Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 марта 2014 г. N 03-05-05-01/11404
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения объекта недвижимого имущества, расположенного в городе Москве, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Кодексом.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право определять с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного, если в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 года исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению по кадастровой стоимости объектов при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 года.
В то же время, если здание не отвечает условиям, указанным в пунктах 3-5 статьи 378.2 Кодекса, то положения статьи 378.2 Кодекса к этому объекту применяться не должны.
Одновременно обращаем внимание, что в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации принят Закон города Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы), устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (статья 1 и 2 Закона Москвы).
Что касается зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то согласно статье 2 Закона Москвы такие объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости начиная с 2015 года.
Таким образом, Закон Москвы применяется в 2014 году в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, расположенных на земельных участках, имеющих вышеназванные виды разрешенного использования.
Из договора аренды земельного участка следует, что вид разрешенного использования земельного участка, занятого зданием, предусматривает целевое использование для эксплуатации части здания под гостиницу и части здания под административные цели.
В целях реализации указанного Закона Москвы в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год (постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП), согласно которому здание включено в указанный Перечень, в связи с чем данный объект недвижимости подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости всего здания. При этом собственники помещений в указанном здании уплачивают налог на имущество организаций, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости помещений, собственниками которых они являются.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (пункт 6 статьи 378.2 Кодекса).
Между тем, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (далее - Классификатор ОК 002-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.
При этом Классификатором ОК 002-93 группа 01 "Бытовые услуги" не включает гостиничные услуги, которые относятся к группам 04 "Жилищно-коммунальные услуги" и 06 "Туристские и экскурсионные услуги".
Одновременно обращаем внимание, что по вопросам применения Закона Москвы, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, следует обращаться в соответствии со статьей 34.2 Кодекса в финансовый орган города Москвы, а по вопросу включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2014 год - в уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти.
Заместитель директора Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если в регионе принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых, торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, то эти объекты подлежат налогообложению по кадастровой стоимости. Условие - они должны быть включены в Перечень объектов недвижимости, размещенный на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.
В то же время если здание не отвечает условиям, указанным в НК РФ, то оно не должно облагаться налогом по кадастровой стоимости.
Даны разъяснения о применении Закона города Москвы, устанавливающего с 1 января 2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 марта 2014 г. N 03-05-05-01/11404
Текст письма официально опубликован не был