Санитарные правила при транспортировке и работе с пеками (утв. Заместителем Министра здравоохранения СССР Главным государственным санитарным врачом СССР 23 ноября 1973 г. N 1131-73)

ГАРАНТ:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 декабря 2017 г. N 156 настоящие санитарные правила признаны утратившими силу

1. Настоящие санитарные правила распространяются:

а) на все перегрузочные работы с пеками и изделиями, покрытыми пекосодержащей массой, хранение их на заводах и предприятиях и транспортировку водным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

б) на все работы, связанные с применением пека в различных производствах.

2. Краткая токсикологическая характеристика пека:

Пек побочный продукт сухой перегонки каменно-угольной смолы, дерева, торфа, пиролиза нефти. Пек широко применяется в народном хозяйстве для изготовления брикетов, асфальта, толи; черного и кузбасского лаков, краски "пеколь", сажи, в производстве электродов, пластических масс и т.д.

По физическим свойствам пек представляет собой аморфное черное вещество с блестящим раковистым изломом, плотностью 1,20-1,32.

В зависимости от температуры плавления и размягчения пек может быть жидким, мягким и твердым. При 37 - 80° С (в зависимости от сорта), пек, размягчаясь, оплавляется и при охлаждении образует массу, которая трудно поддается раскалыванию. Мягкий пек обладает исключительной адгезией к различным материалам.

Химический состав пека сложен. Кроме свободного углерода и золы, пек содержит антрацен, хризен, пирен, акридин, фенантрен, карбазол и многие другие соединения, в частности, полициклические углеводороды (с двумя - четырьмя кольцами в молекуле углеводорода).

3. Отравления и кожные поражения могут вызываться как пылью, так и парами расплавленного пека. Пек вызывает фотоофтальмии и фотодерматиты, при перегрузочных работах во время солнечного облучения. Характерна локализация фотодерматитов на лице, ушах, боковой поверхности шеи и разгибательной стороне предплечья. В более тяжелых случаях возможны явления общего отравления (рвота, тошнота, головокружение, потеря сознания), а также поражение подчелюстных желез, воспаление слизистых дыхательных путей. При длительном контакте с пеком могут возникать фолликулиты, бородавчатые разрастания, гиперкератозы. Пек обладает канцерогенными свойствами, так как содержит 1 - 1,5%, 3,4 бензопирена.

4. Концентрация пековой пыли в воздухе рабочей зоны не должна превышать установленной нормы.

5. Тара для перевозки пека должна быть прочной и герметичной. Наиболее приемлемыми являются спецконтейнеры, двойные мешки из синтетических полимерных материалов и металлические бочки со съемными днищами. При перегрузке затаренного (в мешках) пека контакт рабочих с ним возможен при ручных операциях - укладке и переноске груза, а также в случае повреждения тары - при сборе рассыпанного груза.

6. При транспортировке пека навалом рабочие соприкасаются с грузом во время перевалки его на всех видах транспорта. Твердый пек нередко приходится разбивать, вследствие чего образуется большое количество пыли. Поэтому перевозка пека навалом должна быть только в гранулированном состоянии.

7. Во время транспортировки пека на судах трюмы должны быть плотно закрыты, при перегрузке пека необходимо применять меры для предупреждения рассеивания пека на палубы и в каюты.

8. Трюмы судов должны иметь эффективную систему вентиляции для удаления паров пека.

9. Транспортировка пека в автомашинах допускается только в затаренном виде.

10. Жидкий пек (пековые дистилляты) перевозится в железнодорожных цистернах с нижним сливом.

11. Транспортные средства для перевозки пека должны быть облицованы материалом, который хорошо отмывается и очищается. Использование этого транспорта для перевозки других грузов (за исключением угля, руды), особенно пищевых продуктов, запрещается.

12. При отгрузке пека завод-поставщик обязан принять эффективные меры против спекания его в теплое время года и замерзания в холодные периоды года (увлажнение, просушивание и т.п.).

13. Железная дорога должна принять необходимые меры, обеспечивающие равномерную подачу на предприятие и в порт железнодорожных составов с пеком.

14. Грузовые документы на пек, ярлыки на мешках должны иметь специальные отметки, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов.

15. Вагон, кузов автомашины, трюм судна, в которых производилась перегрузка пека и изделий, покрытых пекосодержащими веществами, а также площадки, где находились эти грузы, должны подвергаться тщательной очистке и промывке горячей водой.

16. Перегрузочные работы с пеком, транспортируемым навалом, при скорости ветра более 3 м/сек, не допускаются. Фотодинамическому воздействию пека могут быть подвергнуты люди, находящиеся даже на расстоянии до 25 метров от места работы с пеком, в зависимости от направления ветра.

17. На предприятиях, в портах, на пристанях и грузовых дворах, где систематически или периодически производится работа с пеком, должны быть оборудованы специальные участки для перегрузки пека, отдаленные от других грузов (пищевых, штучных, животных и птиц) не менее, чем на 100 м.

18. Санитарно-защитная зона от мест работы с пеком должна соответствовать Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.

19. Грузовой участок работы с пеком должен иметь цементное покрытие с уклоном для стока промывных вод в производственную канализацию и дощатое ограждение высотой до 2 м из инвентарных щитов.

20. В летнее время в целях уменьшения пылеобразования перед началом работы пек следует смачивать водой.

21. На грузовом участке следует предусмотреть водопроводные поливочные краны и канализационные трапы для смачивания пека перед погрузкой.

22. На грузовом участке по обе стороны железнодорожных путей должны быть оборудованы цементные канавы с водой для сброса остатков пека из вагонов.

23. В целях предупреждения загрязнения пеком окружающей территории предприятий, железнодорожных станций и акватории порта при проектировании спецучастков необходимо предусмотреть сбор сточных вод из канав в производственную канализацию с предварительным улавливанием пека в отстойниках.

24. Сбрасывание пека, различных его остатков, а также промывных и сточных вод, содержащих пек и его продукты в моря, поверхностные водостоки и др. водоемы запрещается.

25. Вопросы хранения и утилизации остатков пека, задержанных в канализационных отстойниках, а также после зачистки транспортных средств, механизмов, рабочего инвентаря, равно как и вопросы отвода и очистки сточных вод должны решаться, исходя из местных условий, по согласованию с органами санэпидслужбы.

26. Погрузочно-разгрузочные работы с пеком должны быть механизированы.

27. После окончания работы с пеком погрузочно-разгрузочные механизмы и приспособления, лопаты, скребки и т.п. необходимо тщательно очищать от остатков пека при помощи горячей воды, ветоши, щеток. Все механизмы, используемые при работе с пеком, должны храниться в специально отведенных местах.

28. Участок для хранения пека должен размещаться под навесом. Хранение пека в затаренном виде должно производиться штабелями на специальных настилах, поднятых на 10 - 15 см от уровня пола.

29. Хранение пека и пексодержащих материалов в общих складах, пакгаузах, в местах общего пользования железнодорожных станций запрещается.

30. Вентиляция спецскладов для хранения пеков должна проектироваться в соответствии с санитарными требованиями.

31. Все работы на открытом воздухе с пеками и изделиями, покрытыми массой, содержащей пек, должны производиться в период от захода до восхода солнца, но с таким расчетом, чтобы рабочие до восхода солнца могли вымыться и уйти домой.

 

Примечание: по согласованию с органами Госсаннадзора, перегрузочные работы могут допускаться также и в дневные часы, но при условии механизации этих работ и проведения профилактических мероприятий, гарантирующих рабочих от соприкосновения с грузом.

32. На предприятиях все отделения, где производится дробление, размол и разварка пеков, варка массы, содержащей пек, и ее применение в горячем виде, должны быть изолированы от остальных рабочих помещений.

33. Загрузка пеков в варочные котлы, в дробильные и смесительные аппараты должна производиться с помощью механических приспособлений.

34. Дробление пеков, размол и смешивание их в сухом виде с другими веществами должно производиться механизированным путем с применением герметично закрывающихся машин и аппаратов под вытяжной механической вентиляцией.

35. Варочные котлы должны быть оборудованы местной механической вытяжной вентиляцией для полного улавливания выделяющихся паров и газов.

36. Процессы розлива горячей массы, содержащей пек, а также покрытие и пропитка изделий этой массой должны быть механизированы и герметизированы.

37. Искусственная освещенность при перегрузочных работах в трюмах судов, вагонах, на причалах, складах должна быть не менее 50 люкс. Искусственная освещенность на рабочих поверхностях в производственных помещениях устанавливается в соответствии с существующими нормами.

38. Бытовые помещения и устройства (гардеробные, умывальники, уборные и др.) должны быть выполнены в соответствии с нормами проектирования вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий.

39. В соответствии с существующими нормативами все работающие с пеком должны быть обеспечены за счет предприятия спецодеждой (комбинезонами, наголовниками, рукавицами, нательным бельем, в холодный период года утепленным костюмом, спецобувью), средствами индивидуальной защиты - респираторами, предохранительными очками и средствами против их запотевания, средствами для профилактики заболеваний кожи - пастой, мазью, туалетным мылом и мягким индивидуальным полотенцем. Применение средств индивидуальной защиты при работе с пеком обязательно. В местах, где производится работа с пеком должна быть аптечка.

40. Для работы с пеком необходимо пользоваться:

а) комбинезоном или противопылевым костюмом со шлемом (ГОСТ 15149-69), ГОСТ 1683-70; в холодный период года - костюмом утепленным (куртка мужская рабочая ГОСТ 9869-61, тип "Б", брюки мужские рабочие ГОСТ 11145-65, тип "Б").

б) рукавицами рабочими "краги" или рукавицами с двойными наладонниками (МРТУ 17-732-69);

в) ботинками марки "пыль" (ГОСТ 5782-51), полусапогами юфтевыми кожаными для пыльных цехов (ГОСТ 6782-64).

 

Примечание: Лучшим пылезащитным свойством обладают хлопчатобумажные ткани - молескин, арт. 30-54 и арт. 30-57).

41. Костюмы, комбинезоны, нательное белье, обувь, рукавицы должны быть закреплены за каждым грузчиком и храниться в индивидуальных шкафах. Уходить в спецодежде или уносить спецодежду домой категорически воспрещается.

42. Обеспыливание наголовников, комбинезона, нательного белья и рукавиц должно производиться ежедневно после работы пылесосом. Стирка их производится механизированно не реже 2-х раз в неделю за счет администрации предприятия. Стирка на дому не допускается. Перед стиркой спецодежду замачивают в мыльном содовом растворе на 6 - 8 час. После этого спецодежду 2-3 раза стирают в горячем мыльносодовом растворе, содержащем 2,5% мыла и 0,5% соды. Если одежда сильно загрязнена, то ее следует кипятить в таком растворе дважды, на протяжении 30 минут каждый раз. После стирки спецодежду отжимают и прополаскивают последовательно в горячей, теплой и холодной водах, а затем просушивают.

43. Для защиты глаз от воздействия пека должны применяться защитные очки с оргстеклом типа "Моноблок" С5-СТЗ ГОСТ 9802-61 или герметичные очки ПО-2 ГОСТ 9496-60) или летно-шоферские очки со стеклами марки ТС-1. Крановщики, весовщики, бригадиры, работники грузового двора и другие лица, занятые на работах с пеком, также должны обеспечиваться противопылевыми защитными очками, не ограничивающими поле зрения. Перед работой внутренняя поверхность стекол очков должна обрабатываться средствами против запотевания.

Работающим с пеком снимать очки на открытом воздухе после окончания работы до принятия душа не разрешается. Смена очков при запотевании во время работы должна производиться по возможности быстро, в затемненных и незапыленных местах. После работы использованные очки должны быть тщательно очищены и храниться на полках в индивидуальных шкафчиках.

44. Для защиты органов дыхания, при выделении пековой пыли в воздух рабочей зоны, необходимо пользоваться респираторами следующих типов: У-2К ТУ-16-812-65, РУ-60М ТУ-6-16-1462-70; РПК ТУ-1-288-71; Астра-2 ТУ-205-28-71. Респираторы ежедневно после работы должны быть тщательно промыты в теплой воде с мылом и продезинфицированы ватным тампоном, смоченном в спирте или 0,5%-ном растворе марганцевокислого калия. После дезинфекции лицевые части вновь необходимо промыть в чистой воде и высушить при температуре 30-35°С.

45. Для защиты открытых участков кожи от пека и поглощения ультрафиолетовых лучей рекомендуются следующие средства:

а) раствор "ЦНИЛГИС-3" состоящий из канифоли (15%), салола (10%) и спирта (75%). Перед использованием раствор разливают в баночки в нужном количестве для каждого рабочего. Рабочий наносит его на кожу лица, за исключением: глазных впадин, ватным тампоном или широкой кисточкой перед зеркалом. После нанесения раствора примерно через минуту, лицо припудривают тальком. Раствор "ЦНИЛГИС-3" может применяться в любое время года в самых неблагоприятных метеорологических условиях. Образующаяся на коже лица тонкая бесцветная пленка не стягивает кожу, не нарушает потоотделения в теплое время года, не усиливает охлаждения лица в зимнее время, не смывается потом, холодной водой и атмосферными осадками и не стирается при прикосновении. Смыть пленку раствора возможно теплой водой с мылом. Раствор хранится в закрытой стеклянной посуде;

б) Для защиты кожи лица можно применять пудру "ЦНИЛГИС-6", состоящую из мелкорастертой канифоли и бария или окиси цинка в соотношении 1:3, или пасту "ХИОТ-11", состоящую из 2 г. желатина, 6 г. пшеничного крахмала, 15 г. жидкости Бурова, 54 г. глицерина, 3 г. окиси цинка, 24 г. белой глины, 0,4 г. охры или других красящих веществ (фуксин, аурамин, сафранин);

в) рекомендуются также пасты ИЭР-1, ИЭР-1 с добавкой.

 

Примечание: Пудру или пасту наносят на кожу лица рукой и растирают до образования тонкого слоя.

46. После работы рабочие должны обязательно принимать теплый душ. Лицо обмывается струей теплой воды под душем в течение 1-2 мин. без помощи рук, затем моется с мылом. Пользоваться холодной водой для мытья лица воспрещается.

47. При отсутствии специально оборудованного пекового участка, санитарно-бытовых помещений, средств личной защиты, регулярной смены спецодежды, выполнение всех видов работ с пеком запрещается.

48. Обо всех работах с пеками, о каждом предстоящем прибытии судов, железнодорожных составов и автомашин с пеком администрация и санэпидстанция должны быть извещены не менее, чем за 24 часа.

49. Все работающие с пеком и пекосодержащим материалами подвергаются предварительным медосмотрам при приеме на работы и периодическим медосмотрам в соответствии с действующим приказом Министра здравоохранения СССР.

50. Ответственность за выполнение требований настоящих правил возлагается на руководителей предприятий, транспортирующих и проводящих работу пеками.

51. С вводом в действие настоящих правил отменяются ранее изданные - "Санитарные правила по погрузке и разгрузке пека в морских и речных портах", утвержденные ГСИ СССР за N 250-57 от 29 июня 1957 года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Санитарные правила при транспортировке и работе с пеками (утв. Заместителем Министра здравоохранения СССР Главным государственным санитарным врачом СССР 23 ноября 1973 г. N 1131-73)


Текст правил официально опубликован не был


Правила разработаны НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР. Согласовано с Госстроем СССР 20 декабря 1972 г. N НК-4495-1. Согласовано с ВЦСПС N 12-4/7877 27 июня 1972 г. N 12-4/7877.