долгов в нем не поименованы.

Кроме того, учет данных расходов не предусмотрен положениями НК РФ, в соответствии с которым организации, находившиеся на УСН, при переходе на общий режим налогообложения признают в составе расходов затраты на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены до указанного перехода.

В рассматриваемой ситуации долги образовались в период применения организацией УСН. Соответственно, при переходе на общий режим налогообложения расходы от списания сумм безнадежных долгов в целях налога на прибыль не учитываются.

Порядок формирования резерва на возможные потери по займам определен НК РФ.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 июня 2014 г. N 03-03-06/1/29799 "Об учете для целей налога на прибыль расходов от списания безнадежных долгов, возникших в период применения УСН"


Текст письма опубликован в журнале "Малая бухгалтерия", 1 июля - 31 августа 2014 г., N 5