Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 417-О "По запросу Арбитражного суда Центрального округа о проверке конституционности пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Некоторые категории товаров при ввозе на единую территорию ТС освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Оспаривались нормы, регулирующие вопросы применения такого освобождения.

Данные положения касаются товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд).

Ввоз таких товаров освобождается от уплаты пошлин. Однако в определенных ситуациях может наступить обязанность внести их.

Одна из таких ситуаций - последующий выход иностранного инвестора из состава участников организации.

По мнению заявителя (суда), нормы являются неопределенными, поэтому неоднозначно толкуются на практике.

Так, не ясно, распространяются или нет нормы на отношения в ситуации, когда ввоз товаров имело место до даты введения данных правил, а выход участника из организации - уже после.

Отклоняя такие доводы, КС РФ подчеркнул следующее.

До 2015 г. исключительной компетенцией по рассмотрению дел о соответствии актов органов ТС международным договорам, составляющим договорно-правовую базу данного союза, обладал Суд ЕврАзЭС.

В частности, соответствие оспариваемых норм было проверено и подтверждено таким судом еще в 2013 г.

С 2015 г. вместо ЕврАзЭС действует ЕАЭС.

При этом решения Евразийской экономической комиссии, а значит, и Комиссии ТС, сохраняют свою юрсилу и применяются в части, не противоречащей договору о ЕАЭС.

Однако это не может служить основанием для пересмотра правовой оценки, которая уже была дана акту, нормы которого оспариваются (решение Комиссии ТС).

На тот момент суд указал, что с даты вступления такого акта в силу (18.08.2013) он применяется в отношении товаров, ввезенных как после этого дня, так и до него.

Принцип непридания обратной силы не означает, что возникшие в прошлом правовые отношения остаются неизменными впоследствии и не могут подвергаться иной регламентации в новых условиях.

Кроме того, тогда суд выразил позицию относительно исчисления срока, по истечении которого прекращается обязанность по внесению таможенных пошлин по таким товарам.

Эти позиции сохраняют свою силу и должны учитываться.

Кроме того, КС РФ указал, что органы власти и должностные лица в отношении товаров, ввезенных до 18.08.2013, обязаны учитывать, на каких условиях такие льготы предоставлялись ранее.

При этом надо избегать пересмотра установленного на момент предоставления таких льгот правового режима их использования (прекращения), противоречащего общеправовому принципу "закон обратной силы не имеет".

Следует помнить, что оспариваемые нормы не касаются товаров, ввезенных в Россию в качестве вклада иностранного лица в уставный капитал, как минимум, до образования ТС.


Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N 417-О "По запросу Арбитражного суда Центрального округа о проверке конституционности пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"



Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2015 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2015 г., N 3