Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных..."

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали нормы Закона о прокуратуре в части проверок НКО на предмет соблюдения ими законов.

Так, положения обязывают исполнять требования прокурора в срок.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения.

Также нормы закрепляют права прокурора при осуществлении им своих функций.

КС РФ счел, что в определенном значении данные положения являются конституционными.

Они таковы в той мере, в какой закрепляют полномочие прокурора требовать при проведении упомянутых проверок представления руководителями и другими должностными лицами НКО необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Как пояснил КС РФ, этим нормы обеспечивают выполнение прокуратурой возложенной на нее функции.

Также нормы конституционны в той мере, в какой предполагают на практике следующее.

Прокуратура проверяет исполнение законов НКО в пределах предмета конкретной проверки.

Такой предмет проверки обусловлен наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО и ее должностных лиц. Причем их нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с госорганом, осуществляющим надзор за деятельностью НКО.

Мотивированное решение должно доводиться до сведения проверяемой НКО, по крайней мере, в момент начала проверки.

Прокурор может запрашивать у проверяемой НКО документы и материалы, непосредственно обусловленные целями и предметом конкретной проверки.

Однако имеются в виду документы и материалы, которые нельзя получить у других госорганов или из открытых источников (и которые ранее не передавались прокуратуре при проверке этой же НКО).

Причем НКО не обязана представлять документы, которые она не должна иметь по законодательству, а также формировать материалы, не имеющиеся на момент предъявления прокурором требования.

Прокуратура не вправе повторно проводить проверку НКО по тем же фактам предполагаемых нарушений, которые уже оценивались ранее. Исключение - проверка устранения нарушений, которая производится в разумный срок после их выявления.

Привлекать к проверке представителей (сотрудников) других госорганов прокуратура может лишь для осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций.

По итогам проверки прокуратура обязана утвердить акт, отражающий наличие или отсутствие нарушений (по поводу которых проводилась проверка), и довести его до сведения НКО.

НКО вправе обратиться в суд, чтобы проверить законность подобных мероприятий. Бремя доказывания правомерности проверки в таком случае лежит на прокуроре.

В тоже время в ином аспекте нормы неконституционны.

Они признаны таковыми в той мере, в какой не закрепляют общие (предельные) сроки проверок НКО.

Также нормы, обязывая безусловно исполнять требования прокурора в срок (нарушение которого влечет административную ответственность), не регламентируют конкретное время для этого.

Законодатель должен принять необходимые поправки в части сроков.

До этого разумность подобных сроков суд должен оценивать с учетом того, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Пока ориентир для такой оценки - Закон о защите прав юрлиц и ИП при госконтроле.


Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"


Текст Постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 февраля 2015 г., в "Российской газете" от 2 марта 2015 г. N 42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 марта 2015 г. N 9 ст. 1389, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2015 г., N 2