Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (утв. МЧС России 23 июля 2014 г. N 2-4-87-13-14)

Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения
(утв. МЧС России 23 июля 2014 г. N 2-4-87-13-14)

 

I. Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (далее - методические рекомендации) разработаны взамен ранее действующих методических рекомендаций, утвержденных МЧС России от 16.08.2012 N 2-4-87-16-14, в целях реализации требований, установленных Федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. Федеральных законов от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ, от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. N 445-ФЗ), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. Федеральных законов от 1 апреля 2012 г. N 23-ФЗ, от 11 февраля 2013 г. N 9-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. N 404-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108), постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" и приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 N 625 "Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности" (зарегистрирован в Минюсте России от 15.12.2011 регистрационный N 22631) (далее - Дополнительные требования).

1.2. Методические рекомендации предназначены для применения в системе МЧС России для организации мероприятий по подготовке и выдаче заключений о готовности организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (далее - Заключение) и определяют порядок:

проведения подготовительных мероприятий к выдаче Заключений;

проведения оценки готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (далее - ГТС);

выдачи Заключений;

учета ГТС, подлежащих декларированию безопасности в территориальных органах МЧС России.

1.3. Проведение мероприятий по подготовке и выдаче Заключений осуществляется в соответствии с Дополнительными требованиями к содержанию декларации безопасности ГТС и настоящими методическими рекомендациями.

1.4. Для реализации мероприятий по выдаче Заключений создаётся комиссия по выдаче заключений о готовности организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС (далее - Комиссия), персональный состав которой определяется приказом территориального органа МЧС России.

Председателем Комиссии назначается заместитель начальника территориального органа МЧС России, курирующий вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К участию в работе комиссии привлекаются соответствующие специалисты по согласованию с собственниками или эксплуатирующими организациями (далее - декларанты).

1.5. По результатам рассмотрения проекта ежегодного перечня объектов, имеющих ГТС, поднадзорных Ростехнадзору и подлежащих декларированию, а также графика представления декларации их безопасности, Департаментом гражданской защиты и территориальными органами МЧС России осуществляется планирование мероприятий по подготовке и выдаче Заключений, которые включаются в Комплексный план основных мероприятий МЧС России и планы основных мероприятий территориальных органов МЧС России.

Сроки проведения мероприятий по подготовке и выдаче Заключений уточняются с декларантами и включаются в годовые план-графики проведения мероприятий по выдаче Заключений.

1.6. Мероприятия по подготовке к выдаче Заключения включают:

рассмотрение возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций, установление ущерба, который может быть нанесен в случае аварии ГТС, и определение характера возможных чрезвычайных ситуаций при аварии ГТС;

рассмотрение документов, характеризующих степень готовности организации, эксплуатирующей ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;

участие представителей МЧС России и привлекаемых экспертов в преддекларационном обследовании ГТС;

проведение учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.

1.7. При положительном результате учения по проведению оценки готовности организаций, эксплуатирующих ГТС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС срок выдачи Заключения не должен превышать двух недель.

1.8. Годовые план-графики проведения мероприятий по выдаче Заключений главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, в которые включаются все ГТС, расположенные на территории субъекта Российской Федерации независимо от характера возможной чрезвычайной ситуации, рассматриваются Комиссиями региональных центров МЧС России, главными управлениями МЧС России по г. Москве, по г. Севастополь, по Республике Крым.

Годовые план-графики проведения мероприятий по выдаче Заключений региональными центрами МЧС России, главными управлениями МЧС России по г. Москве, по г. Севастополь, по Республике Крым направляются в Департамент гражданской защиты МЧС России ежегодно к 1 марта т.г. (приложение N 1).

1.9. Результаты деятельности территориальных органов МЧС России по выдаче Заключений и предложения по совершенствованию работы в данной области направляются в МЧС России в составе материалов, представляемых территориальными органами МЧС России в ежегодный государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

1.10. Выдачу Заключений в зависимости от характера возможных чрезвычайных ситуаций в случае аварии ГТС осуществляют:

Департамент гражданской защиты МЧС России для ГТС в случае возможной чрезвычайной ситуации федерального характера, зона которой выходит за пределы территории федерального округа*;

региональные центры МЧС России, главные управления МЧС России по г. Москве, по г. Севастополь, по Республике Крым для ГТС в случае возможной чрезвычайной ситуации федерального характера, зона которой не выходит за пределы территорий федерального округа, а также для ГТС в случае возможных чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера**;

главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации для ГТС в остальных случаях.

1.11. В случае если авария на ГТС (по результатам материалов, представленных организацией, эксплуатирующей ГТС) может привести к чрезвычайным ситуациям с серьезными последствиями, то проведение учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС осуществляется под руководством начальника регионального центра МЧС России, начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации с привлечением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

1.12. Департамент гражданской защиты МЧС России осуществляет контроль и методическое сопровождение деятельности территориальных органов МЧС России в данной области.

1.13. Территориальные органы МЧС России в недельный срок после выдачи Заключения направляют:

в Департамент гражданской защиты - реквизиты Заключения о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории в случае аварии ГТС (наименование и адрес организации, эксплуатирующее ГТС, характер возможной чрезвычайной ситуации при аварии на ГТС, а также наименование темы проведенного учения);

в подразделения Ростехнадзора - утверждающие декларацию безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, электронную копию Заключения о готовности ГТС по запросу надзорного органа;

в ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской обороны" (ФЦ) - электронную копию Заключения и отчета по результатам проведенного учения в целях осуществления анализа деятельности территориальных органов МЧС России по выдаче Заключений и выработки предложений по повышению её эффективности.

1.14. В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации ведется учет ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежащих декларированию безопасности, а также выданных Заключений и копий деклараций безопасности, утвержденных установленным порядком.

II. Организация проведения подготовительных мероприятий по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС

 

2.1. Порядок участия представителей МЧС России в преддекларационном обследовании ГТС предусматривает согласование с декларантом порядка предоставления и рассмотрения:

исходных данных для определения масштабов возможных чрезвычайных ситуаций при авариях на ГТС;

сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций;

состава представителей МЧС России и порядка привлечения к участию в работе Комиссии специалистов сторонних организаций;

документов, характеризующих степень готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС, в том числе к проведению учения.

2.2. Исходными данными для проведения классификации характера возможной чрезвычайной ситуации в случае аварии на ГТС являются показатели, характеризующие:

степень риска аварий на ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

границы зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев гидродинамических аварий ГТС;

прогнозируемое количество пострадавшего населения, в том числе погибшего, а также численность населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

величину материального ущерба, обусловленного возникновением чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС, осуществляется в соответствии с декларацией промышленной безопасности, после проведения экспертизы.

2.3. С целью оценки готовности руководителей и персонала ГТС, а также обслуживающих ГТС поисково-спасательных формирований к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае возможных аварий ГТС проводится учение. В ходе проведения учения рассматривать вопросы, указанные в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих методических рекомендаций.

Тема учений, проводимых для оценки готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии ГТС, определяется по результатам рассмотрения возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций территориальными органами МЧС России.

III. Проведение оценки готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС

 

3.1. При рассмотрении документов и материалов, характеризующих степень готовности организации, Комиссия оценивает:

выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территории, которая может оказаться в зоне затопления (подтопления) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

организацию работы по прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организацию взаимодействия с соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС и их звеньями;

полноту реализации мероприятий, предусмотренных Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценку риска аварий ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

результаты реализации комплекса мер, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе предусмотренных актами расследования причин имевших место чрезвычайных ситуаций;

укомплектованность и квалификацию персонала;

природные нагрузки по каждому из опасных природных воздействий, которые могут привести к возникновению и развитию чрезвычайных ситуаций, с учетом их периодичности и интенсивности воздействия на объект и решение вопросов обеспечения защищенности объекта от опасных природных процессов и явлений;

класс опасности отходов, попадающих в зону возможного затопления (в зоны затопления при возникновении чрезвычайных ситуаций на ГТС);

резервы материальных и финансовых средств, предусмотренных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по обеспечению готовности технических средств, исключающих распространение опасных отходов, а также технических систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

устойчивость функционирования систем и средств управления производственным процессом в условиях чрезвычайной ситуации;

реализацию мероприятий по созданию мест размещения резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, а также систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при возникновении чрезвычайной ситуации, а также проведение аварийно-восстановительных и спасательных работ;

обеспечение беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, а также ввод и передвижение по территории сил и средств, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.2. Для оценки достаточности мер по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайной ситуации в случае аварии на ГТС Комиссия рассматривает материалы, характеризующие полноту проработки вопросов:

отработки совместных действий в рамках РСЧС по защите населения и территорий при чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС;

выполнения ранее принятых решений МЧС России и его территориальных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности ГТС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности принимаемых и запланированных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определения границ зон возможного затопления и размеров зон действия вторичных поражающих факторов;

определения возможного количества пострадавших, в том числе погибших, а также населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;

обеспечения защиты персонала и населения от катастрофического затопления;

состояния и обеспечения готовности к использованию систем оповещения персонала и населения (ОСО, ЛCO);

оценки величины возможного ущерба физических и юридических лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

страхования гражданской ответственности в установленном порядке за причинение вреда в случае аварии ГТС и за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам при возникновении чрезвычайной ситуации в случае возможной аварии на ГТС.

3.3. По результатам учения территориальными органами МЧС России оформляется отчет о результатах проведения учения (далее - отчет), который является приложением к Заключению.

В отчете указываются:

тема учения;

полнота отработки вопросов в ходе учения;

состояние дел по оповещению и информированию населения;

оценка действий задействованных сил и средств и органов управления;

выявленные в ходе проведения учения замечания и предложения по совершенствованию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения и территорий;

оценка готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии ГТС.

Положительное Заключение выдается после устранения замечаний, указанных в отчете.

По результатам учения Комиссия выставляет оценку: "Организация к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории в случае аварии гидротехнических сооружений готова (или не готова), органы управления, силы и средства организации с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении справились (или не справились)".

В случае получения неудовлетворительной оценки (не готова, не справились) по результатам учения декларантом планируется повторное проведение учения в согласованные с территориальным органом МЧС России сроки.

IV. Оформление заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий в случае аварии ГТС

 

4.1. Заключение оформляется по форме согласно приложению N 2 и включает:

сведения о ГТС и организации, его эксплуатирующей, а также документах, рассмотренных в ходе проведения мероприятий по выдаче Заключения;

информацию о масштабах возможных чрезвычайных ситуаций при авариях на ГТС;

данные о выполнении декларантами требований, установленных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

результаты оценки достаточности мер по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае аварии ГТС;

информацию об устранении замечаний, указанных в отчете территориального органа МЧС России;

отчет по результатам проведенного учения с указанием его темы.

4.2. Заключение должно содержать обоснованные выводы о готовности или неготовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о достаточности или недостаточности принимаемых и спланированных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случае возможной аварии ГТС.

4.3. Региональными центрами МЧС России готовится три экземпляра Заключения. Первый экземпляр остается в Департаменте гражданской защиты МЧС России или региональных центрах МЧС России, второй экземпляр передается декларанту, а третий направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации готовится три экземпляра Заключения. После утверждения первый экземпляр остается в территориальном органе МЧС России, второй экземпляр передается декларанту, а третий направляется в региональный центр МЧС России.

При проведении Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации мероприятий по подготовке и выдаче Заключения по решению регионального центра МЧС России, после утверждения, первый экземпляр направляется в региональный центр МЧС России, второй - передается декларанту, а третий остается в территориальном органе МЧС России, который готовил проект заключения.

4.4. Заключение утверждается руководителем Департамента гражданской защиты либо территориального органа МЧС России, выдающего заключение, заверяется печатью, прошивается с указанием количества страниц и регистрируется установленным порядком.

4.5. Срок действия Заключения определяется сроком действия декларации безопасности ГТС.

4.6. О выдаче Заключения территориальный орган МЧС России в недельный срок информирует соответствующее муниципальное образование и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

V. Учет в территориальных органах МЧС России гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

 

5.1. Учет ГТС, подлежащих декларированию безопасности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальными органами МЧС России по форме согласно приложению N 3.

В Перечень гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень ГТС), включаются ГТС, на которых в случае аварии ГТС прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций.

5.2. Перечень ГТС обновляется по состоянию на 1 февраля текущего года и ежегодно направляется в Департамент гражданской защиты к 1 февраля.

Срок хранения Перечня ГТС в территориальных органах МЧС России 5 лет.

 

Заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-лейтенант

В.В. Степанов

 

______________________________

* В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

** По решению региональных центров МЧС России организация мероприятий по подготовке и выдаче Заключений для ГТС в случае возможных чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации направляют в региональные центры МЧС России три экземпляра проекта Заключения с оригиналами подписей членов Комиссии и привлекаемых экспертов, а также прилагаемый отчет по результатам учения, который утверждается председателем Комиссии.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (утв. МЧС России 23 июля 2014 г. N 2-4-87-13-14)


Текст методических рекомендаций официально опубликован не был