Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 03-05-04-03/65941
Вопрос: Управление наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета по поступлению государственной пошлины за предоставление разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за внесение изменений в разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и обязано осуществлять функции контроля по зачислению поступлений в доходы федерального бюджета.
В Управление поступают заявления от юридических лиц - рыбопромышленных организаций на получение разрешений и внесение изменений в ранее выданные разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и производится оплата государственной пошлины другими юридическими и физическими лицами, не являющимися получателями разрешений. Юридические лица - получатели разрешений не могут самостоятельно уплатить государственную пошлину с расчетного счета по причине приостановки операций налоговыми органами.
Просим разъяснить правомерность принятия платежных документов по уплате государственной пошлины, уплаченной другими юридическими и физическими лицами за юридическое лицо, фактического получателя разрешения.
Ответ: В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины представителем организации, являющейся плательщиком государственной пошлины, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Пунктами 1, 5 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 333.17 Кодекса государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса.
В случае, если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно статье 26 Кодекса плательщик сбора (государственной пошлины) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3).
В соответствии со статьей 27 Кодекса законными представителями плательщика сбора - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 22 января 2004 года N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств.
При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком (плательщиком сбора) и именно за счет его собственных денежных средств.
Поэтому при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.
Заместитель директора департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о внесении госпошлины наличными деньгами представителем организации, являющейся плательщиком.
Как пояснил Минфин России, в данном случае к платежному документу нужно приложить доказательства принадлежности средств организации, обратившейся в госорган за совершением юридически значимого действия. Т. е. должно быть указано, что представитель действует на основании доверенности или учредительных документов. Также необходим расходный кассовый ордер или иной документ о выдаче физлицу целевых средств.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 03-05-04-03/65941
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10 - 16 февраля 2015 г. N 6